СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии "Своя игра"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии "Своя игра"»

Урок-игра повторения и обобщения материала по курсу биологии 8 класса

«Своя игра»

Урок подготовила: учитель биологии МОБУ «Привольненская ООШ»

Тумашова Дарья Владимировна

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу биологии 8 класса «Биология. Человек»; выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их.

Задачи:

Обучающая: Обобщить и закрепить знания учащихся об анатомии, физиологии организма и истории развития биологии как науки.

Развивающая:. Создание условий для развития коммуникативных навыков и познавательной деятельности учащихся.

Воспитательная: Развивать умения работать в команде, группе.

Оборудование:  презентация, компьютер, проектор.

Тип урока: урок-игра

Условие: Команды состоят из 4-5 человек. Придумывают название команды и выбирают капитана. Капитаны команд выбирают строку с названием и столбец с числом, в котором расположена цена вопроса, за которым располагается вопрос. Если ответ на вопрос дан правильно, то команда, давшая правильный ответ зарабатывает баллы стоимость выбранной ячейки и продолжает отвечать на выбранные ими вопросы. Если ответ дан неверно, то баллы вычитаются из уже набранных и ход переходит к другой команде. В каждой из тем вопросов присутствует вопрос, не относящийся к данной теме. Этот вопрос называется «Кот в мешке». Команда открывшая эту ячейку имеет право передать вопрос другой команде или ответить сама. Результаты подсчитывает заранее выбранное жюри.


Люди

10

20

30

40

50

60

Медицина

10

20

30

40

50

60

Анализаторы

10

20

30

40

50

60

Размножение

10

20

30

40

50

60

Клетка

10

20

30

40

50

60

Разное

10

20

30

40

50

60








Люди

  1. Ученый открывший клеточное строение организма(Роберт Гук. В 1665 году изучая срез пробки он обнаружил структуры, похожие по строению на пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками. Правда Гук считал что клетки пустые, а живое вещество – это клеточные стенки.)

  2. Ученый создавший учение об условных рефлексах (И.П.Павлов. Изучая физиологию и пищеварения, Павлов установил закономерности взаимодействия организма с окружающей средой непосредственным поводом перехода Павлова к физиологии головного мозга послужило его наблюдение над выделением животными слюны при виде и запахе пищи. Экспериментально доказал, что выделение слюны при виде пищи наступает только при наличии у собаки определенного «жизненного опыта». Это особый вид рефлекса, названный Павловым «условным». Экспериментально доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы.)

  3. Ученый, открывший яйцеклетку. (К.М.Бэр. Еще до открытия клетки, в середине XVII в., известный английский врач Уильям Гарвей предположил, что все живые организмы развиваются из яйца. Это предположение блестяще доказал российский ученый Карл Максимович Бэр, который в 1827 г. обнаружил яйцеклетку млекопитающих. Данное открытие позволило ему сделать вывод, что каждый организм развивается из одной клетки.)

  4. Ученый создавший учение о фагоцитозе (И.И.Мечников в 1882 году изучая морских беспозвоночных, обратил внимание на то, что у них в переваривании пищи принимают участие активные, подвижные клетки, очень похожие на амеб. Мечников предположил, что они могут выполнять защитные функции. Он проделал опыт, вводил в тело личинок морских звезд шип от розы и увидел как занозу быстро окружают подвижные клетки, которые как бы пытаются уничтожить шип. На основании своих наблюдений Мечников предположил, что у высших млекопитающих животных и человека также существуют подобные клетки. Эти клетки назвали фагоцитами)

  5. Ученый открывший рефлекторную основу работы головного мозга (И.М.Сеченов. 1862 году Сеченов открыл явление центрального торможения. В 1863 году он опубликовал свою знаменитую работу "Рефлексы головного мозга", произведшую большое впечатление на взгляды И.П. Павлова (1849-1936). Значение возбуждения и торможения для рефлекторных реакции организма. В ответ на раздражение возникает согласованное рефлекторное изменение деятельности многих систем органов. Так, одергивание руки от горячего предмета возможно лишь при сокращении одних мышц и расслаблении других. При этом рефлекторно изменяется работа сердца, дыхание и т. д. Такая согласованная рефлекторная деятельность обусловлена взаимодействием в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Возбуждение нейронов сопровождается появлением или усилением одних рефлекторных реакций. Торможение нейронов приводит к ослаблению или полному прекращению других рефлексов)

  6. Кот в мешке Внутреннее ухо. Сложная система тонких изогнутых каналов и полостей из костной ткани, внутри которой расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. Место расположения слуховых рецепторов. (Улитка)


Медицина

  1. Кот в мешке «Короткий отросток нейрона. (дендрит)»

  2. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ. (Иммунитет. В основе иммунитета лежат такие процессы как фагоцитоз и выработка антител, которые находят болезнетворные бактерии или клетки, вступая с ними в контакт они выделяют особые вещества вызывая гибель бактерий и вирусов)

  3. Это острая вирусная инфекция, характеризующаяся интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. (Грипп)

  4. Опухоль развивающаяся из покровного и железистого эпителия (Рак)

  5. Определите вид кровотечения по следующему описанию: алая кровь, текущая пульсирующей струей. (Артериальное)

  6. Что такое гиподинамия? (ограничение двигательной активности. Причинами является научно-технический прогресс. В результате – ослабление мышц (особенно сердечной мышцы), увеличение количества жировой ткани, снижение выносливости. Регуляция сосудов нарушается в такой степени, что даже простой переход от горизонтального положение в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от мозга, что человек может потерять сознание. )


Анализаторы

  1. Отверстие в радужной оболочке глаза (зрачок)

  2. Зрительные рецепторы, воспринимающие цвета (сетчатка, колбочки, палочки)

  3. Передняя часть сосудистой оболочки глаза (радужка)

  4. Линза в глазном яблоке (Роговица)

  5. Слуховые косточки расположенные в полости среднего уха. (молоточек, наковальня, стремечко)

  6. Кот в мешке: ученый, сформулировавший учение о 4-х типах темперамента (Гиппократ. В настоящее время пользуются классификацией предложенной Павловым. Типы нервной системы: слабая; сильная: неуравновешенная, уравновешенная: подвижный, наподвижный)


Размножение

  1. Индивидуальное развитие организма (Онтогенез)

  2. Что такое «Овогенез»?

  3. Оплодотворенная яйцеклетка. (Зигота)

  4. Как называется процесс слияния мужской половой клетки с женской, приводящий к образованию зиготы, которая дает начало новому организму? (Оплодотворение)

  5. Структура , образовавшаяся из оболочек зародыша, через которую осуществляется его питание (Плацента)

  6. Что такое беременность? (Состояние женщины от момента оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка)


Клетка

  1. Носитель наследственной информации (Ядро)

  2. Как называется наука изучающая клетку? (Цитология)

  3. Красные клетки крови. (Эритроциты)

  4. Что такое ЭПС? (Эндоплазматическая сеть, обеспечивает транспорт веществ, синтез белков, жиров, углеводов)

  5. Нервная клетка. (Нейрон)

  6. Длинный отросток нейрона (Аксон)


Эволюция

  1. Назовите семейство к которому относится человек (Семейство Гоминиды, или Люди)

  2. Назовите последовательно этапы эволюции человека (рамапитек, австралопитек, человек умелый,, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец)

  3. Эволюция приматов, давших начало человеческому роду началась…….. (в третичный период, 60 млн лет назад)

  4. Исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями. (Раса)

  5. Сколько рас выделил К. Линней (4 расы: американскую, европейскую, азиатскую, африканскую. В настоящее время большинство ученых выделяют три большие расы: экваториальную, европеоидную, монголоидную)

  6. Что такое Рудименты? (органы, которые когда –то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились – полностью или частично. Копчиковые позвонки, ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле и т.д.)


Список используемой литературы:

  1. В.Г.Бубнов. основы медицинских знаний: Учеб-практ. Пособие/ В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 252 с.

  2. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М. :Дрофа, 2009. – 287 с.

  3. Т.В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» - Волгоград: Учитель, 277. – 328 с.