Тема урока: «Осанка человека. Причины ее нарушения».
Цель урока: сформировать у учащихся твердое убеждение в необходимости сохранения здоровья, рассказать о значимости правильной осанки для внешнего облика, выявить причины и разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки; формировать у учащихся навыки работы с КИМ, с заданиями по данной теме.
Задачи:
- раскрыть условия правильного формирования осанки, научить выполнять задания по данной теме.
- развивать умения применять полученные знания в жизни, логически мыслить, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной формах.
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в паре, интерес к своему здоровью.
Тип урока – изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки, сборник КИМ по биологии 2024 год.
Личностные УУД: развитие интеллектуальной сферы обучающихся; формирование культуры здорового образа жизни; учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья
Познавательные УУД: на основе наблюдения определять нарушения осанки; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения; сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, сотрудничать с учителем, обучающимися, владеть монологической и диалогической речью. Уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1.Проверка готовности к уроку.
2. Проверка отсутствующих
II. Актуализация знаний
1. Работа у доски по карточкам (3 чел.)
-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать у доски и выполнить задания, которые могут встретиться в итоговой аттестации. Карточка №1 - установить соответствие между организмами и царствами. Карточка №2- установить последовательность систематических таксонов. Карточка №3- вставить пропущенные элементы в текст.
2. Фронтальный опрос по теме: «Эндокринная система»
- Ребята, какую систему организма мы изучали на последних уроках?
(Эндокринную систему)
- Какие органы составляют эндокринную систему человека?
- Какие железы относятся к железам внешней секреции?
- К железам смешанной секреции?
- Какие железы являются железами внутренней секреции?
- Что вырабатывают железы внутренней секреции?
- Какой гормон вырабатывают надпочечники?
- В состав какого гормона входит йод?
-Какой железой вырабатывается гормон тироксин?
- Какое заболевание вызывается низкой активностью гипофиза?
- А гиперфункцией гипофиза?
3. Проверка ответов у учащихся. (Слайд 1-3)
- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, правильно ли выполнил задание ___________? ________________?___________________?
(Анализ заданий с пояснением.)
III. Целеполагание, постановка проблемы.
- Ребята, а можете ли вы выполнить это задание?
(Задание из сборника КИМ. Вариант -3 №22 (Слайд – 4))
( Нет)
- Почему? (Данная тема не изучена.)
Прочитайте внимательно вопросы к рисунку.
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
(об осанке)
- Ребята, сформулируйте тему и цель урока.
(Тема урока: «Осанка человека. Причины ее нарушения») (Слайд – 5)
(Цель урока - познакомиться с новыми терминами, узнать о нарушениях осанки, о способах ее коррекции и т.д.)
IV. Изучение нового материала
1. Работа в тетради
- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока.
2. Рассказ учителя
За последние годы в России значительно возросло количество хронических неинфекционных заболеваний, в том числе и заболеваний опорно-двигательной системы. Наиболее распространенными из них являются сколиоз, лордоз, кифоз. Это виды деформации позвоночника.
- Сегодня мы с вами познакомимся с этими понятиями: лордоз, кифоз, сколиоз, осанка.
(Обратить внимание на правильность написания терминов на экзамене.)
Первое понятие – осанка. (разместить на доске)
Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка». В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека».
Запишите в тетради определение осанка -
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении.
Осанка может быть правильной и неправильной. (Слайд 6-7)
-Ребята, подумайте и скажите, что может привести к нарушению осанки?
(Ответы учащихся)
3. Работа с учебником
Нарушения осанки (стр. 119- 120)
Запишите в тетради: Причины нарушения осанки.
Неполноценное питание
Недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов
Неравномерное распределение нагрузки на тело
Не тренированность мышц
Неправильная посадка за партой, столом.
За осанкой необходимо следить всю жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается.
- Ребята, запишите в тетради определения видов деформации позвоночника.
Кифоз - прогиб позвоночника назад. ( Слайд -8-9)
Лордоз – прогиб позвоночника вперед. (Слайд – 10-11)
Сколиоз - искривление позвоночника в сторону (боковое) (Слайд -12-13)
4. Практическая работа
Проверим, есть ли у вас нарушения осанки?
Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение одинаково легко выполняется с левой и с правой рукой, значит, нет нарушений осанки. (выполняют все учащиеся)
Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная. (выполняет 1 уч.)
- Как же предупредить искривление позвоночника?
При переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распределяться равномерно.
Младшим школьникам носить учебники в ранце. За спиной.
При движении тело следует держать прямо, равномерно опираясь на ноги.
Сидеть за столом, партой правильно. (учебник, стр. 121. Правила посадки.)
V. Систематизация знаний.
- Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока?
Вывод: Правильная осанка – залог здоровья человека. Для профилактики искривлений позвоночника надо вести подвижный образ жизни, правильно питаться, следить за осанкой и положением, в котором мы проводим большую часть времени. Обратить внимание на свое рабочее место. Осанка не развивается сама по себе, а формируется с детства.
- Ребята, скажите, а сейчас вы можете выполнить задание № 22? (Слайд -4)
-Как называют нарушение осанки, изображенное под номером 2? (Лордоз)
- Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека. (лишний вес, плоскостопие, рахит, вывихи тазобедренных суставов, генетическая предрасположенность, неправильная постановка корпуса при ходьбе, быстрый рост)
VI. Закрепление материала
Повторение терминов: лордоз, кифоз, сколиоз.
Самостоятельная работа (работа по карточкам)
Взаимопроверка.
VII. Итог урока
1. Выставление отметок.
2. Домашнее задание.
Изучить 24 параграф, выучить определения в тетради, выполнить задания в сборнике КИМ, В- 3,7,16 №22
VIII Рефлексия
Ребята, мы достигли поставленной цели?
(познакомиться с новыми терминами, узнать о нарушениях осанки, о способах ее коррекции и т.д.)
- Кому бы вы хотели рассказать о том, как важно соблюдать правильную осанку?