СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок окружающего мира. Хвойные деревья, их разнообразие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты урока: обучающиеся научились выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; формируются учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающего мира. Хвойные деревья, их разнообразие.»

Открытый урок окружающего мира. Хвойные деревья, их разнообразие

Цель: формирование представлений о хвойных деревьях, их различиях; продолжить развитие наглядно-образного и рационально-логического мышлений; воспитание эмоционального и эстетического восприятия природы, желания выполнять исследовательские работы, узнать, чем хвойные деревья отличаются от лиственных деревьев.

Задачи урока
Познавательные: помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; какими бывают хвоинки у хвойных деревьев, где созревают их семена.

Учебные:

  • учиться различать хвойные деревья.

  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;   

  • учить работать в паре.

Воспитательные:

  • показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);

  • воспитывать бережное отношение к растениям.

УУД:

Личностные результаты:

- положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя, в рабочей тетради;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми

Коммуникативные:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела.

Предметные результаты:

- приводить примеры представителей разных групп растений (хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав);

- объяснять роль растений в природе и в жизни человека

Планируемые результаты: уч-ся научатся выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; будут формироваться учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).

Дидактический материал и оборудование урока:

  • изображения хвойных и лиственных деревьев

  • натуральные объекты живой природы - раздаточный материал (веточки, шишки)

  • презентация

  • смайлики








Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску поглядели.





Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

II. Актуализация опорных знаний.

Исследуя, можно много узнать
И друзьям об этом рассказать.
А чтобы тему урока узнать,
Нужно нам загадки разгадать.

    1. Лепестки белы, как снег,
      Серединка желтый мех!
      Что за глупые замашки,
      Не гадайте на  …

    2. Что же это за девица
      Не швея, не мастерица.
      Ничего сама не шьёт, 
      А в иголках круглый год.

    3. Клейкие почки, зелёные листочки,
      С белой корой стоит под горой.

    4. С моего цветка берёт 
      Пчёлка самый вкусный мёд.

    5. Из деревьев ранним летом
      Вдруг снежинки запорхают,
      Но не радует нас это –
      Мы от этого чихаем.

Раздаю шапочки с картинками растений и выставляю у доски.

- Как их можно назвать одним словом? (растения)

- Какое из них лишнее? Почему? (ромашка – травянистое растение)

- Сколько растений осталось? Как одним словом можно назвать их?  (деревья)

- Разделите их на две группы.

- Вот одна большая группа и они дружат. Почему они дружат? (они лиственные деревья)

- А ёлочка осталась одна. Ей одной плохо. Давайте найдём друзей ёлочке.

- Итак, мы отправляемся искать друзей ели. Чтобы нам найти их, нужно ответить на вопрос: Чем ёлочка отличается от других растений? (у неё есть иголки - хвоинки) Хвоинки – это и есть листья. 
- Хвоя – узкий, в виде иглы, лист.








(ромашке)




(ель)


(берёза)


(липа)




(тополь)

Предметные результаты:

- приводить примеры представителей разных групп растений (хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав)


3. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня наша тема посвящается деревьям, у которых есть хвоинки. Какие это растения? Назовите тему урока. Деревья, у которых на ветках хвоя – называются хвойными. Почему эти деревья называют “вечнозеленые”?
– А на самом ли деле хвойные деревья не сбрасывают свои листочки – хвоинки?

- А какие поставим цели? То есть узнать ещё названия хвойных растений.
- Первого друга вы узнаете, составив слово из рассыпанных букв. Какое это слово?



(Хвойные растения)








(найти друзей ёлочке)





(сосна)

Познавательные:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из собственных наблюдений объектов природы и культуры

Коммуникативные:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы

4. Изучение нового учебного материала.   Исследовательская деятельность

- На столе у вас лежат ветки ели и сосны. Рассмотрите их и ответьте: Какие веточки принадлежат сосне? Вы согласны?

- А почему я приготовила?

- А вы не хотите побывать в роли исследователя?

– Что значит “исследовать”?

- А какие поставим цели?

- Давайте исследуем веточки.

- Рассмотрите хвоинки и ответьте на вопрос:

1) какие по длине хвоинки у сосны? А у ели?

2) как растут хвоинки у сосны по количеству? А у ели?

- Как называются плоды у этих деревьев? Но ведь плоды появляются на месте цветка. Значит, хвойные деревья цветут? В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов.

- Вот это шишки сосны, а это ели. Сравните шишки.

Вывод: ветку ели можно отличить от ветки сосны по длине и расположению хвоинок и по размеру шишек.





(рассмотреть, изучить)



(найти сходство и отличие объектов). (Исследовать, как отличить между собой хвойные деревья)







(шишки)





(У сосны шишки – круглые, у ели - продолговатые)

Регулятивные:

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из собственных наблюдений объектов природы и культуры

Коммуникативные:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы

V. Физ. минутка.

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу. 


психологическая и физическая разрядка.

6. Закрепление учебного материала

Работа в тетради.

самостоятельная работа учащихся.


Регулятивные:

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

7. Дополнительный материал для любознательных. 

- Вот ещё один друг.

Есть у родственницы ёлки 
Неколючие иголки. 
Но в отличие от ёлки 
Опадают те иголки. 

- Что мы выяснили из загадки про лиственницу?
- Лиственницу называют королевой сибирских лесов. Древесина этого дерева не знает износа и может прослужить 500 – 700 лет.

- Теперь нашей ёлочке – хорошо. Посмотрите сколько друзей мы нашли ей.





(Лиственница)

(Иголки не колючие - мягкие, желтеют и опадают) 

Познавательные:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из собственных наблюдений объектов природы и культуры

Коммуникативные:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

8. Закрепление. (Презентация)

С какими растениями мы сегодня познакомились?

1. Какие хвойные деревья вы теперь знаете? 
2.  Почему они называются хвойные и какие у них листья? 

3. Как отличить между собой хвойные деревья? 

- Ребята, заинтересовала вас сегодняшняя тема? Что ещё хотели бы узнать?

- Время урока ограничено, поэтому обратитесь в библиотеку и узнайте, какие ещё хвойные деревья существуют? Чем они отличаются от уже известных нам? 




(сосна, ель, лиственница) 


(листья называются хвоинки, поэтому и деревья хвойные) 
(по расположению хвоинок и по шишкам. У сосны иголки длинные в паре, шишки маленькие, у ели – иголки маленькие и по одной, шишки длинные, у лиственницы – мягкие иголки желтеют и опадают, шишки маленькие и круглые).

Познавательные:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из собственных наблюдений объектов природы и культуры

Коммуникативные:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

9. Подведение итогов.

- Скоро наступит праздник. А вы знаете, как он называется? А придут ли эти друзья к нам на праздник? А все придут на праздник? Почему придут не все?

- А давайте украсим нашу ёлочку. У вас на столах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке и выберите нужный смайлик.





(у лиственницы иголки опадают).


осознание учащимися личных достижений учебной деятельности (личностные УУД).  Самооценка результатов деятельности своей и всего класса (регулятивные УУД).

10. Экологическая страничка.

- Но если сосны и ели все придут к нам на праздник, то назад в лес уже не вернуться. Как же быть, чтобы ёлочки и сосны пришли к нам на праздник, но и в лесу не остались пеньки?

- Я сегодня принесла вам веточки ели и сосны. А взяла я их в питомнике, где их специально выращивают для этого праздника. Для меня специально срезали те веточки, которые пойдут для украшения.





(покупать искусственные ёлки, покупать ёлки только у лесников и т.д.)

Предметные результаты:

- объяснять роль растений в природе и в жизни человека


11. Игры

- Достаньте шишку из коробочки с закрытыми глазами и определите, с какого она дерева.
- У меня в руках две хвоинки. Угадай, с какого дерева?


Предметные результаты:

- приводить примеры представителей разных групп растений (хвойных и лиственных деревьев)