СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по биологии в 7 классе

на тему: "Полезная деятельность насекомоядных, плотоядных и хищных птиц. Охрана и привлечение птиц"

 

Вводное слово учителя

   Мир природы многолик и  разнообразен. Но изымите из этого мира цветы и птиц, то краски Природы поблекнут. Цветы и птицы – это симбиоз красоты флоры и фауны, источник всего прекрасного на нашей маленькой планете. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц чудесным украшением природы. Птицы всегда сопутствуют человеку – начиная от канарейки и попугая и до ласточек, голубей. С ними каждый знаком с детства. С одними наяву, с другими по сказкам и былинам: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Соловей –разбойник» и др. Но птицы не только украшают природу, а большинство приносят пользу человеку. 

Цель урока: Показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны.

Задачи урока:

1. Углубить и расширить  знания о многообразии птиц и их особенностях;

2. Закрепить и проверить умение узнавать изученных птиц, применять свои знания при выполнении различного рода заданий, развивать умение приобретать знания самостоятельно, логическое мышления;

3.  Развивать интерес к природе, ее изучению, способствовать экологическому воспитанию и образованию.

Тип урока: обобщение знаний с применением ИКТ (презентация).

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, парная.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Эмоциональный настрой.

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиного песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается в трель.

Ты издали дробь соловья улови –

И долго не сможешь уснуть.

Как будто счастливой тревогой любви

Опять переполнена грудь.

 

                                                 С. Маршак

Первую часть урока мы проведем в виде состязания и попытаемся выяснить, как вы усвоили тему об экологических группах птиц, их особенностях строения, связанных с адаптацией к различным средам обитания.

Оценивать ваши знания, умения, смекалку, активность мне сегодня помогут птицы-карточки: красная -филин - "5", синяя - сычь - "4", зелёная - гриф - "3"

3. Проверка домашнего задания.

    Учитель на месте проверяет систематику птиц данных каждому учащемуся.

4. Конкурсные состязания.

1. «Третий лишний». Учащимся раздаются карточки (каждому индивидуальная). Определить‚ какая из трёх птиц в каждом ряду не относится к тому отряду‚ к которому принадлежат две другие. Ответ разъяснить.

а) воробей‚ дятел‚ скворец; б) тетерев‚ лебедь‚ глухарь; в) орёл‚ лебедь‚ коршун; г) дрофа‚ тетерев‚ куропатка; д) гусь‚ журавль‚ утка; е) ворона‚ сорока‚ ястреб; ж) сова‚ аист‚ филин;

з) сокол, рябчик, орёл;

и) гриф, кряква, гусь;

к) журавль, дрофа, грач.

2. «Файдворд». Работа в группах (мальчики и девочки). В предложенном тексте найдите 6 названий птиц и подчеркните.

Вот и осень пришла. Как хочется вернуться в лето, где лучи солнца пляшут на поверхности воды и полосой катятся к берегу. И все реки летом так красивы: Северная Двина и Волга, Иртыш и Лена. А истоки их ещё более удивительны. Эти реки начинаются с маленьких ручейков. По ширине реки бывают сорок, а то и больше километров. Ой, от мыслей сбил писк. Хлопнул комара, будет чем поживиться еще не уснувшему паучку. Осень побеждает. Игра честно закончилась. Лето, с земли отступая, сворачивает свой зелёный палас. Точка

3. «Аукцион терминов».

    Термины закреплены на доске названиями вниз. учащиеся по очереди выходят к доске и открывая по одному дают ответы) бескилевые,  двойное дыхание, железистый желудок, копчиковая железа, мускульный желудок,  птенцовые птицы, цевка, орнитология, выводковые птицы, киль).

4. "Анаграммы". Работа в парах. Раздаются карточки с шифровками. Необходимо переставляя буквы собрать название птицы.

Квакря (кряква)               ретевте  (тетерев)          бедьле  (лебедь)

Рело  (орёл)                      колсо (сокол)                 ншукор (коршун)

Пелпере  (перепел)          точкалас  (ласточка)     робейво (воробей)

      Кайча  (чайка)                 фарод  (дрофа)              рифг  (гриф)

      Ральжув  (журавль)         рокасо  (сорока)           ницаси  (синица)

 

5.  Найди соответствие". Работа со слабоуспевающим у доски (Бахтияр). Используя рисунки определи какой птице соответствуют конечности.

Стриж, дятел, утка, тетерев, сокол

  2 4 5

 

 

5. Работа по теме урока.

Для того, чтобы раскрыть тему сегодняшнего урока перед нами возникает проблема:

На какие группы делятся птицы по способу питания и их представители.

1) Составление кластера. Учащиеся составляют в тетрадях, с использованием презентации.

по способу питания

 

растительноядные

 

насекомоядные

 

насекомо-

растительноядные

 

хищные (плотоядные)

 

всеядные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Какова полезная деятельность птиц?

Сообщения учителя.  Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей. Чтобы понять значение птиц в природе, достаточно указать на всем известную большую синицу, которая за один день съедает до 6 тысяч различных насекомых, среди которых преобладают вредители леса.

Даже воробьи весной и летом становятся полезными. Птенцов первого вывода они выкармливают личинками яблоневого долгоносика — свирепого врага садов. Многолетние наблюдения сделали вывод, что, если в саду достаточно гнездящихся птиц, урожай его увеличивается вдвое. Воробья многие считают вредной птицей. Это неправильно. В городах (в людных парках и на бульварах) наши полевые воробьи — единственные защитники деревьев от вредителей. Осенью и зимой они питаются, в основном, семенами сорняков. Стоит напомнить печальный пример Китая, где необдуманно истребили всех воробьев, а в результате лишили фруктовые сады защиты от вредителей.

      Значение птиц в природе тайги не менее важно. Незаменимые защитники в этом — дятлы, поползни и пищухи. Черный дятел, например, за день истребляет от 300 до 650 личинок дровосеков, короедов и куколок обыкновенного рогохвоста.

Кукушки — также усиливают значение птиц в природе своей полезностью. Они очень прожорливы и уничтожают много вредных лесных насекомых. В желудке одной кукушки были найдены 173 гусеницы шелкопряда, у другой — 137 гусениц, 12 майских жуков и несколько больших зеленых кузнечиков.

Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек. К этой же категории птиц относятся чайки, крачки, зимородки. Поедая преимущественно больную и снулую рыбу, они оберегают водоемы от загрязнения и заражения.

Хищные птицы — мощное средство борьбы с грызунами, вредителями сельского хозяйства. Две пустельги при выкармливании своих шести птенцов за день вылавливают до 9 сусликов, 5 полевок и много других зверьков. По самым скромным подсчетам, семья пустельги за месяц уничтожает не меньше 180 сусликов и 90 различных других грызунов.

Важно и то, что многие птицы — серые куропатки, перепелки, жаворонки, овсянки, голуби — истребляют семена сорняков, помогают человеку бороться за чистоту полей. А сойки, кедровки, дрозды, свиристели, питаясь лесными ягодами с твердыми оболочками семян, рассеивают эти семена на огромной территории, способствуя расширению площади леса.

3) Вопрос: Каково же значение птиц в природе и для человека.

Значение птиц в природе:

- Ограничивают рост растений.  - Птицы - одно из важных компонентов живой природы.  - Их роль в круговороте веществ велика.  - Содействует опылению цветковых растений.  - Способствует распространению плодов и семян, а следовательно, а расселению растений.  - Являются санитарами планеты - истребляют больных и ослабленных животных. - Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и др.)  - Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающихся). 

4) Решение экологической задачи. Решение задачи у доски (одарённые - Дилара).

  • Скворчата очень прожорливы. Чтобы прокормить малышей, родители трудятся по 17 часов в сутки, скармливая птенцам более 300 грамм вредных насекомых. Рассчитайте сколько насекомых уничтожает колонна скворцов из 25 пар в период вскармливания птенцов.

Какие вывод можно сделать из этой задачи?

5) Охрана и привлечение птиц.

Охрана птиц. Люди, разоряющие птичьи гнёзда, рогаточники, незадачливые охотники, стреляющие в любую птицу, наносят большой ущерб государству. Маленькая полёвка уничтожает за лето килограмм зерна. Сова съедает за лето 1000 полёвок. Она сберегает государству тонну зерна. Убитая сова — это потерянная тонна хлеба. Вот во что обходится стране выстрел охотника, стреляющего в кого придётся. Разорённое гнездо небольшой птички означает, что десятки тысяч насекомых, которые пошли бы на корм её птенцам, останутся целы. Будет сохранена жизнь тысячам и тысячам вредителей, а они нанесут свою долю ущерба народному хозяйству. Закон охраняет почти всех птиц, и всюду во время гнездовой поры (с ранней весны до 1 августа) охота на них запрещена. В заповедниках птицы всегда под охраной. Размножаясь здесь, они заселяют соседние места. Декрет об организации первого советского заповедника (Астраханского) В. И. Ленин подписал ещё в 1919 г. Чем бережнее относится человек к птицам, тем больше их становится в этой местности и тем больше пользы они приносят народному хозяйству. Охрана птиц — это прежде всего охрана гнёзд. Перелётные птицы часто возвращаются к местам своих прошлогодних гнездовий. Чем больше гнёзд уцелеет в лесу, чем больше в нём выведется птенцов, тем больше птиц прилетит в него будущей весной. У мелких птиц много природных врагов. Особенно вредны кошки. Они разоряют гнёзда, ловят вылетевших из них молодых- птенцов. Бродячая кошка в лесу — вреднейший хищник. Зимняя подкормка птиц. Синицы, дятлы и некоторые другие птицы не улетают на зиму. Прокормиться им в эту пору трудно, особенно в гололедицу и снегопады. Зимний день короток, и птица не успевает наесться досыта, а еды ей на морозе нужно больше, чем летом. От голода зимой погибает много птиц. Больше других страдают от зимней бескормицы синицы. Зимняя подкормка не только сбережёт много птиц, но и привлечёт их в сады и парки, задержит здесь. Синицы, которых подкармливали всю зиму, нередко остаются гнездовать в том же саду, если в нём с осени были развешаны синичники. Летом эти птицы будут очищать деревья от вредителей. Для подкормки устраивают кормовые столики (рис. 146); на них насыпают различные семена, крошки хлеба, ягоды бузины и рябины. Синицы охотно клюют несолёное сало и сырое мясо. Любят сало и дятлы. Кусочки его подвешивают на нитке к тонким ветвям: со столика его могут утащить вороны. Привлечение птиц. Птиц можно и нужно привлекать в сады, парки, в поле-защитные и другие древесные насаждения. Наиболее просто привлечение дуплогнёздников—птиц, гнездящихся в дуплах. Почти все они — истребители насекомых, защитники урожая и леса. Привлечь их нетрудно: нужно лишь приготовить им искусственные гнездовья. Примером может служить всем известный скворечник. Для синиц и других дуплогнёздников развешивают синичники и дуплянки. Птицы охотно заселяют такие гнездовья, если они правильно сделаны (рис. 147, 148) и правильно повешены.

 

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов. Оценивание.

8. Задание на дом: §64, решение задачи (карточки - Тимур и Дилара)

Ласточки в период вскармливания прилетают к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз по 0,5 грамма насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожит в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек.

Кроссворд - остальные учащиеся