№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. | Приветствует обучающихся. Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу,улыбнитесь и пожелайте успехов друг другу. На нашем уроке присутствуют гости, поэтому давайте поприветствуем их. Садитесь! | Демонстрируют готовность к уроку. | Регулятивные: настраиваются на работу |
2. | Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | Сегодня на уроке нам придется обращаться к географическими понятиями и предметами, с которыми вы уже знакомы. А сейчас поиграем. Отгадайте загадки. Загадки. Он на листок бумаги похож, Нашей Земли очень умный чертеж. Горы, равнины, моря, океаны, И города есть на нем, и страны… Что это такое? (Географическая карта) (слайд 1) 40 тысяч километров По этой линии Земли Надо плыть, лететь и ехать Морем, воздухом, в пыли — По бескрайним океанам, Над горами, через лес; Быть отважным капитаном, Покорителем небес. Что это такое? (Экватор) ( слайд 2) На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус) (слайд 3) 1.А кто нам скажет- что такое глобус ? (Модель Земли) 2 Назовите важнейшее свойство глобуса? ( Показывать все объекты земной поверхности без искажения их очертаний). 3.Посмотрите на глобус, о чем он нам может рассказать? (слайд 4) 4.А может ещё что-нибудь заметили? (Линии). Да ,вы увидели линии. А может кто-то знает как они называются? (Параллели и меридианы) | Отвечают на вопрос. Модель Земли Показывать все объек-ты земной поверхнос-ти без искажения их очертаний О форме Земли, о материках, о горах, об океанах, горах, морях. Линии Параллели и меридианы | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
3. | Постановка учебной задачи | Учитель: Какая же тема нашего урока? Тема урока: Параллели и меридианы.(слайд 5) На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы? 1.Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? (слайд 6) | 1.Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах ? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? | Регулятивные УУД: постановка учебной цели и темы урока Познавательные УУД: моделирование изучаемого содержания Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, целеполагание |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Чтобы ответить на поставленные вопросы предлагаю вам поработать в группах и заполнить сравнительную таблицу.Вспоминаем правила работы в группах- выбираем капитана,который отвечает за порядком ,следит за дисциплиной. I группа- использует учебник (параграф 8,стр 43) с атласом, находит информацию про параллели; II группа- использует учебник (параграф 8,стр 43-44) с атласом, находит информацию про меридианы Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы в виде таблицы(См. в приложении)( Слайд 7) Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Проверяем, как вы заполнили табл. (слайд 8).(ученик 1 гпуппы отвечает) Учитель дополняет, задает вопросы. Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Покажите на карте и на глобусе. В каждой точке параллель направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспомните ,что такое полюс? Покажите на глобусе полюса. Самая длинная параллель – это экватор. Длина его 40 тыс. км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Посмотрите так ли это ? Учитель: Что вы узнали о меридианах ?(слайд 9) Ученик 2 группы отвечает Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени, т о обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному. Меридианы – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину.(Слайд 10)Ученые договорились ,что начальным меридианом станет меридиан ,проходящий через пригород Лондона Гринвич, который знаменит своей обсерваторией,одной из старейших в мире . | Работа в группах (учебник,параграф 8 стр. 42-43) Заполнение таблицы (Прил.) Работают с информа-цией представленной учителем Зачитывают данные таблицы Зачитывают данные таблицы | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности Познавательные: умеют извлечь информацию из различных источников, сравнивают понятия, систематизируют собственные знания Коммуникативные: умеют задавать вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы, уважают мнение других участников образовательного процесса Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний |
5 | Физминутка. | Вы хорошо поработали,теперь немного отдохнем! На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись! | Повторяют движения за учителем. | |
6. | Первичное закрепление. | А сейчас, ребята, откроем контурные карты на странице 10-11 и выполним задание.(Отметить карандашами параллели и меридианы) (Слайд 11) Что вы видите? (сетку) На что она похожа ? Это не простая сеть,а градусная сеть . Как вы думаете зачем она нужна ? А для кого важна? | Отмечают цветными карандашами параллели и меридианы Отвечают на вопросы | |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | На столе у каждого лежат тесты, выполним их и проверим работу по эталону (слайд 12) Поднимите руки те ,кто не допустил ни одной ошибки, кто 1 и т. Д. Проверка: «5» – нет ошибок; «4» – 1 или 2 ошибки; «3» – 3 или 4 ошибки; «2» – больше 4 ошибок | | |
7. | Рефлексия деятельности | А сейчас посмотрите на слайд и продолжите преложения (слайд 17) Сегодня я узнал ……………. Я научился …………………… У меня получилось…………. Мне было интересно………. Мне было легко……………… Выставление оценок. Вы оценили себя,теперь я оценю вашу работу на уроке . Сегодня все активно работали на уроке, особо бы хотелось отметить…. ……… | Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний –отличают новое от уже известного Личностные: стремятся к приобретению новых знаний Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
8. | Домашнее задание | Прочитать § 8, записать в тетрадь понятие «параллель», «меридиан», «градусная сеть», «начальный меридиан». Выполнить письменно задания № 4, 5.(слайд 14) | Записывают домашнее задание | |
Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)
1. Экватор – это…
А. Нулевой меридиан.
Б. Нулевая параллель.
В. Такого обозначения нет на карте.
2. Меридианы имеют направление…
А. север – юг.
Б. Запад – восток.
В. Юго-запад – северо-восток
3. Градусная сеть – это…
А. Все параллели.
Б. Все меридианы.
В. Все параллели и меридианы.
еографические полюса называют ...