Цели занятия: способствовать формированию ключевых компетенций:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся о Вселенной, как складывались представления о Вселенной на протяжении веков, как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика; продолжить совершенствование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоконтроль.
Развивающая: способствовать развитию речи через усложнение и обогащение словарного запаса; умений сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать выводы, обосновывать.
Воспитывающая: способствовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости живой природы на макроуровне; сознательного отношения к умственному труду, умения осуществлять самоконтроль хода и результатов учебно-познавательной деятельности, ответственности за результаты труда; привлечению обучающихся к активной познавательной деятельности; воспитанию сознательной дисциплины и норм поведения, культуры речи.
Тип занятия: урок – обобщение изученного материала, частично поисковый (закрепления у знаний)
Форма урока: командная игра.
Межпредметные связи: физика, астрономия, окружающий мир.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация учителя, раздаточный материал по теме, физическая карта, глобус, канцелярские принадлежности, плакат «Солнечная система»
Методическая цель: повторение и закрепление изученного материала
План урока.
1. Вступительное слово учителя
2. Представление команд
3. Конкурс -Представления древних о Вселенной
4. Конкурс «Солнечная система».
5. Конкурс « Узнай планету»
6. Конкурс« Узнай пришельца»
7. Физкультминутка
8. Конкурс «Созвездия и Галактики»
9.Конкурс «Цифры Вселенной»
10. Подведение итогов игры. Награждение
Ход урока.
«Две вещи поражают нас больше всего –
Звезды над головой и совесть внутри нас...»
Древняя мудрость
1.Оргмомент.
Слайд 1.2.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а космическое. На уроке вспомним тот материал, который изучали в течение почти всей четверти это - разделы представления древних о Вселенной, Солнечная система, Звёзда, метеоры, астероиды и метеориты, созвездия ,Галактики.
Нашу планету сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. Однако человек всегда стремился в космос.
Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Урок- игру, урок-путешествие, в ходе которого постараемся выяснить насколько мы готовы путешествовать в космическом пространстве .
Слайд 56,57 . Итак, у нас 4 команды. Представьтесь, пожалуйста.
1команда – «Венера», командир корабля Панкратова Елизавета
2команда – «Сатурн», командир корабля Дудко Данил
3команда – «Марс», командир корабля Гафуров Адам
4команда – «Земля», командир корабля Пинчук Татьяна
Начинаем наш полёт
Поочередно задаю командам вопросы. За правильный ответ 1 балл.
Мы начинаем повторять конкурс - представления древних о Вселенной.
Слайд 3.
По просторам вод глубоких, черепаха все плывет.
На своей спине широкой трех слонов вперед везет.
На хребте у них Земля окружила их Змея.
В какой стране в древности представляли так Землю ?
Ответ . (Древняя Индия)
Слайд 4
Он первый предложил, что Земля вовсе не плоская , а имеет форму шара?
Слайд 5 Ответ. (Пифагор)
Слайд 6
Он думал, Земля – это центр Вселенной
Стоит себе смирно и смотрит она,
Как в сказочном танце плывут постепенно
По кругу планеты, Солнце, Луна.
Кто из античных философов предположил, что Солнце и планеты вращаются
вокруг Земли?
Слайд 7. Ответ. (Аристотель)
Слайд 8
Он тоже ,как и Аристотель считал давно: Землю- центром Вселенной и его все слушали система его господствовала 13 веков.
О ком идет речь?
Слайд 9 Ответ. (Птолемей)
Слайд 10
Первым он придумал это: Хоровод ведут планеты вокруг Солнца, не Земли,
Но ему не верили. О ком идет речь?
Слайд 11 Ответ.(Аристарх Самосский)
Слайд 12
Ученый этот убеждал , что Солнце- центр мира. Всё движется вокруг него, и в это его сила. Планета главная -Земля вокруг него и оси своей вращается.
О каком ученом идет речь?
Слайд 13 Ответ (Н.Коперник)
Слайд 14
Этот итальянский учёный считал, что Вселенная не имеет центра, она бесконечна.
Кто это? Что с ним произошло?
Слайд 15 Ответ.(Д.Бруно)
Слайд 16
Солнце вращается вокруг своей оси, если не веришь его расспроси.
Жестокий суд церковный заставил его отречься от правильных идей. О каком ученом идет речь?
Слайд 17 Ответ.( Г.Галилей)
Слайд 18 Следующий конкурс «Солнечная система».
Задаются вопросы командам поочередно . За правильный ответ 1 балл.
Слайд 19 Что составляют Солнечную систему ?
1. Солнце
2. Планеты земной группы
3.Планеты – гиганты
4.Астомероиды, кометы (все небесные тела)
Слайд 20 На какие 2 группы делятся Планеты?
Слайд 21 Назовите планеты земной группы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
Слайд 22. Назовите планеты -гиганты? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
Выйти к доске одному человеку от команды.
Слайд 23 Перед вами общие характеристики планет. (Приложение 2). Выберите признаки характерные только для планет земной группы - 1 и 2 команда, 3 и 4 команде для планет гигантов .
Слайд 24. Ответы Проверяем характеристики планет.
1-й вариант для планет земной группы ответ № 2,4,8,7
2-й вариант для планет - гигантов ответ № 1,5,6,3.
Слайд 25 Всем командам
Перед вами схема Солнечной системы . (Приложение 1)
За 1 минуту расположить планеты в порядке удаления от Солнца..
Слайд 26. Ответ Проверяем планеты: Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Слайд 27. Узнай планету
Слайд 28. А теперь наши ученики проверяют, хорошо ли знают особенности каждой планеты. (Капитаны поочередно задают вопросы ученикам из команды, если ученик не знает ответ, то помогает отвечать все команда ).
Вопросы:
Команда «Венера»
1.На какой ещё планете кроме планеты Земля заметна смена времен года? (Марс)
2.Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос)
3.Самая маленькая планета земной группы? (Меркурий)
4.Какие из планет земной группы имеют спутники? (Марс, Земля)
Команда «Земля»
5.Какая планета была открыта с помощью расчетов «на кончике пера»? (Нептун)
6.У какой планеты больше всего спутников и какой из них самый большой? (Сатурн – 33, Титан)
7.Какая планета имеет самые яркие кольца из чего образованы кольца? (Сатурн. Кольца образованы из камней, глыб покрытых снегом, льдом и инеем.)
8.Эта планета названа в честь богини любви и красоты. (Венера)
Команда «Марс»
9.Какие планеты- гиганты называют близнецами и в честь каких римских богов они были названы? (Нептун и Уран. Бог -Неба и Моря)
10.На какой планете находится Большое красное пятно? (Юпитер)
11. Почему на Венере температура выше ,чем на Меркурии (хотя Меркурий 1 от Солнца? (Потому что атмосфера на Венере плотная, больше углекислого газа)
12. Самая большая планета из земной группы? ( Земля)
Команда «Сатурн»
13. У какой планеты поверхность богата железом? (Марса)
14.Самая большая по размерам планета? (Юпитер)
15.Какую планету называют «забытой богом» и почему? (Плутон, планета-карлик, период вращения его вокруг Солнца 250 лет)
16.На какой планете самые высокие вулканы в Солнечной системе, высотой до 27 км? (Марс)
Вопросы задаю я, каждой команде поочередно.
17.Какая планета при наблюдении с Земли кажется самой яркой? (Венера).
18. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой – почти -200º С холода? (Меркурий.)
19. Почему Луна нам показывает одну лишь одну свою сторону? (Период вращения луны и Земли практически одинаков.)
20.Можем ли мы, остановиться на какой -либо из планет –гигантов, когда полетим в космос и почему? ( Поверхность у планет жидкая или газообразная, но ядро твердое).
Слайд 29.30. Конкурс «Узнай пришельца». За правильный ответ 1 балл.
У Вас на столах лежат конверты с заданиями. Вам надо за 1 минуту:
- узнать небесное тело;
- пояснить происхождение небесного тела;
- объяснить, что происходит с ними во время полёта;
- орбита небесного тела.
Проверяем ответы
Слайд 31, 32 - Астероид ответ. слайд 33
Слайд 34 - Комета ответ слайд 35
Слайд 36 - Метеор ответ. слайд 37
Слайд 38, 39 -Метеорит ответ. слайд 40
Слайд 41 Физкультминутка.
Сейчас мы сделаем посадку на уникальной планете - Земля. Ваш организм устал от долгого сидения в кресле космического корабля. Сделаем небольшую космическую зарядку.
Слайд 42,43 «Звезды»
Задаются вопросы командам поочередно . За правильный ответ 1 балл.
Играют все команды. Поднимают сигнальные карточки поочередно. зеленые карточки - ответ «верно», красные - ответ неверно.
Вопросы
1.Звезды огромные пылающие газовые шары большой массы. (да)
2.Звезды имеют разную температуру. (да)
3.Белые звезды 6 000 градусов.(нет)
4.Красные-3000 градусов. (да)
5.Зеленые-10 000 градусов. (нет)
6.Солнце -планета-карлик. (нет)
7.Размеры звезд одинаковые.(нет)
8.Температура внутри Солнца 15 млн.град. по Цельсия.(да).
9.Звезды излучают собственный свет.(да)
10.Основным «топливом» Солнца является водород.(да)
11. Самая большая звезда красный сверхгигант- Бетельгейзе. (да)
12.Звезды рождаются из облаков газа и пыли. (да)
13.Самые холодные это голубые звезды.(нет)
14.Ближайшая к нам звезда-Солнце. (да)
Слайд 44,45 «Созвездия и Галактики» Узнать по слайдам.
Задаются вопросы командам поочередно . За правильный ответ 1 балл.
Слайд 46 Что называется созвездием?
«Созвездие» - фигура состоящая из ярких звезд
Небо разделено на… (88 созвездий).
На территории нашей страны…….(54 созвездия).
Слайд 47 Какое зодиакальное созвездие? (лев)
Слайд 48 Какое зодиакальное созвездие? (скорпион)
Слайд 49 Самая яркая звезда? (Полярная)
Слайд 50 В каком созвездии она находится и что по ней мы можем определить? созвездие малой медведицы, стороны горизонта)
Слайд 51 Что называют Галактикой? ( Галактика -звездная система).
Слайд 52. Какие виды Галактик вам известны?
Ответ. Спиральные, эллиптические, неправильные.
Слайд53..Какая перед вами Галактика? Наша Галактика - Млечный Путь.
Слайд 54. Ближайшая к нам галактика? (Туманность Андромеды)
Слайд 55. Магические цифры Вселенной. За правильный ответ 1 балл.
Учитель: Вам предстоит пройти таможенный контроль и заполнить декларацию в виде Магических цифр Вселенной, что бы получить оценку « отлично».
Температура внутри Солнца -15 млн.градусов
Скорость Галактики -1млн 500 тыс
1 световой год -10 трлн.км
Скорость света -300 000 км/ сек.
Скорость Солнечной системы вокруг центра Галактики- 800 000
Возраст Галактики -12 млрд.лет
Примерный возраст Солнца -5 млрд.лет назад
Количество звёзд в Галактике – 300 млрд.
Температура на поверхности Солнца - 6000
Свет доходит до Земли -8 мин 19 сек.
Оборот Земли Вокруг своей оси -24 часа
Расстояние от Земли до Солнца- 150 млн.км
Заключительное слово учителя: Таким образом, мы завершили наш полет в космическое пространство, удивительное и замечательное путешествие закончилось благополучным приземлением на Земле. Я думаю, что у вас, ребята, и у наших гостей останется незабываемое впечатление о нашем путешествии. Учитесь, дерзайте .Удачи Вам и успехов . А теперь послушаем жюри . До свидания!