1. Мотивация | Словесный | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами День открытых дверей и на уроке у нас гостья Галина Викторовна (мама Бабцевой Юлии). В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать особенности геометрических фигур. То, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке геометрии, заинтересовало людей еще в VI веке до нашей эры. А пока задача нашего современного общества, взятая из сборника функциональной (математической) грамотности. Задача: (слайд 2+опорный лист) Речь пойдет о … Вспомним, какие треугольники существуют? | Дети рассматривают слайд (опорный лист). Треугольниках. Разносторонние, равнобедренные, равносторонние, остроугольные, тупоугольные и прямоугольные). |
2. Актуализация | Проверка уровня теоретических знаний. Наглядный метод | Отлично, много вы треугольников знаете. Какие треугольники присутствуют в данной конструкции? Итак, треугольники можно классифицировать по двум критериям … (слайд 3+опорный лист) А о каком же пойдет речь сегодня? Вам помогут определить тему этого урока следующие утверждения: О каком треугольнике идет речь: 1) Треугольник, который может быть равнобедренным, но не может быть равносторонним. 2)Треугольник, сумма двух углов которого равна 90 градусов. 3) Треугольник, стороны которого имеют особые названия. Правильно: это прямоугольный треугольник. Какие мы поставим цели перед собой? Открываем тетради, записываем число, тему урока. (слайд 4) Вернемся к нашей задаче: какие можно поставить вопросы к данному тексту? 1) Найти неизвестные элементы треугольника? Вспомним, какими свойствами относительно углов обладают треугольники -Сумма углов треугольника… -В равнобедренном треугольнике углы при основании… -В равностороннем треугольнике все углы по … -В прямоугольном треугольнике один угол … -тогда сумма двух других острых углов равна… Рассмотрим опорный лист и прочитаем первую задачу, которую нам предлагает автор. (слайд 5) Итак, зная данный материал вы с легкостью решите задачу 1 самостоятельно дома. Прочитаем вторую предложенную задачу. Для решения данной задачи нам необходимо знать замечательное свойство прямоугольного треугольника, которое вы выведите, сделав исследовательскую работу. | Дети рассматривают информационный материал. Делают записи. Слушают, выдвигают свои предположения, дают ответ: Прямоугольный треугольник. Делают предположения: Прямоугольный треугольник и его свойства. Ставят цели. Записывают число, классная работа, тема урока в тетради. Выдвигают свои предложения. 180 градусов равны 60 90 90 Читают, анализируют. |
3.Построение проекта выхода из затруднения | Частично-поисковый, (эвристический), групповая работа | Работать вы будете в паре со своим соседом. Помогайте друг другу – в данный момент вы команда. Юля сегодня будет в команде с мамой. Галина Викторовна немного вспомнит школьные годы. Время 10 минут. Наблюдает за работой учащихся, просматривает получившиеся результаты, корректирует их при необходимости. Давайте проверим, какие выводы вы сделали, выполнив исследование. (слайд 6) Молодцы! Результаты ваших исследований занесем в лист самооценки. Сначала его подпишем. Если вы сделали все вычисления и измерения (заполнив таблицу), вывод, ставим 2 балла, если только заполнили таблицу – 1 балл, если не приступали или выполнили все неверно – 0 баллов. А сейчас немного отдохнем. Встали, выполняем следующие упражнения: Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами остроугольный треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуем тупоугольный треугольник вершиной вверх, переворачиваем. Рисуй восьмерку вертикально носом, осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Досчитай до пяти. Глаза открываем и присаживаемся. | приступают к выполнению исследовательской работы на отдельных листках. Рассказывают о полученных результатах и сделанных каждой парой выводах. Обсуждают их, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Оценивают свою работу, заполняя первую страницу листа самооценки. Выполняют разминку под руководством учителя. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Проверка уровня теоретических знаний. Индивидуальный | Самостоятельно на листочках решим задачи, найти неизвестное x. Время – 5 минут. Выполним проверку ваших самостоятельных работ с занесением результатов сразу в лист самопроверки. Таблица 2, если задача верна – 1 балл. Если нет – 0 баллов. | Выполняют самостоятельную работу, заполняя таблицу. Выполнив работу, проверяют по эталону. Если осталось время, выполняют задачи из дополнительного фонда. |
7. Рефлексия | индивидуальный | -Достигли ли мы поставленных целей? -до сегодняшнего дня мы не знали свойств прямоугольных треугольников, а сегодня вы сами исследовали их, выдвинули гипотезу и доказали. - оцените, насколько хорошо вы справились с поставленной задачей, выставив баллы в листе самооценки: Моя активность на уроке. | Отвечают на вопросы учителя Заполняют оценочный лист. |