Открытый урок истории в 6 классе Тема « Возникновение средневековых городов»
Цель урока:
Познавательная :
усвоения учащимися понятий город, деревня
формирования системы знаний о причинах отделения ремесла от сельского хозяйства, значение города как центра ремесла и торговли
формирования умений характеризовать состояние хозяйства до 11 века и после 11 века
Развивающая:
развития психических процессов: внимания и памяти через просмотр фильма, схем с опережающим заданием, работу с логической схемой, мышления через проблемные ситуации, развитие речи через включение в процесс обсуждения
формирования ОУУН ( формулирования понятий, обобщения, анализа , сравнения)
Воспитательная
формирования познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов.
формирования исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
формирования умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
План урока:
Изменения в деревне
Причины появления городов
Места расположения городов
Борьба с сеньорами
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор
Персональный компьютер
Подключение к сети Интернет
Презентация «Возникновение средневековых городов»
Раздаточный материал с заданиями
Этапы урока
1.Организационный
Приветствие, организация внимания школьников:
2.Мотивационный
Педагог мотивирует учащихся ,используя приём неожиданного начала урока, и актуализирует знания учащихся, обращаясь к ним:
Ира, веришь ли ты , что мы изучаем историю Европы средних веков?
Кирилл, веришь ли ты , что к 11 веку в Европе прекратились переселения и завоевания?
Евгения, веришь ли ты, что рост населения в Европе свидетельствует об ухудшении жизни европейцев?
Андрей веришь ли ты, что сельское хозяйство включает в себя земледелие и скотоводство?
Владимир, веришь ли ты , что экономика (хозяйство страны) включает в себя только сельское хозяйство и торговлю?
Екатерина , веришь ли ты , что в 11 веке в Европе произошли значительные перемены в хозяйстве? ( учащиеся отвечают: да, нет)
3. Актуализация знаний учащихся
Педагог обобщает высказывания учащихся, подводя их к самостоятельной формулировке темы и задачи урока:
Действительно, ты прав, в Европе произошли кардинальные перемены и в политике и в экономике, о чём мы говорили на прошлом уроке. Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться ещё с одной переменой, появлением в Европе новых явлений и тема нашего урока будет формулироваться как «Образование средневековых ……..»
Но что именно новое появилось в Европе, вы сможете определить ,поработав с кроссвордом, слово по вертикали и будет тем явлением, которое мы с вами будем изучать.
( Приложение № 1 слайд 2, 3).
Давайте запишем тему урока «Возникновение средневековых городов».
Вас ничего не смущает в формулировке темы, говоря об 11 веке. н.э. мы говорим об образовании городов?
А что должно стать задачей нашего урока? (Выяснить причины появления большого количества новых городов в средневековой Европе)
4. Формирование новой образовательной среды
А что было раньше? Если не было городов, как жило население Европы?
Городов было немного и те находились на территории бывшей Римской империи и были разрушены в период нашествия варварских племён и великого переселения народов. Население проживало в деревнях. Город и деревня, а чем они отличаются? поиск информации в Интернете по указанным ссылкам: 1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F
А теперь , давайте дадим определение город, деревня..
( Приложение № 1 слайд 4)
Город - населённый пункт, жители которого заняты как правило ,вне сельского хозяйства, при этом критерий численности населения города различается от 250 человек в Дании до 30 тысяч в Японии
Деревня- небольшое поселение ,первоначальный перевод «место, очищенное от леса», отсюда и основное занятие деревенских жителей – сельское хозяйство
( запись определений в тетрадь)
Какое главное отличие города от деревни? Выделите основную мысль в тетради.
Чтобы выяснить причины появления городов в Европе , давайте вернёмся с вами в средневековую деревню, в которой проживало европейское население и посмотрим какие изменения там произошли.
( Приложение № 1 слайд 5)
Что изображено на рисунке ? Обозначьте одним, двумя словами
Поместье феодала. Докажите что это поместье феодала?
В этом замке живёт сеньор или вассал?
Эта земля сеньоров или вассалов?
Обобщает сказанное :
Это натуральное хозяйство, где крестьянин одновременно занимается и сельским хозяйством и земледелием. Но в 11 веке в деревне произошли изменения, и эти изменения можно представить в виде другой схемы.
(Приложение № 1 слайд 6)
Что произошло и почему. Я предлагаю вам самим найти причины этих изменений в деревне.
Для этого учащиеся работают за компьютерами, где им даны подсказки в виде разбросанной схемы. Ваша задача, подумав , собрать эту логическую цепочку. Можете обращаться друг к другу за помощью.(3 -4 мин. для работы)
Затем читают документ, выделяют нужные мысли, анализируют, делают выводы, предложенного на столах, попробуют определить сами причины изменений, произошедших в деревне.
Педагог организует беседу с учащимися:
А теперь давайте проверим их на схеме. Собираем схему.
(Приложение № 1 слайд 6,7)
Педагог обобщает высказывания учащихся и делает вывод: в деревне произошло отделение ремесла от с/х, на земле феодала появились профессионалы- ремесленники.
Педагог организует беседу с учащимися:
Жизнь и крестьян и ремесленников в деревне невыносима, но почему они терпят? Почему не уходят от своего сеньора?
Крестьяне уйти не могут их держит земля, ее в карман не положишь и не унесёшь с собой , а ремесленники?
Вот они и бегут из деревни, забрав с собой самое дорогое, а что?
Они ищут место, где поселиться. А каким условиям должно отвечать место, где может остановиться ремесленник? (Безопасность, спрос на товар, место, где много покупателей) (Приложение № 1 слайд 8)
Учёные посчитали, что большинство европейских городов, появившихся в средние века имели окончания бург, форд, честер, брюгге, бридж.
Как вы думаете, где строились города с такими окончаниями?
(Приложение № 1 слайд 9)
Ремесленники селились вблизи больших замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров ,у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
(Приложение № 1 слайд 10)
Педагог демонстрирует карту средневековой Европы.( работа с картой в Интернет по ссылке http://orel.rsl.ru Сайт содержит карты средневековых городов (Лондон, Париж, Кельн и др.)
Педагог создаёт проблемную ситуацию, демонстрируя фрагмент фильма «Жанна Д-Арк», в котором представлена осада средневекового города.
Я прошу вас, посмотрев фрагмент фильма , предположить какие проблемы возникали у вновь возникших городов.
(Приложение № 1 слайд 11)
А если я напомню фразу «Нет земли без сеньора».
Педагог формирует новые знания:
Феодалу было выгодно, что города росли на его земле , выгодная торговля и поначалу, когда города появлялись феодалы давали им льготы, не требовали больших повинностей.
Но постепенно, они начинали ужесточать свои требования и желали получать больше оброка Города сопротивлялись. Часто это выливалось в длительную, кровопролитную войну. Многие города Европы в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами добились свободы, подписывали договор с феодалом и стали называться КОММУНЫ (запись определения в тетрадь), и могли выбирать городское самоуправление.
5.Рефлексия
Педагог выявляет сформированность знаний , ценностных установок и убеждений, через использование приёма «Бином»:
Итак, мы вместе с вами на одном уроке смогли рассмотреть процессы, которые происходили в течение столетий. Чтобы подвести итог урока и выявить уровень вашего понимания изученного материала, мне хотелось бы вам предложить следующее задание «Бином»:
(Приложение № 1 слайд 11)
На экран я поместила основные понятия, рассмотренные нами на уроке:
Город
Деревня
Ремесленники
Бегство
Сеньор
Повинности
Защита
Торговля
Соберите пары из двух понятий, связанных по смыслу и составьте предложение, в котором будут звучать оба слова. Я начинаю: «Ремесленники отказывались платить тяжёлые повинности»
6.Домашнее задание. (Приложение № 1 слайд 12)
Домашнее задание &18.
Задание по желанию:
Простые: как, кто, что, где?
Сложные: почему, докажите, сравните и т.д?.