СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии для 8 класса Тема урока “Особо охраняемые территории Таджикистана.”

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с историей празднования «Всероссийского Дня заповедников и национальных парков, видами особо охраняемых природных территорий России и Республики Таджикистан.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии для 8 класса Тема урока “Особо охраняемые территории Таджикистана.”»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА КОНТАКТ”


Открытый урок по географии для 8 класса

Тема урока “Особо охраняемые территории Таджикистана.

Учитель географии Галлямов Ильшат Рашитович


г. ИСФАР

2024-2025

Урок географии 8 класс


Тема урока: Особо охраняемые территории Таджикистана «Жемчужины природы»

Цель: познакомить обучающихся с историей празднования «Всероссийского Дня заповедников и национальных парков, видами особо охраняемых природных территорий России и Республики Таджикистан.

Задачи:

образовательные:

- создать условия для обобщения и систематизации знаний школьников о

видах особо охраняемых природных территорий России и Республики Таджикистан.;

-закрепить знание обучающихся о животном и растительном мире заповедников;

- показать огромное значение природы в жизни человека, привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

воспитательные: 

-воспитывать экологически грамотных граждан, любящих и бережно относящихся к родной природе; 

- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

развивающие:

-создать условия для развития внимания, памяти, речи, творческого воображения, кругозора, умений и навыков самостоятельной работы обучающихся развивать познавательный интерес ребят;

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на празднике «Жемчужины природы». Сегодняшний наш урок посвящен Дню заповедников и национальных парков, который в России отмечается – 11 января. Что же такое заповедники спросите вы? В заповедниках лес и трава. И животные бродят свободно. Это зоны, где вечно жива Наша Родина, наша природа.

Ведущий 2: Заповедники – это особо охраняемые природные территории – сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира. Они создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека. Заповедники сохраняют 80% богатства растительного и животного мира. День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы.

Ведущий 1: К основным видам особо охраняемых природных территорий   относятся заповедники, заказники, природные парки, памятники природы и т.д.

Ведущий 2: Какова особенность каждого вида особо охраняемых природных территорий? (Заповедник– это территория, в которой весь комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства.

Ведущий 1: Национальный парк - это территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедников отличается допуском посетителей для отдыха.

Ведущий 2: Заказник – территория, на которой охраняются отдельные виды растений и животных. Чаще всего заказник действует в течение нескольких лет. (5-10 лет)

Ведущий 1: Памятник природы - охраняемый природный объект, ценный в научном, культурном, эстетическом отношении.

Ведущий 2: В настоящее время количество природных зон увеличивается, появляются новые парки и заповедники, которые являются важными составляющими экономики республики.

Ведущий 1: День заповедников и парков
В стране сегодня отмечают,
И пусть в январский день не жарко,
Но всем нам душу согревают
О красоте природы мысли,
Так сохраним ее все вместе,
Леса, поля, низины, выси,
Вершины гор до поднебесья!

Ведущий 2: Заповедники, парки, заказники
Отмечают сегодня свой день.
И пускай этот день станет праздником
Для животных, растений, людей.

Ведущий 1: Всероссийский день заповедников и национальных парков — праздник, посвящённый уникальным уголкам, с каждым годом приобретает всё более и более высокую значимость. 

Ведущий 2: А работники заповедников и национальных парков выполняют важную и ответственную миссию — сохраняют и восстанавливают уникальные природные комплексы, разнообразие животного и растительного мира.

Ведущий 1: Эти люди неравнодушны к судьбе природы, они заботятся о том, какой мир останется нашим потомкам. Защита естественной природы — это выражение нашей любви к ней!

Ведущий 2: В России насчитывается 102 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров (это 1,58% от общей территории страны)

Ведущий 1: 35 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров (0,41% от территории страны).

Ведущий 2: Заповедники сохраняют 80% видового богатства растительного и животного мира.

Ведущий 1: Ребята, а вы знаете в каком году впервые стали отмечать данный праздник?

Ведущий 2: Впервые День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

Ведущий 1: 11 января для этого события выбрано не случайно — в этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник — Баргузинский как соболиный охотничий заповедник.

Ведущий 2: В 1986 году решением ЮНЕСКО Баргузинскому заповеднику был присвоен статус биосферного, он был включен в международную сеть биосферных резерватов. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в «заповедное ожерелье» (Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк).

Ведущий 1: Баргузинский заповедник. В настоящее время заповедник является комплексным, то есть на его территории охраняются и изучаются все природные объекты: животные, растения, сообщества организмов, природные комплексы.

Ведущий 2: Республике Таджикистан на сегодняшний день насчитывается

4 - заповедника, 13 - заказников, 1- национальный парк, 1- историко-природный парк и 1 - природный парк.

Ведущий 2: Для более подробного ознакомления заповедниками и заказниками нашей республики слово нашим учащимся.

Итог урока: 

Ребята, что нового узнали сегодня в ходе проведения урока?

Что вы делали для этого? Какой результат вы получили?

Поднимите руки, кто узнал много новой и интересной информации об особо охраняемых природных территориях России и Республики Таджикистан?

Учитель: Ребята, много тайн природы вам еще придется разгадать, и я желаю, чтобы все ваши действия по разгадыванию ее тайн были экологически грамотными, созидающими природу, не наносящими ей вред.

Урок заканчивается прочтением стихов.




















Ученик 1

На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.



Ученик 2

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться















Ученик 3

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?


Ученик 4
Как чудесна природа своей красотой.
И душа ощущает тепло и покой.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества, встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.


Ученик 5

Берегите Землю, люди, берегите!
Хрупкую планету внукам сохраните.
Чтоб они, гуляя по тропам заповедным,
Сердцем приникали к истинам заветным.
Чтоб леса шумели, чтоб шептали травы...
На любовь к природе им оставьте право!