СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый Урок Наречие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый Урок Наречие»

Тема урока: Наречие. 7 класс.


Цель урокасистематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.

Задачи:

Образовательная:

1. создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; дать определение наречию, акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий, учить находить наречия в предложении, использовать прием кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме; учить правильно использовать наречия в речи.

2. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи.

3. Напомнить о синтаксической роли наречий. Объяснить на примерах, со словами какой части речи можно перепутать наречия, и выстроить алгоритм рассуждения во избежание дальнейших ошибок.

Развивающая:

1. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы.

2. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

3.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

Воспитательная: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, воспитание эстетического вкуса, любви к природе.

Организация урока:

Тип урокаизучение нового материала, форма: урок-открытие новых знаний.

Оборудование: Раздаточный дидактический материал, интерактивная доска, компьютер, проектор, словари (орфоэпический, словарь синонимов, фразеологический, этимологический).

мультимедийная презентация.





















Этапы

Деятельность учителя


Комментарии

I. Организационный момент








II. Стадия вызова











Модельный ответ

























































III. Стадия осмысления.



















































































































IV. Рефлексия




















VI. Домашнее задание


(Слайд 1)

- Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста. (Дети поднимают РУКИ С БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ.).

(Слайд 2)Итак, солнечное настроение. Приступим к работе. Запись числа и классной работы на доске.

Поиграем.

(Слайд 3-13) 1.Отгадывание ребусов для определения темы урока.

Вопросы к классу:

- К каким частям речи относятся слова, которые вы угадали? (может быть прилагательные, существительные иил слова незнакомой части речи)

1) - Может кто-нибудь знает, как называется эта часть речи? (Учащиеся высказывают свои предположения, если кто-нибудь из детей догадается, учитель подтверждает)

- Эта часть речи называется – наречием.


- Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Наречие)

(Слайд 14)


(Слайд 15) - Какие поставим цели урока?

Ребята проговаривают цели, затем появляется слайд 16.

1) познакомиться с наречием как частью речи;

2) научиться отличать наречия от других частей речи;

3) Умение находить наречия в тексте;

4) Определить функцию наречий;

5) Умение правильно произносить наречия;

6) Расширить словарный запас за счёт употребления в речи наречий.

(Слайд 17) Задание к классу:

2. По почте вы получили письмо от друга следующего содержания (на слайде и на листах на парте)


Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе.

Я ездил в гости к бабушке. Там было очень. Мы с друзьями проводили время. Был лес, где собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали ходить так в лес. А еще мы купались на речке.

Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать, играть, гулять.

Твой друг.

Слайд 17 - Задание: (работа в парах)

  1. Прочитайте письмо. Все ли вам понятно? (нет, в этом письме некоторые предложения кажутся не совсем полными непонятными)

  2. Посовещайтесь в парах, добавьте необходимые, на ваш взгляд, слова;

  3. Прочитайте свою дополненную версию письма;

  4. Постарайтесь определить, какой частью речи являются дополненные слова, сделайте вывод.

(Ребята работают в парах на листочках, изменяют полученное письмо, вставляя слова)

- Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек, какие у них получились письма.

- Проверка письма.

Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде 18)

Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного о себе.

Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды. Однажды мы заблудились, стали громко кричать. Нас нашли только вечером. Больше мы не стали ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались на речке.

Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай поскорей в гости, будем весело отдыхать, интересно играть, много гулять.

Твой друг.

Вопрос: Какие вставили части речи?

Определить их функцию?

  • ими можно выражать состояние, настроение человека, его характер и т.д.

  • описании души человека, его внутреннего мира или описания природы, выполняют изобразительную роль.

  • В русском языке наречия играют роль усилителей, при этом придавая эмоциональность тексту.


Слайд 20. Приём фишбоун

Обращение к кластеру. (Составление памятки-опоры)

- У вас на столах лежат листочки, на которых нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся сегодня, в течение урока, заполнить по новой теме.

- Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы уже сейчас, исходя из нашего письма, можем сказать?

1. В течение урока мы составим памятку-опору, которой вы сможете пользоваться в дальнейшем.


Обучающимся дан бланк кластера фишбоун (распечатан)


(Предлагаемые ответы детей фиксируются на слайде. Например: указывает на место действия, время, уточняет глагол)

2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в предложении чаще всего бывает связано наречие? Выпишем из письма словосочетания с наречием.

Работа выполняется с комментированием.

Ездил (когда?) недавно, проводили (как?) здорово, был (где?) рядом, кричал (как?) громко, и т..д.


-Итак, какой вывод можно сделать после этого задания


-Что запишем в схеме? (Наречие связано с глаголом, с прилагательным и другим наречием и поясняет их)


- А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые сведения об этой части речи в учебнике. (Подтвердить сказанное).


Что еще узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали, что наречия несклоняемые и неспрягаемые, а также, что поясняют прилагательные)


3) Сообщение ученика о наречии, послушайте и дополните схему.

Наречие – это старое слово. Оно существовало еще в древнерусском языке. В нем можно выделить корень

реч- , значениекоторого в древнерусском языке было «глагол». Это значениеи сохраняется в корне

речь- , входящем в слово наречие. Наречие еще называют «Приглаголие». (Из этимологического словаря).

Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

Я, Наречие несу в предложении огромную смысловую нагрузку. Я могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д.


-Какие новые сведения отметили для себя?

Все ли понятно?

Какие появились вопросы по поводу статьи? Что еще можно добавить в нашу памятку?

Слайд 21-23.


Обратимся к учебнику. Стр. 91-92. Правило на стр. 92. Читаем, осмысливаем. Добавляем материал в памятку.

4) Упражнение 220, (Прочитать с выражением) после объяснения, выполняем самостоятельно с примером у доски).

- Какие знания о наречии подтверждает это упражнение? (Что наречия не изменяются, подчёркиваются -.-.-.-.-.-.-.-)


Слайд 24

Физкультминутка


Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам заменить фразеологизмы на наречия.


Слайд 25 Упражнение «Мудрый Соколиный глаз»

Слайд 26 Проверка.

Слайд 27 Сообщение ученика.

Объяснение происхождение фразеологизма «На всю Ивановскую».

На всю Ивановскую

В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями. Вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы.

Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.

Слайд 28. -29 Итог урока

Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии, пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод, а затем появляется слайд)


Рефлексия.

- Итак, подведём итоги. Расскажите все, что вы узнали о наречии в порядке наших наблюдений.


Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?

Какой главный морфологический признак имеет наречие?

К каким словам чаще всего примыкает наречие?

Каким членом предложения обычно бывает наречие?


Слайд 30. Ребята, продолжите предложения:


Вопросы:

-Всё ли мы за урок узнали и поняли о наречии? (нет)

- На следующих уроках мы продолжить изучать наречие и узнаем еще много интересного.


Слайд 31. Рефлексия с помощью наречий.

- домашнее задание с целью закрепления полученных знаний.



Слайд 32 Составить рассказ на тему «Зима» или «Зимние забавы» с использованием наречий;


V. Оценки за урок.


- С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста? (Нарисовать смайлику (заранее лежат на партах) улыбку)








































































































Кластер заполняется в течение урока, последовательно исходя из заданий и выводов, сделанных учащимися





















7