СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок" Открытый урок литературы в 5 классе РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окрытый урок в 5 классе"Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок" Открытый урок литературы в 5 классе РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лакинская ООШ им.Д.А.Раджабова»









Выполнила

учитель русского языка и литературы

Абдулагаева З.А.







С.Лака2017



Открытый урок литературы в 5 классе

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.

Задачи:

  1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;

  2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков; умения работать в группах

  3. Воспитание любви к природе, Родине.

Оборудование: ИКТ - презентация: портреты С.А.Есенина, Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, Бальмонта, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года»,выставка книг, рефераты «Красная книга», «ЗаповедникиДагестана», творческие работы уч-ся, электронный учебник «Поэты серебряного века», электронный учебник «Всемирный день поэзии», видео-материал.
Ход урока

  1. ( Просмотр видеоклипа «Вальс цветов»)


  1. ЦИТАТА: Земля родная, лес да поле,

Луга в ромашках, синь дорог.

Какой простор, какая воля

Дыханью песнопевных строк!

Петр Орешин

3. ( Просмотр видеоклипа: «Март. Пробуждение природы»).

4.Слово учителя:

Мотивация- Сегодня мы с вами отправляемся в страну читательских удовольствий. Это очень большая страна, мы посетим лишь ее уголок. И чтобы мы не заблудились, не нарушили законов, и не попали в какую-нибудь неприятную историю, нас будет сопровождать сама фея.( из стихотворения К.Д.Бальмонта «Фея») Она прислала каждому из вас конверт с заданиями, а мне письмо, в котором хотела узнать: а любите ли вы природу, любите ли поэзию, знаете ли , что природа любит бережное отношение к себе – эти задания на знание вами творческой биографии поэтов, их стихов, которые живут в том уголке ее волшебной страны, куда мы отправляемся. Вы догадались, куда мы идем? Да, в царство природы. Мы отправляемся туда вместе с русскими поэтами С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта. Русскими художниками И.Шишкиным и И.Левитаном. Сопровождать нас будет также музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Кабалевского.

- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

- Запишите тему урока в тетрадях (на экране)

Тема нашего урока…

Цели урока…

Работа по группам в творческих мастерских. В каждой группе есть литературовед, художник, чтец.

  1. ( ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ: НА КАРТОЧКАХ – ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОЭТОВ.

Задача : сгруппироваться и занять стол, на котором уже стоят портреты поэтов С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта - соответственно деление на 5 групп –«есенинцы», «брюсовцы», «северянинцы», «мережковцы» и «бальмонтовцы», уч-ся прикрепляют англ. иголками маленькие карточки –портреты себе на грудь и занимают стол для продолжения работы).


6.Учитель:

Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.

Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты  20 века. Они нам поведают, какой видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях  родную природу.

Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы немного  познакомимся и с самими поэтами.

В XX веке русские поэты по-прежнему вни­мательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтиче­ский язык заметно изменился: в нем появи­лось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении

Желаю вам активной работы, хорошего настроения.

7.МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ КАПИТАНОВ

( Игра «Горячий стул»: разъяснить значения слов ( ученик сидит перед классом на стуле и отвечает на вопросы класса ( или вариант – на экране даны слова - презентация)

«Сравнение» – сопоставление одного предмета или явления с другим, имеющими общие признаки с первым ( А как Б).

«Эпитет» - ( гр.сл – приложение) – образное слово, определяющее, характеризующее какое-то свойство предмета или явления.

«Метафора» - (гр.сл. - перенос) – употребление слов в переносном значении для определения предмета или явления на основе сходства значения, уподобления.

« Олицетворение» - перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

«Словесность» - искусство слова ; творчество, выражающееся в устном и письменном слове.

«Пословица» - малый жанр фольклора, краткое, образное, ритмически организованное изречение, используемое в речи в переносном смысле.

«Пейзаж» - ( фр. сл. – местность) – описание природы в литературе.

«Гипербола» - ( гр. сл. – преувеличение) – образное преувеличение.

«Лирика» - ( гр. сл. – поющий под звуки лиры) – род фольклора и литературы, основной особенностью которого является воспроизведение чувств, переживаний человека.

«Строфа» - ( гр. сл. – поворот) – отрезок стихотворной речи, состоящий из регулярно повторяющихся в стихотворении групп строк, связанных единством смысла, интонации и синтаксиса.

8. РАБОТА В ГРУППАХ:

Первым нашим гостем будет ( группа «есенинцы»)

Сергей Александрович Есенин

1896 - 1925

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет,
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт

С. Есенин


- Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.

В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.

Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным.

- Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.

Ученик №1: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.

В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование , уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий)

Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит романс).

Бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту.

К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.

Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэ­тов всегда заключалась в том, чтобы очищать ду­ши. Перед лицом природы пропадает все нечис­тое, все скверное, все мелкое . Эту вра­чующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».


Ученик № 2 : наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Зашумели над затоном тростники…»

9. Вторым нашим гостем будет ( группа «БРЮСОВЦЫ»)

Валерий Яковлевич Брюсов

Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)

Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Колыбельная»

10. Третьим нашим гостем будет ( группа «северянинцы»)

Игорь Северянин

Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)

Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Январь», «Выйди в сад» и т.д. (на выбор)



11. Четвертым нашим гостем будет ( группа «мережковцы»)

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)

Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Природа»

12. Пятым нашим гостем будет ( группа «бальмонтовцы»)

Константин Дмитриевич Бальмонт

Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)

Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Светлый мир» и др.

13. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

А) СЛОВАРНАЯ РАБОТА ( слово «КАРТИНА».

( ученик зачитывает из «Большого толкового словаря современного русского языка Д.Н. Ушакова» толкование слова «КАРТИНА»).

«картина» - (с.348) – 1.Произведение живописи в красках.

2.Кинофильм.

3.Ряд образов, отличающихся наглядностью и

образующих единое целое.

4.Общее состояние, положение чего-нибудь

как предмет словесного изображения, опи-

сания.

5.Литературное изображение каких-нибудь си-

туаций, бытовых сцен.

6.В драматических произведениях – часть акта,

Требующая самостоятельной декорации.

7.О ком-чем-нибудь, поражающем своим живо-

писным, характерным видом, красотой.

14. Б) видеоматериал

( «Времена года» – картины художников).

15. В) Работа по проверке опережающего задания для активных, одарённых учеников ( «Времена года – картины художников :



1.«Грачи прилетели» А.Саврасова

2.«Весна идёт» С. А. Виноградова

3. «Первая зелень» И. Остроухова

4.«На пашне. Весна» А. Г. Венецианова

5.«Сирень в корзине» П. Кончаловского

16. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ МЫ САМИ ПОДГОТОВИТЬ НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА».

( группам раздаются ватманы с готовыми черно-белыми картинками и «пазлы» стихотворения поэта.

ЗАДАЧА: за 3 минуты собрать из «пазлов» - строк стихотворения поэта целый вариант, приклеить и разукрасить картинку на ватмане)

17. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧ-СЯ.

18. (ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ УЧ-ОВ НА ДОСКЕ)

19.( ФИЗМИНУТКА : «Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

20. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

( об охране окружающей среды, природы, «Красная книга», «Черная книга», «Заповедники Дагестана» - беседа (1-2 мин.)).

23.Оценивание работы учеников.

24.Показ материала электронного учебника «Поэты серебряного века».

25. Показ материала электронного учебника «Всемирный день поэзии».

26. Итог урока.

РЕФЛЕКСИЯ - (УСТНО ) – РАССКАЖИТЕ, ОБРАЩАЯСЬ К МИФИЧЕСКОМУ ГЕРОЮ НАШЕГО УРОКА –ФЕЕ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС СЕГОДНЯШНИЙ УРОК, ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ИЛИ ПОЛЕЗНОГО ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ, ЧЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ С НЕЙ , КАКИМИ ЧУВСТВАМИ…КАКОВО ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ? ( высказывания учеников).

27. Домашнее задание: напишите в рабочих тетрадях письмо- обращение к Фее, расскажите о нашем сегодняшнем уроке.

28 .Видеоматериал – подарок ученикам и гостям урока

( «12 роз для тебя»).






8