Открытый урок
на тему:
«Измерение информации. Скорость передачи данных»
Провела: Бабаева Гульназ Э.
учитель информатики и математики
класс 7 «Ж»
Тема: «Измерение информации. Скорость передачи данных»
Предмет: Информатика
Класс: 8 «К» класс
Время: 40 минут
Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, инструктивные карты для каждого учащегося.
Программное обеспечение: программа Microsoft Power Point
Цели:
Образовательная:
повторить единицы измерения информации.
ввести понятия скорость передачи информации и пропускная способность канала;
решение задач на скорость передачи информации
Развивающая:
развивать познавательный интерес,
развитие навыка работы в группе,
Воспитывающая:
воспитание аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
ПЛАН УРОКА:
Организационный этап – 1 мин.
Актуализация опорных знаний учащихся – 6 мин.
Изучение нового материала – 10 мин.
Закрепление нового материала – 10 мин.
Физкультминутка – 1 мин.
Ига «Знатоки» – 10 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Сегодня необычный урок и хочу начать со следующей фразы «Кто владеет информацией, тот владеет миром! «Поэтому у нас есть возможность поделиться своими знаниями и получить новые знания. На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что в любом сообщении, которое мы получили, содержится какое-то количество информации. Давайте вспомним с какой единицей информации мы уже знакомы.
2. Актуализация новых знаний. Повторение ранее изученного материала
Устный опрос:
1. За минимальную единицу измерения информации принят….
2. Назовите производные единицы измерения информации
3. Единицы измерения количества информации
- 1 байт = 8 бит,
- 1 килобайт = 1024 байт,
- 1 мегабайт = 1024 Кбайт,
- 1 гигабайт = 1024 Мбайт,
- 1 терабайт = 1024 Гбайт,
- 1 петабайт = 1024 Тбайт.
4. Какой формулой связаны между собой информационный вес символа и мощность алфавита?
5. Если мощность алфавита равна 8, то чему будет равен информационный вес символа?
6. Чему равен информационный объем сообщения?
7. Если количество символов в сообщении равно 10, а информационный вес символа равен 3 битам, то чему будет равен информационный объем всего сообщения?
Молодцы ребята. А сейчас мы с вами познакомимся еще с одной единицей измерения информации, а для этого надо разгадать тему нашего урока!
Задача.
От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
•••–•– – – –•–• – – –•••– –••–
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
Ь | Т | Р | С | О | К |
– •• – | – | •–• | ••• | – – – | – • – |
Расшифруйте радиограмму и узнаем
тему нашего урока.
Молодцы! Правильно это скорость передачи данных.
3. Введение нового материала
Тема урока «Скорость передачи данных».
Все виды информации кодируются в последовательности электрических импульсов: есть импульс (1), нет импульса (0), то есть в последовательности нулей и единиц. Такое кодирование информации в компьютере называется двоичным кодированием. Соответственно раз если можно данные импульсы сохранять и обрабатывать при помощи компьютерных устройств, значит их можно и передавать.
Для передачи информации необходимы:
Источник информации – система из которой информация передаётся.
Канал передачи информации – способ при помощи которого осуществляется передача информации.
Приемник информации – система, которая осуществляет получение необходимой информации.
Преобразование информации в сигналы, удобные для прохождения по линии связи, осуществляется передатчиком.
В процессе преобразования информации в сигнал происходит её кодирование. В широком смысле кодированием называется преобразование информации в сигнал. В узком смысле кодирование – это преобразование информации в сочетание определенных символов. В нашем случае в последовательность 1 и 0.
На приемной стороне осуществляется обратная операция декодирования, т.е. восстановление по принятому сигналу переданной информации.
Декодирующее устройство, (декодер) преобразует принятый сигнал к виду удобному для восприятия получателем.
Одними из самых важных свойств передачи информации являются скорость передачи информации и пропускная способность канала.
Скорость передачи данных - скорость, с которой передается или принимается информация в двоичной форме. Обычно скорость передачи данных измеряется количеством бит, переданных в одну секунду.
Минимальная единица измерения скорости передачи информации – 1 бит в секунду (1 бит/сек)
Пропускная способность канала связи - максимальная скорость передачи данных от источника к получателю.
Обе величины измеряются в бит/сек, что часто путают с Байт/сек и обращаются к поставщикам (провайдерам) услуг связи в связи с ухудшением скорости или несоответствии скорости передачи информации.
Решение задач на скорость передачи информации практически полностью совпадает с решением задач на скорость, время и расстояние.
I – размер передаваемой информации
V – скорость передачи информации
T – время передачи информации
Поэтому формулы:
справедливы при решении задач на скорость передачи информации. Однако следует помнить, что все величины измерения должны совпадать. (если скорость в Кбайт/сек, то время в секундах, а размер в Килобайтах)
Рассмотрим пример задачи:
Какова скорость передачи данных (в битахв секунду), если файл размером 200 байт был передан за 16 с?
Дано:
I=200 байт=200*8 =1600 бит
T=16 сек
V- ?
Решение:
V= 1600:16=100 бит/с.
Ответ скорость равна 100 бит/с
4. Закрепление.
Задача 2. Сколько байт будет передано за 5 минут, если скорость передачи 80 бит/с?
I = 80*5*60=24000 бит=3000 байт
Ответ: объем передаваемого сообщения 3000 байт.
5. Физминутка
6. Игра «Знатоки»
Класс делиться на две команды. Играем по очереди. За каждый правильный ответ дается 1 байт, за практическую 2 байта.
После игры, считаем количество байтов и оцениваю детей.
7. Рефлексия. Сегодня все молодцы ребята! А теперь, у каждого на столе наладятся карточки с цифрами 1 и 0. Наклейте на доску соответственно: