МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АХТЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1»
Открытый урок по биологии по теме "Вирусы" в 10-ом классе
Подготовила:Моллалиева Айнисе Сабировна
учитель химии и биологии
МКОУ «Ахтынская СОШ № 1
Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
Изучить строение и классификацию вирусов;
Изучить жизненный цикл вирусов;
Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
Развивающие
Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные
Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология обучения: ИКТ-технология.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, таблица «Вирусы», презентации.
Ход урока
I. Организационный момент. (приветствие, проверка готовности к уроку)
Учитель: Добрый день! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок с «Очевидного невероятного»
А) Определение темы урока
26 ноября 1922 года, просунув свечу в пролом стены, археологи разглядели не разграбленные сокровища. В золотом гробу лежала мумия Тутанхамона. ( слайд №1) Это была сенсация. Миру открылись величайшие экспонаты, бесценные сокровища. А Тутанхамон стал олицетворением всех фараонов древней таинственной страны на берегах Нила. (Слайд №2). Но через два месяца все газеты обошла новость: “Лорд Карнарвон, который был спонсором раскопок в Долине царей, скончался». ( слайд №3) Смерть Лорда забылась бы скоро, если бы не погибло еще 7 человек. За 10 лет из 25 людей, которые были связаны с работой в гробнице, в живых осталось лишь 2 человека. Вот тогда и появилась версия о мести Тутанхамона.
"КАЖДЫЙ, КТО ПОСМЕЕТ ВОЙТИ С ГРОБНИЦУ, БУДЕТ НЕМЕДЛЕННО наказан. ЕГО ЖДУТ НЕСЧАСТЬЕ И СМЕРТЬ"…- такова расшифровка надписи на глиняной дощечке, найденной вместе с саркофагом фараона.
Такая вот история.
Столкновение с проблемой: Существует ли «проклятие фараона»? ( ответы учащихся)
А если отнестись к легенде скептически, изучить научные объяснения и попытаться установить, что же могло на самом деле произойти с членами экспедиции?
( Версии учащихся, переход к теме урока)
Изучив истории болезней умерших членов экспедиции и произведя бактериологические исследования гробницы Тутанхамона, американский доктор Дин обнаружил вирус гистоплазмозис. В 1956 году им был поставлен научно обоснованный диагноз — «пещерная болезнь» и тем самым развеян миф о «проклятии фараона».
Итак, Тема сегодняшнего урока: «ВИРУСЫ»
III. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока «Вирусы»
Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.
Какой образ или ассоциации возникают у Вас при упоминании слова «Вирус»?
IV. Изучение нового материала
Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:
Вирусы – это вещества или существа?
Почему вирусы практически невозможно уничтожить?
Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?
На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:
Гипотеза №1 «Первые на Земле». Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.
Гипотеза №2. Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.
Гипотеза №3. Вирусы – это составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках.
В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.
В переводе с латинского «вирус» означает «яд».
Наука, изучающая вирусы – вирусология.
Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов?
Строение вируса
Вирусы состоят из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.
В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.
К РНК-содержащим вирусам относятся более
вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ, гепатит А, гепатит С
Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека ,герпес, гепатит В
ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.
Нуклеиновые кислоты в составе вируса - это Хранилище наследственной информации.
Белковая оболочка – выполняет функции -Защитную. Ферментативную
Так просто не устроен ни один живой организм. В чем отличия в строении вирусов от растений, животных, бактерий?
«Классификация вирусов. Их значение.» Вирусы могут различаться
1. ДНК-содержащие (герпес, оспа) 2. РНК-содержащие (корь, бешенство) | 1. С высокой специфичностью (грипп свиней) 2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих) | 1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги) 2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ) |
По хим. составу | По специфичности | По отношению к хозяину |
Столкновение с проблемой:
Вирусы! – Это существа или вещества?
– Они живые или неживые? Каких признаков у них больше ?
Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Вирус — это оборотень. Вирусы — существа доклеточного строения, внутриклеточные паразиты.
Столкновение с проблемой: Как же этой мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро попасть внутрь клеток своих хозяев? Каким путем они проникают в клетку?
Проведем эксперимент. Узнаем скорость распространения такого вируса.
Практическая личностно-ориентированная работа.
Давайте представим ситуацию: неизвестный из вашего класса инфицирован. У каждого учащегося в руках пробирки с бесцветной жидкостью: у одного раствор щелочи КОН, у остальных - вода. Как быстро распространится «инфекция» среди учащихся класса? Каждому из вас предстоит сделать 2 «контакта», заключающихся в том, что вы обменяетесь жидким содержимым пробирки с двумя соседями. После обмена я, проходя между рядами, капаю индикатор. В тех пробирках, где цвет изменился, произошло «заражение». Итак, в начале опыта было всего 1человек - «источника заражения», а к концу «инфицированных» стало больше половины.
НАЗОВИТЕ ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ?
Итак, Господа вирусологи, , «Иноземец» проник на чужую территорию и начинается самое страшное. Он заставляет «Государственный аппарат» – ядро клетки работать на себя. Процесс размножения вирусов ученый Виктор Михайлович Жданов описал так: «Происходит смерть ради жизни». Объясните значение данного выражения. Возвращаемся в виртуальную лабораторию. (Видеофильм). Задание для учащихся. После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются (обозначить этапы проникновения вируса в клетку).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРУСА
1. Прикрепление вируса к клетке
2. Проникновение вируса в клетку
3. Редупликация вирусного генома
4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида
5. Выход вируса из клетки
Итак, вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.
Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют?
Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.:
• Первый способ - вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу.
• Второй способ - химиотерапия. Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток
. • Третий способ - интерферон. Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.
Рассказ учителя о СПИДе.
СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.
Вирус гепатита С
По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.
Врачи называют гепатит С «ласковым убийцей», так как у этой болезни практически полностью отсутствуют симптомы. По причине бессимптомного течения болезни, диагностировать ее очень сложно: как правило, многие пациенты узнают о том, что заражены этим вирусом, совершенно случайно, к примеру, на плановых обследованиях. Ласковый убийца умело маскируется под другие недуги, которые сопровождаются слабостью, быстрой утомляемостью или астенией. Коварный гепатит C может на протяжении нескольких лет разрушать печень человека, не давая ему при этом возможности начать эффективное своевременное лечение. При переходе в хроническую стадию инфекции гепатит становится причиной цирроза или онкологических патологий печени.
Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем. В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.
Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах задания 2 у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?
V. Подведение итогов
Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).
Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)
Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п. )
VI. Закрепление.В рабочих листах ответьте на вопросы теста.
VII. Оценивание учащихся. Рефлексия. VIII. Домашнее задание
Рабочий лист
Ф.И.ученика________________________________________________________
Класс_______________
Задание № 1. Значение вирусов
1. _________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
Задание №2. Действия людей распределите по группам:
Безопасные_______________________________________
Опасные__________________________________________
Очень опасные_____________________________________
А) укус комара
Б) пользование общественным туалетом
В) поцелуй в щеку
Г) уход за больным СПИДом
Д) пользование чужой зубной щеткой
Е)нанесение татуировки
Ж)прокалывание ушей
З) множественные половые связи
И)переливание крови
К)плавание в бассейне
Л) объятия с больным СПИДом
Задание №3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРУСА
(расставь этапы в правильном порядке)
А) Синтез вирусных белков и самосборка капсида
Б) Прикрепление вируса к клетке
В) Редупликация вирусного генома
Г) Выход вируса из клетки
Д) Проникновение вируса в клетку
Ответ:_____________________________
Задание № 4. Реши тест.
1.Вирусы – это:
А) прокариотическая клетка Б) эукариотическая клетка В) неклеточная форма жизни
2. Вирусы состоят из
А) белков и нуклеиновой кислоты Б) целлюлозы и белков
В) ДНК и РНК Г) ядра и цитоплазмы
3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется
А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид
4. Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания:
А) СПИД Б) паротит В) герпес Г) корь
5. Вызывают заболевания
А) туберкулез 1) вирусы
Б) СПИД 2) бактерии
В) грипп
Урок | На уроке я | Итог |
Интересно | Работал | Понял материал |
Не интересно | Отдыхал | Узнал много нового |
скучно | Помогал другим | Не понял |
Г) сальмонеллез
Д) корь
Е) холера
Итоги урока. Рефлексия.