Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №18»
Открытый урок адыгейского языка в 4 классе.
Тема: Къабзэныгъэр псауныгъэм илъапс. Глаголыр. Глаголым ипчъагъ. Чистота залог здоровья. Глагол. Числа глаголов.
Учитель адыгейского языка и литературы
Мугу Б.Р.
Майкоп - 2018
Тема: Къабзэныгъэр псауныгъэм илъапс. Глаголыр. Глаголым ипчъагъ. Чистота залог здоровья. Глагол. Числа глаголов.
Цель:
1. Образовательные: повторение времен глаголов; изучение числа глаголов; изучение новых слов по теме «Чистота залог здоровья»
2. Развивающие : Развитие интереса у учащихся, любознательности, развития чистоплотности и аккуратности. Развивать технику чтения: диалогическую и монологическую речь.
3. Воспитательные: привить у детей любовь к чистоте, порядку и физкультуре.
Тип урока: комбинированный. Урок усвоения навыков и умений.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, парная.
Метопредметные связи: русский язык, литература, окружающий мир, математика, физ-ра.
Оборудование: Учебник «Адыгейский язык» 5 класс, компьютер, проэктор.
План урока.
Организационный момент. Вступительное слово. 10 мин.
Фонетическая зарядка. 5 мин.
Проверка домашнего задания. 7мин.
Объяснение нового материала. 15 мин.
Закрепление. 5 мин.
Подведение итогов. Дача д/з. 3 мин.
Ход урока:
Приветствие.
Шъуи мафэ шIу!
Опсэу!
Вступительное слово:
Мы сегодня начнем изучать большой раздел, который называется Къэбзэныгъэр псауныгъэм илъапс. Чистота залог здоровья.
Тема урока: Къэбзэныгъэр. Чистота. Iазэм дэжь. У врача.
Учитель: Киримизе Жанэ написал очень хорошее стихотворение о чистоте «Къэбзэныгъ»
Пчэдыжьым жьэу нэфшъагъом
Цыгъо цIыкIуми, чэтыущырми
Къэбзэ-лъабзэу затхьэкIы…
ЗытэжъугъэтхьакI.
Укъабзэмэ упсаущт,
Ау захъукIэ тыкъэбзэщт.
Дети о чем говорится в этом стихотворении?
Ученик1: Что, по утрам надо умываться.
Ученик2: Что, если мы будем чистыми, мы будем здоровыми.
Ученик3: Что, и котята, и мышата каждое утро умываются.
Учитель: Дэгъудэд. Молодцы, правильно «Чистота залог здоровья». А какое слово в этом стихотворении являются глаголом?
Ученик: затхьэкIы, зытэжъугъэтхьакI.
Орфоэпическая работа.
Начнем с повторения звуков: Гъ, къ, дж, хъ, хъу, лъ, псауныгъ, сапэ, шIои, пыи, узы, шынэ.
Звуковая культура речи: жъу-жъу – зытэжъугъэтхьакI, шъ-шъ – пхъэшъхьэ-мышъхь, шъа-шъа – шъабэ, шъэ-шъэ – мышъэ. (Учитель говорит звки, детиотвечают словами на с этими звуками).
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Учитель: Дэгъудэд. Джы учебникым Iоф дэтшIэщт. А теперь поработаем с учебником.
IофшIэнэу 1-м шъукъедж, упчIэхэм джэуап къяшъутыжь. Прочитаем упражнение 1 стр. 54 и ответим на вопросы: Сыда псауныгъэм ипыйхэр? Кто враги здоровья?
Ученик: Сапэмрэ шIоимрэ псауныгъэм ипыих.
Учитель: Сыда узхэр къызхэкIыхэрэр? Из-за чего появляются болезни?
Ученик:Сапэмрэ шIоимрэ узхэр къахэкIых.
Учитель:Сыда дежурнэмэ ашIэрэр? Что делают дежурные?
Ученик:Дежурнэмэ сапэ алъэкIы.
Учитель: Молодцы! Давайте выполним упражнение 2 устно. Вставим в предложение вместо точек подходящие слова из данных ниже.
Сейчас мы с вами повторим пройденный материал и перейдем к новой теме.
Учитель: На какой вопрос отвечает прошедшее время глаголов?
Ученик: Сыда ышIагъэр?
Учитель: С помощью какого суффикса образуется прошедшее время глаголов?
Ученик: С помощью суффикса гъэ.
Учитель: Приведите примеры.
- Давайте вспомним времена глаголов (работа со слайдами)
- Сейчас выполним упражнение 4. Напишем глаголы во множественном числе.
Закрепление.
А сейчас сыграем в игру исследуем данные слова (показ слайдов). 1. Найти в данных словах спрятанные. 2. Составить из слогов слова. 3. Найдите здесь глаголы.
Итог урока.
Учитель: Непэ урокым щытшIагъэр тыгу къэтэжъугъэкIыжь.
Ученик: Къэбзэныгъэр, глаголыр.
Ученик: Стихотворение К.Жанэ «Зыгъэкъабз»
Учитель: Непэ урокым дэгъоу Iоф щышъушIагъ. Сегодня на уроке вы хорошо работали.
(Объявление оценок за урок)
Домашнее задание. Упр. 5. Пояснение учителем.
ХъяркIэ.