СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует ФГОСам.Тема урока  "Параллели и меридианы"(география Климановой) проводилась в 5 классе . Использовалась на открытым уроке.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по географии»

Урок географии. 5 класс.

Учитель:

Тема урока: «Параллели и меридианы. Градусная сеть»

Цель: создание условий для формирования представлений о параллелях, меридианах, их свойствах и градусной сети.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование понятия «параллель», « меридианы», «градусная сеть»,а также умений работы с различными источниками географической информации

  • Развивающие : развитие умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе и карте.

  • Воспитательные: развитие умения работать в коллективе,воспитание толерантного отношения друг к другу.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, работа с картами и глобусом.

Технология: системно-деятельный подход.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная и групповая ,парная.

Оборудование: атласы, шаблоны, мультимедийный проектор, контурные карты, глобус, презентация.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Коммуникативные УУД: формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, навыки сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли,  аргументировать свои мысли.

Регулятивные УУД: формировать умение работать по предложенному учителем плану, умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и класса на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.

Личностные УУД: формировать способности к самоопределению, развивать сопереживания и эмоционально-нравственную отзывчивость.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся.

Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу,улыбнитесь и пожелайте успехов друг другу. На нашем уроке присутствуют гости, поэтому давайте поприветствуем их. Садитесь!

Демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные: настраиваются на работу

2.





































Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений


































Сегодня на уроке нам придется обращаться к географическими понятиями и предметами, с которыми вы уже знакомы. А сейчас поиграем. Отгадайте загадки.

Загадки.

Он на листок бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертеж.

Горы, равнины, моря, океаны,

И города есть на нем, и страны…

Что это такое? (Географическая карта) (слайд 1)


40 тысяч километров
По этой линии Земли
Надо плыть, лететь и ехать
Морем, воздухом, в пыли —
По бескрайним океанам,
Над горами, через лес;
Быть отважным капитаном,
Покорителем небес.

Что это такое? (Экватор) ( слайд 2)


На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус) (слайд 3)


1.А кто нам скажет- что такое глобус ? (Модель Земли)

2 Назовите важнейшее свойство глобуса?

( Показывать все объекты земной поверхности без искажения их очертаний).



3.Посмотрите на глобус, о чем он нам может рассказать? (слайд 4)


4.А может ещё что-нибудь заметили? (Линии).

Да ,вы увидели линии.

А может кто-то знает как они называются?

(Параллели и меридианы)

Отвечают на вопрос.


























Модель Земли


Показывать все объек-ты земной поверхнос-ти без искажения их очертаний


О форме Земли, о материках, о горах, об океанах, горах, морях.

Линии


Параллели и меридианы

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его


Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями


Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи













3.

Постановка учебной задачи

Учитель: Какая же тема нашего урока?

Тема урока: Параллели и меридианы.(слайд 5)

На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы?

1.Что такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на глобусе и картах?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? (слайд 6)








1.Что такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на глобусе и картах ?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?


Регулятивные УУД: постановка учебной цели и темы урока

Познавательные УУД: моделирование изучаемого содержания


Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, целеполагание


4

Построение проекта выхода из затруднения


Чтобы ответить на поставленные вопросы предлагаю вам поработать в группах и заполнить сравнительную таблицу.Вспоминаем правила работы в группах- выбираем капитана,который отвечает за порядком ,следит за дисциплиной.

I группа- использует учебник (параграф 8,стр 43) с атласом, находит информацию про параллели;

II группа- использует учебник (параграф 8,стр 43-44) с атласом, находит информацию про меридианы


Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы в виде таблицы(См. в приложении)( Слайд 7)

Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Проверяем, как вы заполнили табл. (слайд 8).(ученик 1 гпуппы отвечает)

Учитель дополняет, задает вопросы.

Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Покажите на карте и на глобусе. В каждой точке параллель  направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспомните ,что такое полюс? Покажите на глобусе полюса. Самая длинная параллель – это экватор.  Длина его 40 тыс. км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Посмотрите так ли это ?

Учитель: Что вы узнали о меридианах ?(слайд 9) Ученик 2 группы отвечает

Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени, т о обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному.

Меридианы  – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину.(Слайд 10)Ученые договорились ,что начальным меридианом станет меридиан ,проходящий через пригород Лондона Гринвич, который знаменит своей обсерваторией,одной из старейших в мире .

Работа в группах (учебник,параграф 8 стр. 42-43)

Заполнение таблицы (Прил.)

Работают с информа-цией представленной учителем








Зачитывают данные таблицы



















Зачитывают данные таблицы












Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности


Познавательные: умеют извлечь информацию из различных источников, сравнивают понятия, систематизируют собственные знания


Коммуникативные: умеют задавать вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы, уважают мнение других участников образовательного процесса


Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

5

Физминутка.



Вы хорошо поработали,теперь немного отдохнем!


На ноге стоит одной,
  Крутит-вертит головой.
  Нам показывает страны,
  Реки, горы, океаны.
  Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!



Повторяют движения за учителем.


6.

Первичное закрепление.

А сейчас, ребята, откроем контурные карты на странице 10-11 и выполним задание.(Отметить карандашами параллели и меридианы)

(Слайд 11)

Что вы видите? (сетку) На что она похожа ?

Это не простая сеть,а градусная сеть . Как вы думаете зачем она нужна ? А для кого важна?



Отмечают цветными карандашами параллели и меридианы

Отвечают на вопросы




7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На столе у каждого лежат тесты, выполним их и проверим работу по эталону (слайд 12)

Поднимите руки те ,кто не допустил ни одной ошибки, кто 1 и т. Д.

Проверка:

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 или 2 ошибки;

«3» – 3 или 4 ошибки;

«2» – больше 4 ошибок



7.

Рефлексия деятельности

А сейчас посмотрите на слайд и продолжите преложения (слайд 17)

Сегодня я узнал …………….

Я научился ……………………

У меня получилось………….

Мне было интересно……….

Мне было легко………………

Выставление оценок.

Вы оценили себя,теперь я оценю вашу работу на уроке . Сегодня все активно работали на уроке, особо бы хотелось отметить…. ………

Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний –отличают новое от уже известного

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

8.

Домашнее задание

Прочитать § 8, записать в тетрадь понятие «параллель», «меридиан», «градусная сеть», «начальный меридиан». Выполнить письменно задания № 4, 5.(слайд 14)

Записывают домашнее задание










Вопросы

Меридианы


Вопросы

Параллели

– Что такое меридианы?


– Что такое параллели?






– Как они выглядят на глобусе?


– Как они выглядят на глобусе


- В какие стороны горизонта направлены



-В какие стороны горизонта направлены



–Длина меридианов.


-Длина параллелей.


-Как называется главный меридиан,


Самая длинная параллель, ее длина?



На какие полушария он делит земной шар


-На какие полушария делит Землю экватор?


Приложение



Вопросы

Меридианы

Вопросы

Параллели

Что такое меридианы?

Полуокружности, соединяющие географические полюса

Что такое параллели?


Линии,  проведенные параллельно экватору

Как они выглядят на глобусе?


Полуокружности

Как они выглядят на глобусе



Это окружности


- В какие стороны горизонта направлены?

Север-юг

-В какие стороны горизонта направлены ?


Запад-восток

Длина меридианов.


Одинаковая равна 20005 км

-Длина параллелей.

Разная

-Как называется главный меридиан?

Начальный или Гринвичский

Самая длинная параллель, ее длина.


Экватор 40076 км

На какие полушария он делит земной шар?

Восточное и западное

-На какие полушария делит Землю экватор?


Северное и южное



Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)



Тест

 

1. Экватор – это…

А. Нулевой меридиан.

Б. Нулевая параллель.

В. Такого обозначения нет на карте.

 

2. Меридианы имеют направление…

А. север – юг.

Б. Запад – восток.

В. Юго-запад – северо-восток


 3. Градусная сеть – это…
А. Все параллели.

Б. Все меридианы.

В. Все параллели и меридианы.


4.Линии,  проведенные параллельно экватору

называют (напишите слово)… параллелями

 

5.Полуокружности, соединяющие г

еографические полюса называют ...

(напишите слово) меридиан