Родной язык – естественная основа развития интеллекта, формирования эмоциональной серы ребёнка, его духовности; национальная основа становления творческой личности, способной воспринимать, сохранять и создавать культурные ценности. В федеральной концепции национальной школы подчеркнуто, что определяющим национальным измерителем любой школы является обучение детей на родном языке: В школе проводятся различные мероприятия, призванные повышать интерес к родному языку, вовлечение ребят в историю и культуру своего народа. Анализ урока родного языка – основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого – педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и обобщения педагогического опыта, часть научно – методического исследования. В процессе анализа урока рассматриваются его компоненты с целью повышения эффективности и результативности учебного занятия. Существуют разные формы организации учебного процесса: Дифференцированное обучение – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, объединенных общими качествами, либо это часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Индивидуальное обучение – такая форма, модель организации учебного процесса, при которой либо учитель взаимодействует лишь с одним учеником, либо один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения (книга, словарь, таблица, компьютер и т.п.). Инновационные модели обучения – целенаправленно организованные ситуации развития личности. Инновационное обучение предполагает создание условий для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условий сотрудничества и сотворчества. Например: технология индивидуализации обучения; технология программированного обучения; технология уровневой дифференциации; игровые технологии; проблемное обучение; компьютерные технологии и др. В обучении бурятскому языку реализуются образовательная, развивающая и воспитательная цели, которые достигаются одновременно. Цель обучения бурятскому языку определена государством – обеспечить языковое развитие учащихся, помочь овладеть речевой деятельностью. Урок – ступенька достижения цели. В уроке, как единице воспитательного процесса реализуются система обучения в единстве содержания принципов, методов и средств обучения. Сорок минут урока – немалое время. Это время познаний, споров, поиска истины, время трудностей и переживаний, побед и неудач… Здесь без конца можно открывать для себя богатый и звучный мир родной речи, родной культуры, мир, который научит тебя добру и красоте, состраданию и милосердию, любви и верности. Чему учит предмет –родной язык?. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству своего народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Именно поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания. Каким должен быть современный урок? Я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения. Сейчас требуют больше внимания уделять на коммуникативную направленность, то есть мы должны учить человека, чтобы он мог правильно выражать свою мысль, мог логически говорить правильно. Личностно – ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приемы, которым можно отнести эффект неожиданности, использование эстетических средств воздействия. В формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся предстоит разрешить на уроке, вопрос, на который нужно найти ответ. Сегодня обновление всей системы образования и в том числе преподавания родного языка в национальной школе требует максимальной активизации исследования в первую очередь в области методики развития речи. Учащиеся не приобретают нужных речевых навыков и умений. Развитие речи учащихся осуществляется разными путями. Это – расширение словарного запаса учащихся, формирование навыков и умений связного изложения мыслей и в устной и в письменной формах, обучение нормам составления словосочетаний. Я считаю, что лучшему усвоению материала способствуют встречи с поэтами и писателями своего народа, общение на родном языке , мероприятия на которых выступают дети, почаще посещать театры. Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи, физкультминутки. Включаем игру, чтобы сосредоточить внимание детей или снять утомление. Ребенка должен окружать мир творчества, мир фантазии, мир сказки и красоты, а также верю в силу воспитания, которая складывается из справедливости, любви к детям. Поэтому в нашей нелегкой педагогической деятельности нужно любить, творить, прощать. |