СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии по теме "Вирусы" в 10-ом классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии по теме "Вирусы" в 10-ом классе»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АХТЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1»










Открытый урок по биологии по теме "Вирусы" в 10-ом классе









Подготовила:Моллалиева Айнисе Сабировна

учитель химии и биологии

МКОУ «Ахтынская СОШ № 1









Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;

  • Изучить строение и классификацию вирусов;

  • Изучить жизненный цикл вирусов;

  • Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.

Развивающие

  • Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;

  • Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные

  • Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;

  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, таблица «Вирусы», презентации.

Ход урока

I. Организационный момент. (приветствие, проверка готовности к уроку)

Учитель: Добрый день! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок с «Очевидного невероятного»

А) Определение темы урока

26 ноября 1922 года, просунув свечу в пролом стены, археологи разглядели не разграбленные сокровища. В золотом гробу лежала мумия Тутанхамона. ( слайд №1) Это была сенсация. Миру открылись величайшие экспонаты, бесценные сокровища. А Тутанхамон стал олицетворением всех фараонов древней таинственной страны на берегах Нила. (Слайд №2). Но через два месяца все газеты обошла новость: “Лорд Карнарвон, который был спонсором раскопок в Долине царей, скончался». ( слайд №3) Смерть Лорда забылась бы скоро, если бы не погибло еще 7 человек. За 10 лет из 25 людей, которые были связаны с работой в гробнице, в живых осталось лишь 2 человека. Вот тогда и появилась версия о мести Тутанхамона.

"КАЖДЫЙ, КТО ПОСМЕЕТ ВОЙТИ С ГРОБНИЦУ, БУДЕТ НЕМЕДЛЕННО наказан. ЕГО ЖДУТ НЕСЧАСТЬЕ И СМЕРТЬ"…- такова расшифровка надписи на глиняной дощечке, найденной вместе с саркофагом фараона.

Такая вот история.

Столкновение с проблемой: Существует ли «проклятие фараона»? ( ответы учащихся)

А если отнестись к легенде скептически, изучить научные объяснения и попытаться установить, что же могло на самом деле произойти с членами экспедиции?

( Версии учащихся, переход к теме урока)

Изучив истории болезней умерших членов экспедиции и произведя бактериологические исследования гробницы Тутанхамона, американский доктор Дин обнаружил вирус гистоплазмозис. В 1956 году им был поставлен научно обоснованный диагноз — «пещерная болезнь» и тем самым развеян миф о «проклятии фараона».

Итак, Тема сегодняшнего урока: «ВИРУСЫ»



III. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока «Вирусы»

Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Какой образ или ассоциации возникают у Вас при упоминании слова «Вирус»?

IV. Изучение нового материала

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

  • Вирусы – это вещества или существа?

  • Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Гипотеза №1 «Первые на Земле». Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.

Гипотеза №2. Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

Гипотеза №3. Вирусы – это составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках.

В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

В переводе с латинского «вирус» означает «яд».

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов? 

Строение вируса

Вирусы со­сто­ят из фраг­мен­та ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла (РНК или ДНК), со­став­ля­ю­ще­го серд­це­ви­ну ви­ру­са, и за­щит­ной обо­лоч­ки, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся кап­сид. У неко­то­рых ви­ру­сов (гер­пес, грипп) есть до­пол­ни­тель­ная ли­по­про­те­ид­ная обо­лоч­ка – су­пер­кап­сид, ко­то­рая воз­ни­ка­ет из плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны клет­ки-хо­зя­и­на.


В за­ви­си­мо­сти от со­дер­жа­ще­го­ся ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла ви­ру­сы под­раз­де­ля­ют­ся на ДНК-со­дер­жа­щие и РНК-со­дер­жа­щие.

К РНК-со­дер­жа­щим ви­ру­сам от­но­сят­ся более  ви­ру­сов, вы­зы­ва­ю­щих ре­спи­ра­тор­ные за­бо­ле­ва­ния, а также вирус грип­па, кори, крас­ну­хи, свин­ки, ВИЧ, гепатит А, гепатит С

Двух­це­поч­ные ДНК-со­дер­жа­щие ви­ру­сы вы­зы­ва­ют такие за­бо­ле­ва­ния, как па­пил­ло­ма че­ло­ве­ка ,гер­пес, ге­па­тит В

ДНК-со­дер­жа­щие ви­ру­сы по­ра­жа­ют также рас­те­ния. Они вы­зы­ва­ют, на­при­мер, зо­ло­тую мо­за­и­ку бобов или по­ло­са­тость у ку­ку­ру­зы.


Нуклеиновые кислоты в составе вируса - это Хранилище наследственной информации.

Белковая оболочка – выполняет функции -Защитную. Ферментативную

Так просто не устроен ни один живой организм. В чем отличия в строении вирусов от растений, животных, бактерий?

«Классификация вирусов. Их значение.» Вирусы могут различаться

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По хим. составу

По специфичности

По отношению к хозяину

Столкновение с проблемой:

Вирусы! – Это существа или вещества?

– Они живые или неживые? Каких признаков у них больше ?

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).

Вирус — это оборотень. Вирусы — существа доклеточного строения, внутриклеточные паразиты.

Столкновение с проблемой: Как же этой мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро попасть внутрь клеток своих хозяев? Каким путем они проникают в клетку?

Проведем эксперимент. Узнаем скорость распространения такого вируса.

Практическая личностно-ориентированная работа.

Давайте представим ситуацию: неизвестный из вашего класса инфицирован. У каждого учащегося в руках пробирки с бесцветной жидкостью: у одного раствор щелочи КОН, у остальных - вода. Как быстро распространится «инфекция» среди учащихся класса? Каждому из вас предстоит сделать 2 «контакта», заключающихся в том, что вы обменяетесь жидким содержимым пробирки с двумя соседями. После обмена я, проходя между рядами, капаю индикатор. В тех пробирках, где цвет изменился, произошло «заражение». Итак, в начале опыта было всего 1человек - «источника заражения», а к концу «инфицированных» стало больше половины.

НАЗОВИТЕ ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ?

Итак, Господа вирусологи, , «Иноземец» проник на чужую территорию и начинается самое страшное. Он заставляет «Государственный аппарат» – ядро клетки работать на себя. Процесс размножения вирусов ученый Виктор Михайлович Жданов описал так: «Происходит смерть ради жизни». Объясните значение данного выражения. Возвращаемся в виртуальную лабораторию. (Видеофильм). Задание для учащихся. После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются (обозначить этапы проникновения вируса в клетку).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРУСА

1. Прикрепление вируса к клетке

2. Проникновение вируса в клетку

3. Редупликация вирусного генома

4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида


5. Выход вируса из клетки

Итак, вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.

Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют?

Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.:

• Первый способ - вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу.

• Второй способ - химиотерапия. Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток

. • Третий способ - интерферон. Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.

Рассказ учителя о СПИДе.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

 Вирус гепатита С

По сво­е­му стро­е­нию вирус ге­па­ти­та С – это РНК-со­дер­жа­щий вирус, име­ю­щий сфе­ри­че­скую форму, слож­но устро­ен­ный В ка­че­стве ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла такой вирус со­дер­жит ли­ней­ную од­но­нит­ча­тую мо­ле­ку­лу РНК.

Врачи на­зы­ва­ют ге­па­тит С «лас­ко­вым убий­цей», так как у этой бо­лез­ни прак­ти­че­ски пол­но­стью от­сут­ству­ют симп­то­мы. По при­чине бес­симп­том­но­го те­че­ния бо­лез­ни, ди­а­гно­сти­ро­вать ее очень слож­но: как пра­ви­ло, мно­гие па­ци­ен­ты узна­ют о том, что за­ра­же­ны этим ви­ру­сом, со­вер­шен­но слу­чай­но, к при­ме­ру, на пла­но­вых об­сле­до­ва­ни­ях. Лас­ко­вый убий­ца умело мас­ки­ру­ет­ся под дру­гие неду­ги, ко­то­рые со­про­вож­да­ют­ся сла­бо­стью, быст­рой утом­ля­е­мо­стью или асте­ни­ей. Ко­вар­ный ге­па­тит C может на про­тя­же­нии несколь­ких лет раз­ру­шать пе­чень че­ло­ве­ка, не давая ему при этом воз­мож­но­сти на­чать эф­фек­тив­ное свое­вре­мен­ное ле­че­ние. При пе­ре­хо­де в хро­ни­че­скую ста­дию ин­фек­ции ге­па­тит ста­но­вит­ся при­чи­ной цир­ро­за или он­ко­ло­ги­че­ских па­то­ло­гий пе­че­ни.

Во­пре­ки бы­ту­ю­щим пред­рас­суд­кам, под­це­пить вирус ге­па­ти­та C невоз­мож­но через со­ци­аль­ные кон­так­ты (по­це­луи, объ­я­тия), через про­дук­ты или воду, через груд­ное мо­ло­ко. Вы ничем не риск­не­те, если раз­де­ли­те с но­си­те­лем ви­ру­са тра­пе­зу или на­пит­ки. За­ра­зить­ся ге­па­ти­том C можно при кон­так­те с кро­вью ин­фи­ци­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка либо по­ло­вым путем. В на­сто­я­щее время для ле­че­ния ге­па­ти­та С ис­поль­зу­ют два пре­па­ра­та: Ин­тер­фе­рон альфа и Ри­ба­ви­рин.

Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах задания 2 у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?

V. Подведение итогов 

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

  1. Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)

  2. Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п. )

VI. Закрепление.В рабочих листах ответьте на вопросы теста. 


VII. Оценивание учащихся. Рефлексия. VIII. Домашнее задание 

Рабочий лист

Ф.И.ученика________________________________________________________

Класс_______________


Задание № 1. Значение вирусов

1. _________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

Задание №2. Действия людей распределите по группам:

Безопасные_______________________________________

Опасные__________________________________________

Очень опасные_____________________________________

А) укус комара

Б) пользование общественным туалетом

В) поцелуй в щеку

Г) уход за больным СПИДом

Д) пользование чужой зубной щеткой

Е)нанесение татуировки

Ж)прокалывание ушей

З) множественные половые связи

И)переливание крови

К)плавание в бассейне

Л) объятия с больным СПИДом

Задание №3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРУСА

(расставь этапы в правильном порядке)

А) Синтез вирусных белков и самосборка капсида

Б) Прикрепление вируса к клетке

В) Редупликация вирусного генома

Г) Выход вируса из клетки

Д) Проникновение вируса в клетку

Ответ:_____________________________

Задание № 4. Реши тест.

1.Вирусы – это:

А) прокариотическая клетка Б) эукариотическая клетка В) неклеточная форма жизни

2. Вирусы состоят из

А)   белков и нуклеиновой кислоты Б) целлюлозы и белков

В) ДНК и РНК Г) ядра и цитоплазмы

3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется

А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид

4. Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания:

А) СПИД Б) паротит В) герпес Г) корь

5. Вызывают заболевания

А) туберкулез 1) вирусы

Б) СПИД 2) бактерии

В) грипп

Урок

На уроке я

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Не интересно

Отдыхал

Узнал много нового

скучно

Помогал другим

Не понял

Г) сальмонеллез

Д) корь

Е) холера

Итоги урока. Рефлексия.