Технологические этапы | Действия учителя | Действия учеников | Демонстрационный материал | Раздаточный материал |
Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Приветственное слово учителя: Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. Сегодня мы с Вами проводим необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть очень собранными и внимательными. - Мне хотелось бы, чтобы вы показали свои знания, умения и творческие способности. | Приветствуют учителя
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Физическая карта мира | |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по планете Земля. И познакомимся ещё с одним материком, а вот с каким – нам скажет об этом Ева. Спасибо Ева, садись. Ребята Вы догадались, о каком материке идет речь, и куда мы с вами отправимся путешествовать? - Чем же так удивительна Африка? Что мы о ней знаем? | Герасимова Ева поет песню «Красной Шапочки» Диалог с учителем. Отвечают на вопросы
| Физическая карта мира | |
Выявление места и причины затруднения Цель: Выявить место и причины затруднения | Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока «Путешествие по Африке». Ещё в раннем детстве мы встречались с этим материком. Какая сказка рассказала нам об Африке? А вы помните как там страшно и опасно? Посмотрите, пожалуйста, на экран. Может откажемся от затеи знакомства с Африкой? Ну, если мы такие смелые, тогда в путь! | Формулировка темы урока с помощью мотивирующего приема Просмотр клипа из Доктора Айболита «Не ходите, дети, в Африку гулять»
| Презентация, физическая карта мира | Учебник, атлас, контурная карта |
Построение проекта выхода из затруднения Цель: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации | Но сначала давайте определимся с целями нашего путешествия. В этом нам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, стр.114 и по рубрике «Вы узнаете» поставьте цели нашего урока. (Рассмотреть особенности природы Африки, познакомиться с природными рекордсменами материка, выявить закономерности изменения природы материка, познакомится с населением Африки.) Вы узнаете: Об особенностях природы Африки. О природных «рекордсменах» материка. О закономерностях изменения природы на материке. И т.д Нам предстоит ответить на главный вопрос: Бывает ли в Африке холодно? | Учащиеся определяют цель урока | Презентация | Учебник |
Первичное закрепление во внешней речи Цель: Применение нового знания в типовых заданиях | Самым ценным угощеньем в Африке являются финики. - Посмотрите и у нас есть финиковая пальма, но наши финики не простые, в них содержатся задания. Подходите по одному, выбирайте финик, читайте ваше задание и отвечайте, если затрудняетесь с ответом, вам помогут. И так своё путешествие по Африке мы начнём? Верно с Географического положения материка. План ГП. 1. Размеры. 2. Океаны и моря омывающие материк. 3. Соседние материки Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка 1. Особенности рельефа материка 2. Особенности климата 3. Внутренние воды Африки 4. Особенности растительного и животного мира Африки. Оазисы. | Работают с физической картой, учебником. Ученик у доски даёт характеристику ГП | Презентация, пальма с финиками | Финики с заданиями |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: Самопроверка умений применять новое знание в типовых условиях | Работа с физической и контурной картой. На контурной карте Африки карандашом обозначьте: 1. Океаны, омывающие материк; 2. Моря: Средиземное и Красное; 3. Гвинейский залив; 4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал; 5. Остров Мадагаскар, 6. Полуостров Сомали. 7. Пустыни Африки – Сахара; 8. Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро; 9. Реки: Нигер, Конго, Замбези; 10. Озёра: Виктория, Танганьика. | Отмечают на контурной карте географические объекты | Презентация, физическая карта мира | Атлас, контурная карта Африки |
Физминутка Цель: переход к следующему этапу деятельности | Ребята вы долго путешествовали, а теперь привал! - Встаньте у своих парт и выполняйте за мной все движения. Я по Африке иду (ходьба на месте), Замечаю на ходу, Как над морем буйных трав Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание). У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками) Пальма зашуршит листвой, Но придется приседать (приседания), Чтобы фиников набрать. Мы прогулку завершим (ходьба на месте) И за парты поспешим (садятся на свои места). | Выполняют упражнения | Презентация | |
Включение в систему знаний и повторение Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | (После выполнения физкультминутки звучит музыка из кинофильма «Пираты Карибского моря», для выхода пирата, стук в дверь, заходит пират с письмом в бутылке и говорит: - Давным– давно на побережье Африки нашел сокровища, среди них было письмо и я ни как не могу его прочитать. Помогите мне! - Поможем, ребята? Сейчас вы будете выполнять задание сообща, подходите и помогайте. Нужно восстановить письмо, вставляем пропущенные слова. Садитесь на свои места. Прочитайте письмо, что у вас получилось. Африку почти посередине пересекает …(экватор)… и поэтому она находится в …(северном)…и…(южном)… полушариях. Нулевой меридиан пересекает Африку в …(западной)…части и она расположена в …(западном)..… и …(восточном)… полушариях. Африка удалена от всех материков, кроме …(Евразии)…… Африку омывают …(Атлантический)…. и …(Индийский)…. океаны. В Африке находится величайшая пустыня………... . Самая высокая вершина материка ………. . В Африке протекает самая длинная река - ………… . Самое большое озеро в Африке ………… . По мере удаления от экватора климат становится ………… . тропические степи в Африке называются ………….. . В саваннах можно встретить самых крупных животных - ………………………… . В реках встречаются ………, в степях …………, ………….. . В Африке население отличается …………. или ………. Кожей. - Молодцы, правильно восстановили письмо и помогли пирату. Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Бывает ли в Африке холодно? | Выполняют групповое задание Представляют работу Пытаются ответить на вопрос Формулируют собственное мнение и аргументируют его | Презентация | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке. | Беседа с учащимися - Ребята вам понравилось путешествие по Африке? - Вам было интересно? - У Вас на столе 3 карточки с изображением: жирафа, слона и оазиса в пустыне Сахара. - С помощью карточек вам предлагается, оценить урок. Жирафы означает, что: - Мне было не интересно. Слоны означает, что: - Урок был интересным, но я испытывал трудности. Оазис в пустыни Сахара означает, что: - Мне было интересно, легко, я совсем справился. | Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе выполнения заданий. С помощью карточек оценивают свою работу. | Презентация | Карточки с изображением: жирафа, слона и оазиса в пустыне Сахара. |
Домашнее задание Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися. | П.22. вопр стр.119, отметить на контурной карте географические объекты По желанию: Составить кроссворд по теме « Африка» Спасибо вам ребята за активное участие на уроке. Урок окончен. До свидания! | Записывают домашнее задание | Презентация | |