I. Оргмомент II.Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала | | «Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Биология сейчас» – А девизом нашего урока будут такие слова: «Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! И открытия нас ждут обязательно! – Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения. Я желаю вам как можно больше положительных эмоций, от результатов своего труда на уроке. Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. 1. Какое значение имеют растения для животных? (место обитания, пища) 2. В чем заключается космическая роль растений? (растения улавливают солнечные лучи и, используя их энергию, создают питательные вещества, которые являются источником энергии для всех остальных живых организмов, в том числе и для человека) 3. В зависимости от значений жизни человека на какие группы делят растения?(дикорастущие и культурные. культурные в свою очередь, делят на пищевые, кормовые, технические, декоративные, лекарственные) 4. Чем дикие растения отличаются от культурных? (дикие растения не нуждаются в заботе и уходе человека) 4. Какие особенности в строении и жизнедеятельности растения мы можем выявить? (они создают питательные вещества, могут расти в течении всей жизни, неподвижны) 5. Для чего человек выращивает декоративные растения? Какую функцию они выполняют? (для украшения домов, квартир, парков ) 6. Какие растения человек использует для получения лекарств? (лекарственные, к ним относят: шалфей, зверобой, ромашку, мать - и- мачеху, подорожник и др.) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. | Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. | Вопросы учителя. Индивидуальный опрос. |
III.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно – познавательной деятельности. IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией. | Вводная беседа Лекция, беседа, рассказ учителя. Слайд 3 Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Самостоятельная работа с учебником. Слайд 10. Слайд 11. Слайд 12. Слайд 13. Слайд 14. Видеоролик Слайд 15. Самостоятельная работа с микроскопом. Слайд 16. Самостоятельная работа. | Мотивирует учащихся к определению темы и постановке поставленной цели урока: Ребята мы с вами познакомились с царством растений. изучили особенности их строения и жизнедеятельности.Живая природа постоянно задает нам вопросы. Но не всегда есть на них готовые ответы. Я надеюсь, что работая сегодня на уроке с текстом учебника, рисунками, рассматривая фрагменты презентации, видеоролик. Я надеюсь, мы с вами найдем ответы и раскроем секреты, которые хранит природа. Скажите, сколько царств живой природы? Царства живой природы (бактерии, грибы, растения, животные ) Какие признаки характерны для всех царств живой природы? (движение , дыхание, питание) Какие признаки характерны только для растений? (они сами создают органические вещества, участвуют в процессе фотосинтеза) На Земле обитает очень много животных. Одни очень маленькие и их увидеть можно только под микроскопом. Другие достигают гигантских размеров. Среди животных встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные. Одноклеточные еще называют -простейшие. Ребята, вы наверное уже догадались как называется тема урока. Какую задачу урока мы поставим перед собой? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Ребята, я призываю вас стать ближе к природе, повернуться к ней лицом и вместе будем познавать тайны природы. Делать маленькие открытия и пополнять ваш багаж знаний. Назовите представителей животного мира Мордовии и нашей местности? На Земле в настоящее время обитает около 2000000 животных. Они встречаются повсюду - в воде, в воздухе, почве, телах растений и животных. Одни животные микроскопически малы, их можно увидеть только под микроскопом. Другие достигают гигантских размеров. Царства животных, исходя из их строения можно разделить на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные. Что объединяет всех животных? (питаются готовыми органическими веществами) Как передвигаются животные? (ползают, прыгают и т. д. способны к активному образу жизни) Тело простейших состоит из одной клетки. Поэтому их еще называют одноклеточными. Клетки простейших в отличии от бактериальных клеток имеют одно или несколько ядер. Самых крупных представителей этой группы можно увидеть невооруженным глазом как точку. Какие жизненные функции свойственны живым организмам? (дыхание, питание, выделение, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение ) Обязательным существованием простейших является наличие жидкой среды: они обитают в пресных, соленых водоемах и даже в почве. В зависимости от среды обитания простейшие могут иметь твердый скелет, как радиолярии, заключено в раковину, как раковинная амеба, и не иметь постоянной формы тела, как амеба обыкновенная. Представителями простейших является амеба обыкновенная, инфузория туфелька, малярийный плазмодий. Амеба обыкновенная - обитатель пресных водоемов, чаще прудов, луж. Она не имеет постоянной формы тела. Состоит из ядра, цитоплазмы, органоидов, снаружи покрыта тонкой мембраной. Передвигается с помощью выростов тела. (псевдоподий или ложноножек), питается водорослями или бактериями. Передвижение и питание. Инфузория туфелька - обитатель пресных водоемов. Она в отличии от амебы обыкновенной, имеет постоянную форму тела. Все тело покрыто ресничками, их колебания обеспечивают передвижение. Проверка правил работы с микроскопом. Малярийный плазмодий - это простейший паразит. Поселяется в организме животных и человека. Он проникает в клетки крови, где питается, растет и размножается. Плазмодий разрушает клетки крови человека, отравляя их ядовитыми веществами. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют(уточняют) тему урока Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Озвучивает тему урока. Озвучивают цели урока. Ответы учащихся. (волк, лиса, заяц, ёж, белка и др) Воспринимают информацию Воспринимают информацию Воспринимают информацию Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Чтение текста учебника на с. 91 Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Отвечают на вопрос Воспринимают информацию Просмотр видеоролика и восприятие информации. Просмотр микропрепарата инфузории туфельки. Читают текст и выписывают в тетрадь определение значения простейших в жизни человека. | Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинноследственные связи Устанавливают причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Осуществляют поиск, отбор и систематизация информации в соответствии с учебной задачей Устанавливают причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Осуществляют поиск, отбор и систематизация информации в соответствии с учебной задачей. | Вопросы учителя и устные ответы Устный ответ Устный ответ Устный ответ Устный ответ Устный ответ Устный ответ Наблюдение Наблюдение |