(Слайд 1) - Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! - С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста. (Дети поднимают РУКИ С БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ.). (Слайд 2)Итак, солнечное настроение. Приступим к работе. Запись числа и классной работы на доске. Поиграем. (Слайд 3-13) 1.Отгадывание ребусов для определения темы урока. Вопросы к классу: - К каким частям речи относятся слова, которые вы угадали? (может быть прилагательные, существительные иил слова незнакомой части речи) 1) - Может кто-нибудь знает, как называется эта часть речи? (Учащиеся высказывают свои предположения, если кто-нибудь из детей догадается, учитель подтверждает) - Эта часть речи называется – наречием. - Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Наречие) (Слайд 14) (Слайд 15) - Какие поставим цели урока? Ребята проговаривают цели, затем появляется слайд 16. 1) познакомиться с наречием как частью речи; 2) научиться отличать наречия от других частей речи; 3) Умение находить наречия в тексте; 4) Определить функцию наречий; 5) Умение правильно произносить наречия; 6) Расширить словарный запас за счёт употребления в речи наречий. (Слайд 17) Задание к классу: 2. По почте вы получили письмо от друга следующего содержания (на слайде и на листах на парте) Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе. Я ездил в гости к бабушке. Там было очень. Мы с друзьями проводили время. Был лес, где собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали ходить так в лес. А еще мы купались на речке. Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать, играть, гулять. Твой друг. Слайд 17 - Задание: (работа в парах) Прочитайте письмо. Все ли вам понятно? (нет, в этом письме некоторые предложения кажутся не совсем полными непонятными) Посовещайтесь в парах, добавьте необходимые, на ваш взгляд, слова; Прочитайте свою дополненную версию письма; Постарайтесь определить, какой частью речи являются дополненные слова, сделайте вывод. (Ребята работают в парах на листочках, изменяют полученное письмо, вставляя слова) - Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек, какие у них получились письма. - Проверка письма. Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде 18) Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного о себе. Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды. Однажды мы заблудились, стали громко кричать. Нас нашли только вечером. Больше мы не стали ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались на речке. Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай поскорей в гости, будем весело отдыхать, интересно играть, много гулять. Твой друг. Вопрос: Какие вставили части речи? Определить их функцию? ими можно выражать состояние, настроение человека, его характер и т.д. описании души человека, его внутреннего мира или описания природы, выполняют изобразительную роль. В русском языке наречия играют роль усилителей, при этом придавая эмоциональность тексту. Слайд 20. Приём фишбоун Обращение к кластеру. (Составление памятки-опоры) - У вас на столах лежат листочки, на которых нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся сегодня, в течение урока, заполнить по новой теме. - Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы уже сейчас, исходя из нашего письма, можем сказать? 1. В течение урока мы составим памятку-опору, которой вы сможете пользоваться в дальнейшем. Обучающимся дан бланк кластера фишбоун (распечатан) (Предлагаемые ответы детей фиксируются на слайде. Например: указывает на место действия, время, уточняет глагол) 2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в предложении чаще всего бывает связано наречие? Выпишем из письма словосочетания с наречием. Работа выполняется с комментированием. Ездил (когда?) недавно, проводили (как?) здорово, был (где?) рядом, кричал (как?) громко, и т..д. -Итак, какой вывод можно сделать после этого задания -Что запишем в схеме? (Наречие связано с глаголом, с прилагательным и другим наречием и поясняет их) - А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые сведения об этой части речи в учебнике. (Подтвердить сказанное). Что еще узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали, что наречия несклоняемые и неспрягаемые, а также, что поясняют прилагательные) 3) Сообщение ученика о наречии, послушайте и дополните схему. Наречие – это старое слово. Оно существовало еще в древнерусском языке. В нем можно выделить корень –реч- , значениекоторого в древнерусском языке было «глагол». Это значениеи сохраняется в корне –речь- , входящем в слово наречие. Наречие еще называют «Приглаголие». (Из этимологического словаря). Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством. Я, Наречие несу в предложении огромную смысловую нагрузку. Я могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д. -Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи? Что еще можно добавить в нашу памятку? Слайд 21-23. Обратимся к учебнику. Стр. 91-92. Правило на стр. 92. Читаем, осмысливаем. Добавляем материал в памятку. 4) Упражнение 220, (Прочитать с выражением) после объяснения, выполняем самостоятельно с примером у доски). - Какие знания о наречии подтверждает это упражнение? (Что наречия не изменяются, подчёркиваются -.-.-.-.-.-.-.-) Слайд 24 Физкультминутка Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам заменить фразеологизмы на наречия. Слайд 25 Упражнение «Мудрый Соколиный глаз» Слайд 26 Проверка. Слайд 27 Сообщение ученика. Объяснение происхождение фразеологизма «На всю Ивановскую». На всю Ивановскую В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями. Вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы. Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика. Слайд 28. -29 Итог урока Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии, пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод, а затем появляется слайд) Рефлексия. - Итак, подведём итоги. Расскажите все, что вы узнали о наречии в порядке наших наблюдений. Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? Какой главный морфологический признак имеет наречие? К каким словам чаще всего примыкает наречие? Каким членом предложения обычно бывает наречие? Слайд 30. Ребята, продолжите предложения: Вопросы: -Всё ли мы за урок узнали и поняли о наречии? (нет) - На следующих уроках мы продолжить изучать наречие и узнаем еще много интересного. Слайд 31. Рефлексия с помощью наречий. - домашнее задание с целью закрепления полученных знаний. Слайд 32 Составить рассказ на тему «Зима» или «Зимние забавы» с использованием наречий; V. Оценки за урок. - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста? (Нарисовать смайлику (заранее лежат на партах) улыбку) |