СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Основы генетики"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование  по биологии, тема "Оснеовы генетики" 10 класс. Урок: контрольно - обобщающий

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Основы генетики"»

Тема урока: "Основы генетики"

Класс: 10

Тип урока: контрольно - обобщающий

Форма проведения: генетическая эстафета

Методы обучения: частично – поисковый (эвристический), исследовательский


Цель урока:

  • обобщить, систематизировать знания по теме «Основы генетики»;

  • продолжить формирование умений решать генетические задачи самостоятельно и осмысленно;

  • способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к изучению проблем генетики.



Ожидаемые результаты:


- должны знать: законы генетики

- понимать: закон доминирования, закон расщепления, закон чистоты гамет

- уметь: использовать полученные знания в жизни и в быту



Оборудование:

Терминологические карточки «Основные генетические термины и понятия»; портреты Г.Менделя и Т. Моргана; жетоны и стикеры; карточки с заданиями для программированного контроля знаний; мультимедийный проектор




План урока



Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Психологический настрой: просмотр позитивного ролика.

Ни для кого не секрет: главная ценность человека – это его здоровье.

В новое тысячелетие мы вступили с современными компьютерными технологиями и старыми болезнями, среди которых тысячи являются наследственными. Какая наука изучает наследственность и изменчивость организмов?

Как говорил Немецкий ученый и публицист Вильгельм Швебель

«Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать. Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах»….

И сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Основы генетики»

Класс смотрит ролик







Ответ учеников: Генетика

2. Основная часть.

(актуализация знаний)

Генетическая эстафета поможет выявить уровень усвоения генетических понятий.

1. Что такое гомозигота? (Особь, содержащая одинаковые аллели гена, не дающая расщепления)

2. Способность организма приобретать новые признаки. (Изменчивость)

3. Совокупность внешних и внутренних признаков организма. (Фенотип)

4. Дигибридное скрещивание - это… (скрещивание родительских форм, отличающихся по 2 парам альтернативных признаков)

5. Как обозначается доминантная аллель? (Заглавной буквой латинского алфавита)

6. Назовите в буквенном обозначении доминантнуюдигетерозиготу (АаВв).

7. Кто является автором теории сцепленного наследования? (Т.Морган)

8. Чешский монах, основоположник генетики. (Г.Мендель)

9.Животное для опытов Т.Моргана. (Дрозофила).

10.Способность организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям? (Наследственность)

11. Что такое генотип? ( Совокупность генов организма)

12. Доминантный признак – это…(признак, проявляющийся в F1).

13. Что называют моногибридным скрещивание (Скрещивание родительских форм, отличающихся по 1 паре альтернативных признаков)

14. Что называют гетерозиготой? (Особь, содержащую разные аллели гена)

15 Сколько аутосом у человека? (44)

16. Как называют обмен гомологичными участками гомологичных хромосом? (Кроссинговер)

17. Какой пол является носителем гена гемофилии? (Женский)

18 Что использовал для своих опытов Мендель? (Горох)

19Как называется 3 – закон Менделя? (Закон независимого наследования)

Работа с терминологическими картами

Для записи результатов скрещиваний в генетике используется специальная символика, предложенная Г. Менделем:

Родительские особи обозначаются буквой   Р  от слова (parents) – родители.

Потомство, или гибриды, обозначаются буквой   F   от слова (Filli) – потомство, дети.

В виде индекса возле буквы F обозначается номер поколения (например,F1 – гибриды первого поколения).

Мужская особь обозначается символом (щит и меч Марса).

Женская особь (Зеркало Венеры).

Х – это знак скрещивания.

Большой буквой обозначается доминантныйаллель (А)

Маленькой буквой обозначается рецессивный аллель (а)

   Успеху работы Г. Менделя способствовал удачный выбор объекта для проведения скрещиваний. Горох имеет короткий период развития, многочисленное потомство, большое количество хорошо заметных альтернативных признаков. Окраска венчика гороха – белая или красная, окраска семядолей – жёлтая или зелёная, форма семян – морщинистая или гладкая и другие признаки.

Опыты Г. Менделя были тщательно продуманны. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков.

Скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, Г. Мендель назвал, моногибридным. Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание сортов гороха с жёлтыми и зелёными семенами: все потомки имели жёлтые семена. Аналогичная картина наблюдалась и при скрещивании, в которых изучалось наследование других признаков. Мендель пришел к выводу, что у гибридов первого поколения из каждой альтернативной пары признаков проявляется только один, доминантный, а второй, рецессивный, не развивается.

Фронтальный опрос


За каждый правильный ответ начисляется 1 балл и поощрительный жетон.













































В контрольный лист необходимо вписать пропущенные слова и формулировки генетических законов



















































Гимнастическая физминутка


Учащиеся повторяют движения с видеоролика


Решение генетических задач на интерактивной доске

- моногибридное скрещивание

1. кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Определите генотипы отца, матери, ребенка. Вывести формулировку первого закона Менделя

2. у кареглазых родителей родились три кареглазые девочки и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминантен. Определите генотип родителей? Вывести формулировку второго закона Менделя

- неполное доминирование признаков

1. у земляники красный цвет плода – доминантный признак, а белый цвет – рецессивный. Гибриды имеют розовую окраску. Будете ли соблюдаться первый закон Менделя при скрещивании растений с красными и белыми плодами?

- анализирующее скрещивание

1. охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания? Какой должен быть результат если собака чистопородна? Объясните для чего проводят анализирующее скрещивание.

- наследование сцепленное с полом

1. женщина дальтоник вышла замуж за мужчину с волосатыми ушами. Какие дети могут родиться если ген дальтонизма локализован в Х хромосомах, а ген волосатых ушей в Y хромосоме?

Дополнительные задания.

1.)В медико – генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а у ее мужа оттопыренные (у отца мужа уши прижатые). Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей – доминантный, а степень прижатости – рецессивный.

2.)Поздним вечером в маленькую сельскую больницу почти одновременно привезли 2-х беременных женщин. Так как женщины были очень слабы и теряли сознание, акушерка в суматохе не закрепила бирочки на руках родившихся детей. А уже позвонил один из нетерпеливых отцов: « Кто у меня? Сын или дочь?». « К сожалению, пока не можем сказать», - дала нелепейший ответ акушерка. Как же медработникам этого маленького роддома узнать, у кого какой ребенок, если у мальчика первая группа крови, а у девочки вторая? У первой пары родителей первая и четвертая , а у второй третья и вторая группы крови.

Тестирование – самопроверка







Ребята решают предложенные задачи. Оценивается в 5 баллов


















































Тесты и ответы на интерактивной доске

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается отметить на «Елочке настроения» свое отношение к уроку

Вывешивают стикеры на плакат

  1. Завершающий этап.

Подведение итогов генетической эстафеты.


Заключительное слово учителя. Выставление оценок за урок




Тест упрощенный

1 Цитология – а) наука о живом б) наука о клетке в) наука о веществах

2 Г. Мендель проводил опыты на: а) подсолнечнике б) горохе в) одуванчике

3 Мейоз - а) деление половых клеток б) вид бесполого размножения в) развитие организма

4 Оплодотворение: а) вид половых клеток б) слияние половых клеток в) гаметы

5 Ядро участвует: а) в синтезе жиров

б) в синтезе углеводов в) в делении клетки.



Тест средний

1 Белок синтезируется в : а) ядре б) лизосомах в) рибосомах

2 Хромосомный набор человека: а) 23 б) 46 в) 48

3 Как называется совокупность реакции синтеза в клетке: а) диссимиляция б) ассимиляция в) обмен веществ

4 Признак преобладания: а) рецессивный б) доминантный в) аллель

5 Хромосомную теорию наследования открыл: а) Г. Мендель б) Р.Гук в) Т.Морган