МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА КОНТАКТ”
Открытый урок по географии для 8 класса
Тема урока “Особо охраняемые территории Таджикистана.”
Учитель географии Галлямов Ильшат Рашитович
г. ИСФАР
2024-2025
Урок географии 8 класс
Тема урока: Особо охраняемые территории Таджикистана «Жемчужины природы»
Цель: познакомить обучающихся с историей празднования «Всероссийского Дня заповедников и национальных парков, видами особо охраняемых природных территорий России и Республики Таджикистан.
Задачи:
образовательные:
- создать условия для обобщения и систематизации знаний школьников о
видах особо охраняемых природных территорий России и Республики Таджикистан.;
-закрепить знание обучающихся о животном и растительном мире заповедников;
- показать огромное значение природы в жизни человека, привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
воспитательные:
-воспитывать экологически грамотных граждан, любящих и бережно относящихся к родной природе;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
развивающие:
-создать условия для развития внимания, памяти, речи, творческого воображения, кругозора, умений и навыков самостоятельной работы обучающихся развивать познавательный интерес ребят;
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на празднике «Жемчужины природы». Сегодняшний наш урок посвящен Дню заповедников и национальных парков, который в России отмечается – 11 января. Что же такое заповедники спросите вы? В заповедниках лес и трава. И животные бродят свободно. Это зоны, где вечно жива Наша Родина, наша природа.
Ведущий 2: Заповедники – это особо охраняемые природные территории – сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира. Они создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека. Заповедники сохраняют 80% богатства растительного и животного мира. День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы.
Ведущий 1: К основным видам особо охраняемых природных территорий относятся заповедники, заказники, природные парки, памятники природы и т.д.
Ведущий 2: Какова особенность каждого вида особо охраняемых природных территорий? (Заповедник– это территория, в которой весь комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства.
Ведущий 1: Национальный парк - это территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедников отличается допуском посетителей для отдыха.
Ведущий 2: Заказник – территория, на которой охраняются отдельные виды растений и животных. Чаще всего заказник действует в течение нескольких лет. (5-10 лет)
Ведущий 1: Памятник природы - охраняемый природный объект, ценный в научном, культурном, эстетическом отношении.
Ведущий 2: В настоящее время количество природных зон увеличивается, появляются новые парки и заповедники, которые являются важными составляющими экономики республики.
Ведущий 1: День заповедников и парков
В стране сегодня отмечают,
И пусть в январский день не жарко,
Но всем нам душу согревают
О красоте природы мысли,
Так сохраним ее все вместе,
Леса, поля, низины, выси,
Вершины гор до поднебесья!
Ведущий 2: Заповедники, парки, заказники
Отмечают сегодня свой день.
И пускай этот день станет праздником
Для животных, растений, людей.
Ведущий 1: Всероссийский день заповедников и национальных парков — праздник, посвящённый уникальным уголкам, с каждым годом приобретает всё более и более высокую значимость.
Ведущий 2: А работники заповедников и национальных парков выполняют важную и ответственную миссию — сохраняют и восстанавливают уникальные природные комплексы, разнообразие животного и растительного мира.
Ведущий 1: Эти люди неравнодушны к судьбе природы, они заботятся о том, какой мир останется нашим потомкам. Защита естественной природы — это выражение нашей любви к ней!
Ведущий 2: В России насчитывается 102 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров (это 1,58% от общей территории страны)
Ведущий 1: 35 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров (0,41% от территории страны).
Ведущий 2: Заповедники сохраняют 80% видового богатства растительного и животного мира.
Ведущий 1: Ребята, а вы знаете в каком году впервые стали отмечать данный праздник?
Ведущий 2: Впервые День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.
Ведущий 1: 11 января для этого события выбрано не случайно — в этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник — Баргузинский как соболиный охотничий заповедник.
Ведущий 2: В 1986 году решением ЮНЕСКО Баргузинскому заповеднику был присвоен статус биосферного, он был включен в международную сеть биосферных резерватов. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в «заповедное ожерелье» (Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк).
Ведущий 1: Баргузинский заповедник. В настоящее время заповедник является комплексным, то есть на его территории охраняются и изучаются все природные объекты: животные, растения, сообщества организмов, природные комплексы.
Ведущий 2: Республике Таджикистан на сегодняшний день насчитывается
4 - заповедника, 13 - заказников, 1- национальный парк, 1- историко-природный парк и 1 - природный парк.
Ведущий 2: Для более подробного ознакомления заповедниками и заказниками нашей республики слово нашим учащимся.
Итог урока:
Ребята, что нового узнали сегодня в ходе проведения урока?
Что вы делали для этого? Какой результат вы получили?
Поднимите руки, кто узнал много новой и интересной информации об особо охраняемых природных территориях России и Республики Таджикистан?
Учитель: Ребята, много тайн природы вам еще придется разгадать, и я желаю, чтобы все ваши действия по разгадыванию ее тайн были экологически грамотными, созидающими природу, не наносящими ей вред.
Урок заканчивается прочтением стихов.
Ученик 1
На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Ученик 2
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться
Ученик 3
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом.
Как ветер – с морем.
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди,
Беречь планету –
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?
Ученик 4
Как чудесна природа своей красотой.
И душа ощущает тепло и покой.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества, встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
Ученик 5
Берегите Землю, люди, берегите!
Хрупкую планету внукам сохраните.
Чтоб они, гуляя по тропам заповедным,
Сердцем приникали к истинам заветным.
Чтоб леса шумели, чтоб шептали травы...
На любовь к природе им оставьте право!