СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории на тему "Возникновение средневековых городов"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по истории на тему "Возникновение средневековых городов"Открытый урок по истории на тему "Возникновение средневековых городов"Открытый урок по истории на тему "Возникновение средневековых городов"Открытый урок по истории на тему "Возникновение средневековых городов"Открытый урок по истории на тему "Возникновение средневековых городов"Открытый урок по истории на тему "Возникновение средневековых городов"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории на тему "Возникновение средневековых городов"»

Открытый урок истории в 6 классе Тема « Возникновение средневековых городов»

Цель урока:

Познавательная :

  • усвоения учащимися понятий город, деревня

  • формирования системы знаний о причинах отделения ремесла от сельского хозяйства, значение города как центра ремесла и торговли

  • формирования умений характеризовать состояние хозяйства до 11 века и после 11 века

Развивающая:

  • развития психических процессов: внимания и памяти через просмотр фильма, схем с опережающим заданием, работу с логической схемой, мышления через проблемные ситуации, развитие речи через включение в процесс обсуждения

  • формирования ОУУН ( формулирования понятий, обобщения, анализа , сравнения)

Воспитательная
  • формирования познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов.

  • формирования исторического мышления — способности рас­сматривать события и явления с точки зрения их историчес­кой обусловленности, сопоставлять различные версии и оцен­ки исторических событий и личностей, определять собствен­ное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • использования навыков исторического анализа при критичес­ком восприятии получаемой извне социальной информации;

  • формирования умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

План урока:

  1. Изменения в деревне

  2. Причины появления городов

  3. Места расположения городов

  4. Борьба с сеньорами

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор

  • Персональный компьютер

  • Подключение к сети Интернет

  • Презентация «Возникновение средневековых городов»

  • Раздаточный материал с заданиями

Этапы урока

1.Организационный

Приветствие, организация внимания школьников:

2.Мотивационный

Педагог мотивирует учащихся ,используя приём неожиданного начала урока, и актуализирует знания учащихся, обращаясь к ним:

  • Ира, веришь ли ты , что мы изучаем историю Европы средних веков?

  • Кирилл, веришь ли ты , что к 11 веку в Европе прекратились переселения и завоевания?

  • Евгения, веришь ли ты, что рост населения в Европе свидетельствует об ухудшении жизни европейцев?

  • Андрей веришь ли ты, что сельское хозяйство включает в себя земледелие и скотоводство?

  • Владимир, веришь ли ты , что экономика (хозяйство страны) включает в себя только сельское хозяйство и торговлю?

  • Екатерина , веришь ли ты , что в 11 веке в Европе произошли значительные перемены в хозяйстве? ( учащиеся отвечают: да, нет)


3. Актуализация знаний учащихся


Педагог обобщает высказывания учащихся, подводя их к самостоятельной формулировке темы и задачи урока:

  • Действительно, ты прав, в Европе произошли кардинальные перемены и в политике и в экономике, о чём мы говорили на прошлом уроке. Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться ещё с одной переменой, появлением в Европе новых явлений и тема нашего урока будет формулироваться как «Образование средневековых ……..»

  • Но что именно новое появилось в Европе, вы сможете определить ,поработав с кроссвордом, слово по вертикали и будет тем явлением, которое мы с вами будем изучать.

( Приложение № 1 слайд 2, 3).

  • Давайте запишем тему урока «Возникновение средневековых городов».

  • Вас ничего не смущает в формулировке темы, говоря об 11 веке. н.э. мы говорим об образовании городов?

А что должно стать задачей нашего урока? (Выяснить причины появления большого количества новых городов в средневековой Европе)


4. Формирование новой образовательной среды


А что было раньше? Если не было городов, как жило население Европы?

Городов было немного и те находились на территории бывшей Римской империи и были разрушены в период нашествия варварских племён и великого переселения народов. Население проживало в деревнях. Город и деревня, а чем они отличаются? поиск информации в Интернете по указанным ссылкам: 1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4


2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F

А теперь , давайте дадим определение город, деревня..

( Приложение № 1 слайд 4)

Город - населённый пункт, жители которого заняты как правило ,вне сельского хозяйства, при этом критерий численности населения города различается от 250 человек в Дании до 30 тысяч в Японии

Деревня- небольшое поселение ,первоначальный перевод «место, очищенное от леса», отсюда и основное занятие деревенских жителей – сельское хозяйство

( запись определений в тетрадь)

Какое главное отличие города от деревни? Выделите основную мысль в тетради.

Чтобы выяснить причины появления городов в Европе , давайте вернёмся с вами в средневековую деревню, в которой проживало европейское население и посмотрим какие изменения там произошли.

( Приложение № 1 слайд 5)

Что изображено на рисунке ? Обозначьте одним, двумя словами

Поместье феодала. Докажите что это поместье феодала?

В этом замке живёт сеньор или вассал?

Эта земля сеньоров или вассалов?

Обобщает сказанное :

Это натуральное хозяйство, где крестьянин одновременно занимается и сельским хозяйством и земледелием. Но в 11 веке в деревне произошли изменения, и эти изменения можно представить в виде другой схемы.

(Приложение № 1 слайд 6)

Что произошло и почему. Я предлагаю вам самим найти причины этих изменений в деревне.

Для этого учащиеся работают за компьютерами, где им даны подсказки в виде разбросанной схемы. Ваша задача, подумав , собрать эту логическую цепочку. Можете обращаться друг к другу за помощью.(3 -4 мин. для работы)

Затем читают документ, выделяют нужные мысли, анализируют, делают выводы, предложенного на столах, попробуют определить сами причины изменений, произошедших в деревне.

Педагог организует беседу с учащимися:

  • Ваши предположения? Каковы причины изменений, произошедших в деревне в 11-12 веках.

А теперь давайте проверим их на схеме. Собираем схему.

(Приложение № 1 слайд 6,7)

Педагог обобщает высказывания учащихся и делает вывод: в деревне произошло отделение ремесла от с/х, на земле феодала появились профессионалы- ремесленники.

  • А скажите повинности крестьян и ремесленников отличались? У кого из них преобладал оброк, у кого барщина?


Педагог организует беседу с учащимися:

  • Жизнь и крестьян и ремесленников в деревне невыносима, но почему они терпят? Почему не уходят от своего сеньора?

  • Крестьяне уйти не могут их держит земля, ее в карман не положишь и не унесёшь с собой , а ремесленники?

  • Вот они и бегут из деревни, забрав с собой самое дорогое, а что?

  • Они ищут место, где поселиться. А каким условиям должно отвечать место, где может остановиться ремесленник? (Безопасность, спрос на товар, место, где много покупателей) (Приложение № 1 слайд 8)

Учёные посчитали, что большинство европейских городов, появившихся в средние века имели окончания бург, форд, честер, брюгге, бридж.

Как вы думаете, где строились города с такими окончаниями?

(Приложение № 1 слайд 9)

  • Ремесленники селились вблизи больших замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров ,у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п.

  • ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  • (Приложение № 1 слайд 10)

Педагог демонстрирует карту средневековой Европы.( работа с картой в Интернет по ссылке http://orel.rsl.ru Сайт содержит карты средневековых городов (Лондон, Париж, Кельн и др.)

  • Постепенно в течение 11-12 веков на карте Европы появилось большое количество городов, и она стала выглядеть таким образом. Давайте найдём эти города на карте.


Педагог создаёт проблемную ситуацию, демонстрируя фрагмент фильма «Жанна Д-Арк», в котором представлена осада средневекового города.

  • Постепенно образовывались поселения ремесленников , куда стекались и крестьяне за товаром , они обрастали стенами и становились центрами ремесла и торговли. Но не всё было так просто .

Я прошу вас, посмотрев фрагмент фильма , предположить какие проблемы возникали у вновь возникших городов.

(Приложение № 1 слайд 11)

  • С кем и из-за чего могли воевать города?

А если я напомню фразу «Нет земли без сеньора».

Педагог формирует новые знания:

  • Феодалу было выгодно, что города росли на его земле , выгодная торговля и поначалу, когда города появлялись феодалы давали им льготы, не требовали больших повинностей.

Но постепенно, они начинали ужесточать свои требования и желали получать больше оброка Города сопротивлялись. Часто это выливалось в длительную, кровопролитную войну. Многие города Европы в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами добились свободы, подписывали договор с феодалом и стали называться КОММУНЫ (запись определения в тетрадь), и могли выбирать городское самоуправление.


5.Рефлексия

Педагог выявляет сформированность знаний , ценностных установок и убеждений, через использование приёма «Бином»:

  • Итак, мы вместе с вами на одном уроке смогли рассмотреть процессы, которые происходили в течение столетий. Чтобы подвести итог урока и выявить уровень вашего понимания изученного материала, мне хотелось бы вам предложить следующее задание «Бином»:

(Приложение № 1 слайд 11)

На экран я поместила основные понятия, рассмотренные нами на уроке:

  • Город

  • Деревня

  • Ремесленники

  • Бегство

  • Сеньор

  • Повинности

  • Защита

  • Торговля

Соберите пары из двух понятий, связанных по смыслу и составьте предложение, в котором будут звучать оба слова. Я начинаю: «Ремесленники отказывались платить тяжёлые повинности»


6.Домашнее задание. (Приложение № 1 слайд 12)

Домашнее задание &18.

Задание по желанию:

  • К каждой выбранной вами паре слов задать вопрос, в котором будут соединяться эти слова ( 4 вопроса ).Вопросы могут начинаться:

Простые: как, кто, что, где?

Сложные: почему, докажите, сравните и т.д?.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!