Окружающий мир 1 Б класс
Учитель: Кабанец К.О.
Тема: Как путешествует письмо
Цель : познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений,
Предметные результаты: познакомить с этапами путешествия письма, познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений, научить оформлять почтовое отправление(письмо)
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать свою деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;
слушать и слышать учителя, другого ученика;
доносить до собеседника свою точку зрения;
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
адекватно оценивать работу в группе
Личностные УУД
Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Ознакомление с миром профессий
Развитие доброжелательности, внимания к людям
Цели урока:
познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений,
раскрыть роль почтовой связи в жизни людей,
расширить представление детей о жизни почтовых голубей,
развивать информационную грамотность учащихся,
развивать коммуникативные способности учащихся.
Планируемые достижения учащихся: усвоить этапы путешествия письма.
Оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация "Письмо", карточки со словами, коллекция почтовых марок;
Раздаточный материал:
Приглашения (28 штук)
Конверты чистые (28 штук);
Марки (28 штук)
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку окружающий мир
Эмоциональный настрой на урок: СЛАЙД 1
Я желаю вам удачи!
Вы – внимательные!
Вы – старательные!
Вы в 1 классе учитесь, и всё у вас получится!
Актуализация опорных знаний.
-Отгадав загадку, вы узнаете, кто сегодня будет с нами проводить урок. Поможет нам вспомнить тему прошлого урока окружающий мир.
Загадка
Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин
Антарктический … (пингвин)
-К нам на урок приехал из самой Антарктиды пингвин Семён.
(спрашиваю детей, может кто покажет Антарктиду или показываю сама на глобусе)
2) Индивидуальная работа у доски. Распределение по группам видов осадков и явлений природы.
Град, снег, метель, иней, гололёд, мороз.
3) Фронтальная работа. Звукобуквенный анализ слов: лёд и метель.
(дети выкладывают на столах звуковые модели слов)
Проверка.
Проверка индивидуальной работы.
Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели урока.
1) Проблемный вопрос
- Пингвин Семён хочет пригласить своих друзей на Новогодний праздник, но они очень далеко живут. Подскажите Семёну, что же сделать? СЛАЙД 2
(разослать приглашения по Интернету, позвонить по телефону)
-Ребята, но вот незадача, Семён написал на открытках приглашения.
"Как же мои открытки попадут к друзьям? Разве листок может путешествовать?"- подумал пингвин Семён.
Игра «Дешифровщики» СЛАЙД 3
-Снежинки, о которых мы говорили на прошлом уроке, услышали нас и прилетели на помощь. Они расположились в нужном порядке над табличкой. Расшифруйте слово, и мы узнаем, как помочь с отправкой приглашения друзьям пингвина Семёна. Каждая снежинка соответствует одной букве.
На карточках записаны буквы и нарисованы снежинки.
(я прохожу, и дети шепчут мне слово, которое получилось)
Звуко-буквенный анализ слова «письмо»
(делают на доске три первых ученика, которые верно назвали слово)
Проверка.
ПИСЬМО
-Сформулируйте тему и цели урока.
- Верно, мы сегодня будем говорить о письме, а точнее о путешествии письма. Если Семён пошлёт друзьям письмо, то они узнают о его приглашении и приедут в гости на Новогодний праздник.
СЛАЙД 4
IV. Работа по теме урока.
Словарная работа
-Пингвин Семён очень рад, что вы ему поможете с приглашением, но он интересуется, знаете ли вы, что же такое письмо? (ответы детей)
Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.
Загадка
В любой уголок Земли
Доставят, я знаю точно,
Письмо, которое мы
Отправим с тобой по …(почте)
-Чем занимается почта?
(рассылкой писем)
-Что это значит? Кто разносит почту по адресам? (почтальон)
3) Работа в парах.
Чтение текста «Почта».
-Прочитайте текст и подчеркните незнакомые слова.
Словарная работа со словами адресат и адресант
-Какое незнакомое слово встретилось?
- Получатель письма называется адресат.
-А как называют того, кто отправляет письмо? (ответы детей)
-Верно, это отправитель и второе название адресант. Что общего у этих двух слов?
- В нашем случае Пингвин Семён будет адресатом или адресантом?
Пересказ текста по цепочке с показом СЛАЙДОВ 5-14.
Физминутка.
5) Практическая работа
-Что нужно для того, чтобы письмо пингвина Семёна смогло дойти до адресатов?
-Верно, чтобы приглашение смогло дойти до наших друзей нужен конверт и марка.
-Возьмите конверт, расскажите, для чего он?
Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.
-Вложите приглашение Семёна в конверты. Заклейте.
-Теперь рассмотрим, что же написано на конверте? Найдите слова «От кого», «Откуда», «Кому», «Куда». Прочитайте, что написано?
От кого: от пингвина Семёна
Откуда: Антарктида (пишут дети)
Кому: (написаны имена сказочных героев)
Куда: страна Сказок (пишут дети)
-На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс. СЛАЙД 16-17
Почтовый индекс. Слово означает "указатель".
"Индекс" - Это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем на почте.
-В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
-Напишите карандашом индекс страны Сказок 121218
-А вот марка – это проездной билет для письма. Она оплачивает его путешествие.
-Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют- это филателисты. (Показ коллекции марок)
-Приклеиваем марку. Письмо можно отправлять!
Дети выходят и бросают конверты в «почтовый ящик».
-Теперь наши письма заберёт работник почты и отправит в сортировочный пункт, откуда письма разлетятся к адресатам. Почтальон принесёт письмо по адресу и бросит в индивидуальный почтовый ящик, который расположен в подъезде.
Физминутка.
Закрепление полученных знаний
1) Проблемный вопрос
-Ребята, как вы думаете, всегда ли так путешествовало письмо?
2) История письма. Чтение текста детьми.
-Читайте по абзацам и делайте остановку.
1.Глиняное письма писали три тысячи лет до нашей эры. Их называли таблетками.
2. На Руси первые письма – это берестяные грамоты. Старинные послания вручали гонцу.
3. Для доставки почты использовали животных: верблюдов, слонов, лошадей, оленей…
4.В непогоду на узких улочках старинных городов была непроходимая грязь – почтальон иногда передвигался на ходулях.
Комментарий учителя с показом слайдов: СЛАЙДЫ 18-25
1. Такие письма отправляли в глиняных конвертах. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт, а потом читал письмо.
2.Гонцам никто не завидовал! Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали хищные звери. Индийский гонец звуками погремушек извещал о своём приближении.
3. (спрашиваю у детей по птичью почту) Ещё была голубиная почта. Она служила человеку веками. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы, мореплаватели.
Но прежде чем голубь поднимется ввысь, осторожные руки прикрепляют к спинке, к лапке или к хвостовому перу крохотное послание.
Хорошо просмолённый дубовый бочонок или бутылка приносили весть из дальнего плавания.
Резерв
1) Работа в тетрадях с печатной основой на с. 46.
Задание 1. Голубь..
2) Самостоятельная работа «Найди правильное утверждение». Задание 2. Взаимопроверка.
3) Работа в парах. Соедини картинку со словом. Задание 3. Проверка.
Итог урока. Рефлексия.
- Проследим ещё раз путь письма. (дети рассказывают по картинкам на слайде) СЛАЙД 26
- А если пингвин Семён захочет отправить друзьям подарки, какой вид почтовых отправлений он использует? (ответы детей)
-Что понравилось на уроке?
-Что вызвало затруднение?
- Пингвин Семён благодарит вас за помощь и дарит вам раскраски. А я предлагаю вам раскрасить зелёным цветом шапочку пингвина, если на уроке всё было понятно и интересно, а красным цветом, если что-то не получалось.
-Спасибо за внимание и работу на уроке!
6