- положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент |
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты тихо сели И на доску поглядели. | | Регулятивные: - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ |
II. Актуализация опорных знаний. |
Исследуя, можно много узнать И друзьям об этом рассказать. А чтобы тему урока узнать, Нужно нам загадки разгадать. Лепестки белы, как снег, Серединка желтый мех! Что за глупые замашки, Не гадайте на … Что же это за девица Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. Клейкие почки, зелёные листочки, С белой корой стоит под горой. С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. Из деревьев ранним летом Вдруг снежинки запорхают, Но не радует нас это – Мы от этого чихаем. Раздаю шапочки с картинками растений и выставляю у доски. - Как их можно назвать одним словом? (растения) - Какое из них лишнее? Почему? (ромашка – травянистое растение) - Сколько растений осталось? Как одним словом можно назвать их? (деревья) - Разделите их на две группы. - Вот одна большая группа и они дружат. Почему они дружат? (они лиственные деревья) - А ёлочка осталась одна. Ей одной плохо. Давайте найдём друзей ёлочке. - Итак, мы отправляемся искать друзей ели. Чтобы нам найти их, нужно ответить на вопрос: Чем ёлочка отличается от других растений? (у неё есть иголки - хвоинки) Хвоинки – это и есть листья. - Хвоя – узкий, в виде иглы, лист. | (ромашке) (ель) (берёза) (липа) (тополь) | Предметные результаты: - приводить примеры представителей разных групп растений (хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) |
3. Постановка темы и цели урока. |
- Сегодня наша тема посвящается деревьям, у которых есть хвоинки. Какие это растения? Назовите тему урока. Деревья, у которых на ветках хвоя – называются хвойными. Почему эти деревья называют “вечнозеленые”? – А на самом ли деле хвойные деревья не сбрасывают свои листочки – хвоинки? - А какие поставим цели? То есть узнать ещё названия хвойных растений. - Первого друга вы узнаете, составив слово из рассыпанных букв. Какое это слово? | (Хвойные растения) (найти друзей ёлочке) (сосна) | Познавательные: - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из собственных наблюдений объектов природы и культуры Коммуникативные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы |
4. Изучение нового учебного материала. Исследовательская деятельность |
- На столе у вас лежат ветки ели и сосны. Рассмотрите их и ответьте: Какие веточки принадлежат сосне? Вы согласны? - А почему я приготовила? - А вы не хотите побывать в роли исследователя? – Что значит “исследовать”? - А какие поставим цели? - Давайте исследуем веточки. - Рассмотрите хвоинки и ответьте на вопрос: 1) какие по длине хвоинки у сосны? А у ели? 2) как растут хвоинки у сосны по количеству? А у ели? - Как называются плоды у этих деревьев? Но ведь плоды появляются на месте цветка. Значит, хвойные деревья цветут? В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов. - Вот это шишки сосны, а это ели. Сравните шишки. Вывод: ветку ели можно отличить от ветки сосны по длине и расположению хвоинок и по размеру шишек. | (рассмотреть, изучить) (найти сходство и отличие объектов). (Исследовать, как отличить между собой хвойные деревья) (шишки) (У сосны шишки – круглые, у ели - продолговатые) | Регулятивные: - действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); - оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Познавательные: - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из собственных наблюдений объектов природы и культуры Коммуникативные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы |
V. Физ. минутка. |
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | | психологическая и физическая разрядка. |
6. Закрепление учебного материала |
Работа в тетради. | самостоятельная работа учащихся. | Регулятивные: - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); - оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. |
7. Дополнительный материал для любознательных. |
- Вот ещё один друг. Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки. Но в отличие от ёлки Опадают те иголки. - Что мы выяснили из загадки про лиственницу? - Лиственницу называют королевой сибирских лесов. Древесина этого дерева не знает износа и может прослужить 500 – 700 лет. - Теперь нашей ёлочке – хорошо. Посмотрите сколько друзей мы нашли ей. | (Лиственница) (Иголки не колючие - мягкие, желтеют и опадают) | Познавательные: - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из собственных наблюдений объектов природы и культуры Коммуникативные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. |
8. Закрепление. (Презентация) |
С какими растениями мы сегодня познакомились? 1. Какие хвойные деревья вы теперь знаете? 2. Почему они называются хвойные и какие у них листья? 3. Как отличить между собой хвойные деревья? - Ребята, заинтересовала вас сегодняшняя тема? Что ещё хотели бы узнать? - Время урока ограничено, поэтому обратитесь в библиотеку и узнайте, какие ещё хвойные деревья существуют? Чем они отличаются от уже известных нам? | (сосна, ель, лиственница) (листья называются хвоинки, поэтому и деревья хвойные) (по расположению хвоинок и по шишкам. У сосны иголки длинные в паре, шишки маленькие, у ели – иголки маленькие и по одной, шишки длинные, у лиственницы – мягкие иголки желтеют и опадают, шишки маленькие и круглые). | Познавательные: - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из собственных наблюдений объектов природы и культуры Коммуникативные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. |
9. Подведение итогов. |
- Скоро наступит праздник. А вы знаете, как он называется? А придут ли эти друзья к нам на праздник? А все придут на праздник? Почему придут не все? - А давайте украсим нашу ёлочку. У вас на столах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке и выберите нужный смайлик. | (у лиственницы иголки опадают). | осознание учащимися личных достижений учебной деятельности (личностные УУД). Самооценка результатов деятельности своей и всего класса (регулятивные УУД). |
10. Экологическая страничка. |
- Но если сосны и ели все придут к нам на праздник, то назад в лес уже не вернуться. Как же быть, чтобы ёлочки и сосны пришли к нам на праздник, но и в лесу не остались пеньки? - Я сегодня принесла вам веточки ели и сосны. А взяла я их в питомнике, где их специально выращивают для этого праздника. Для меня специально срезали те веточки, которые пойдут для украшения. | (покупать искусственные ёлки, покупать ёлки только у лесников и т.д.) | Предметные результаты: - объяснять роль растений в природе и в жизни человека |
11. Игры |
- Достаньте шишку из коробочки с закрытыми глазами и определите, с какого она дерева. - У меня в руках две хвоинки. Угадай, с какого дерева? | | Предметные результаты: - приводить примеры представителей разных групп растений (хвойных и лиственных деревьев) |