Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия) «Сунтарский технологический колледж»
.
Методические рекомендации по проведению открытого урока
В группе:Социальная работа, 1 курс
Преподаватель:
Лыткина Вероника Серафимовна
Сунтар, 2017
План урока
По профессии: «Основы социальной медицины»
Тема программы: Первая помощь при остановке сердца
Тема урока: «Реанимация», «Техника проведения ИВЛ и НМС»
Тип урока: Урок- практикум.
Вид урока: Урок – практикум
Цель урока:
Создание обстановки на уроке для осознания и понимания учащимися идеи и практической значимости изучаемого материала.
Усвоение материала путем воспроизведения получаемых знаний и их использования на практике.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: реанимация, клиническая смерть, об алгоритме определения клинической смерти, с основами СЛР. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.
Развивающая: способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых “докторов” в экстремальных ситуациях.
Воспитательная: воздействовать на личность учащихся с целью формирования у них чувства ответственности за безопасность жизни не только своей, но и окружающих их граждан, готовность оказать первую медицинскую помощь.
Метод обучения: рассказ, показ, демонстрация, самостоятельная работа
Методы учения: слушание, запоминание.
Комплексно – методическое обеспечение:
Технические средства обучения (ТСО):компьютер, мультимедийный проектор, экран, тренажер “Максимка
Оборудования:
Инструменты и приспособления:тренажер «Максимка»
Ход урока
№ | Этапы урока | Время | Действие преподавателя | Действие студентов |
1 | Организационный момент | 2 мин | Приветствие учащихся отметка отсутствующих студентов | |
2 | Вводный инструктаж | | | |
2.1 | Сообщение темы и цели урока | 4 мин | Сообщает тему урока | Записывают, слушают, запоминают тему |
2.2 | Беседа | 10мин | Изложение материала урока в форме беседы | Отвечают на вопросы |
2.3 | Практическая часть | 20 мин | На тренажере “Максимка” закрепить основные правила и умения проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких | Наблюдение |
2.4 | Обобщение нового материала | 5 мин. | Вопросы | Отвечают |
4.4. | Сообщения и выставление оценок | 2 мин | Сообщает оценку качества работы Сообщает выставленные оценки | Слушают |
4.5. | Задания на дом | 2 мин | Задает д/з: повторение пройденной темы | Записывают в дневнике |
5. | Уборка рабочего места | | Называет имена дежурных | Убираются дежурные |
Конспект к уроку
По теме: «Сердечно - легочная реанимация»
1. Организационный момент
Приветствие: Добрый день, присаживайтесь.
Кто сегодня присутствует на уроке? «отмечаю».
Сегодня мы изучим новую тему: « Реанимация».
В конце урока вы должны научиться проводить «Сердечно- легочную реанимацию»
Прежде чем начнем изучать новую тему, мы повторим тему, изученную на предыдущем занятии «Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях».Терминальные состояния.
Я вам задам вопросы, на которые все отвечают, все активно работают.
Вопросы урока:
Что такое реанимация?
Признаки клинической смерти?
Прекардиальный удар.
Непрямой массаж сердца. (НМС).
Искусственная вентиляция легких. (ИВЛ).
Жизнь – это великое благо природы. Каждый человек должен быть достойным его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда – за восстановление этой огромной, единственно реальной ценности.
С возникновением первых проблесков интеллекта человек стремился понять, что такое жизнь и смерть, каким путем, через какие “ворота” приходит смерть, как защититься от неё.
В 1936-1940 гг. замечательный русский ученый, академик Владимир Александрович Неговский обосновал систему приемов оживления. Им впервые были определены показания, основные принципы, методы возвращения к жизни.
В 1961 г. Им же была создана новая наука – реаниматология (наука о медицинской помощи при состояниях, пограничных между жизнью и смертью).
«Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях».
Терминальные состояния- это состояния,пограничные между жизнью и смертью,последние стадии умирания организма.
Терминальные состояния могут быть вызваны различными причинами:
Массивной кровопотерей
Шоком
Закупорка дыхательных путей.(Асфиксия)
Электротравма
Инфаркт миокарда
Утопление
Заваливание землей.
Вопрос: По каким признакам вы определили, что наступила смерть?
Слайд
Клиническая смерть.
При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин.
Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью.
Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.
Слайд
Признаки клинической смерти:
Самое главное при клинической смерти - добиться, чтобы появился пульс (восстановилось сердцебиение и дыхание) и только потом если нужно останавливать кровотечение, накладывать повязки и шины.
При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).
Слайд
Непрямой массаж сердца
При выполнении непрямого массажа сердца следует положить ладонь одной руки в точку проекции сердца на грудине, а сверху на нее другуюладонь, пальцы держать приподнятыми, большие пальцы должны смотреть в разные стороны.


Слайд
Руки не следует отнимать от груди после каждого надавливания, но перед каждым новым надавливанием необходимо дать грудной клетке подняться в исходное положение, с темчтобы не препятствовать наполнению полостей сердца кровью.

Слайд
Ритм надавливаний на грудную клетку должен соответствовать частоте сердечных сокращений в состоянии покоя, примерно 1 раз в секунду.
Минимальное время проведения непрямого массажа сердца даже при отсутствии его эффективности не менее 15-20 минут.

Слайд
Искусственная вентиляция легких
При искусственной вентиляции лёгких необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей: зажать нос пострадавшего, запрокинуть голову, делать выдох в лёгкие.

Слайд.
Сочетание проведения
Вначале делают 4 вдоха, затемесли оживляет ОДИН, тона каждые 15 надавливаний на грудину нужно делать 2 нагнетания воздуха в легкие;

Универсальная схема оказания первой помощи
Какое бы несчастье ни произошло: автодорожное происшествие, падение с высоты, поражение электрическим током или утопление, — в любом случае оказание помощи следует начинать с восстановления сердечной деятельности и дыхания, а затем производить временную остановку кровотечения. Только после решения этих задач можно приступить к наложению повязок и транспортных шин. Именно такой алгоритм действий поможет сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицинского персонала.
I - Если нет сознания и пульса на сонной артерии — нанести удар по грудине и приступить к реанимации.
II - Если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии — повернуть на живот и очистить ротовую полость.
III - При сильном кровотечении — наложить жгут.
IV - При наличии ран — наложить стерильные повязки.
V - При наличии переломов костей конечностей — наложить шины.
Практическое занятие.
На тренажере “Максимка” закрепить основные правила и умения проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.
Обобщение и закрепление пройденного материала
1. Признаки клинической смерти?
2. При каких условиях наносится прекардиальный удар?
3. Техника выполнения непрямого массажа сердца?
4. ИВЛ проводится, когда....?
А) наступила клиническая смерть;
Б) человек спит;
В) частота самостоятельных дыхательных движений менее 10 раз минуту;
Г) человек храпит.
Урок закончен. Спасибо за работу.
Литература
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П.Фролов, С.В.Петров – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2004.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: DVD, ООО Кирилл и Мефодий, 2005.