Тема урока: «Немецкий оккупационный режим на территории СССР». (11 класс)
Цели и задачи урока: -раскрыть суть нацистского «нового порядка», установленного оккупантами; сформировать представление об истинных целях фашистской Германии в войне против СССР; -продолжить работу над формированием умений учащихся анализировать и сравнивать исторические явления в конкретно исторических условиях; развитию у учащихся умения осмысливать проблемы, анализировать факты, черпать информацию в различных источниках, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, выявлять главное в документах, отбирать из них данные в соответствии с поставленной задачей;- воспитывать учащихся в духе патриотизма и гуманизма.
Оборудование урока:
карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;
мультимедийная презентация;
пакет документов по данной теме (для каждого учащегося);
видеофильм «Оккупационный режим на территории СССР»;
Основные понятия и термины: «новый порядок», Холокост, коллаборационизм, движение Сопротивления.
ХОД УРОКА
I. Организационное начало урока.
II Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.
Наверное, вы согласитесь с тем, что ВОВ – самая святая страница нашей отечественной истории. Но слабеет реальная историческая память; все меньше остается участников тех трагических событий: люди уходят. Поэтому так важно осмысление этого великого и трагического периода нашей истории. Мы привыкли говорить об этой войне, добавляя слово «героическая»: героическая борьба, героический народ, город-герой, солдаты-герои. Все это так. Но мы бы хотели добавить еще одно слово: «мученик» - мученики концлагерей, мученики блокады, мученики войны. Этот урок мы и посвящаем подвигу человека – героя и мученика войны, волею трагической судьбы попавшему в жернова войны на оккупированной врагом территории. Сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос «Что было бы, если бы фашизм победил? Что нес фашистский режим для советского народа?» Слайд 1.
III Изучение нового материала.
1.Цели фашистской Германии в войне против СССР
Работа с терминами. Слайд 2-4.
Рассказ учителя.
Еще до нападения на нашу страну, в мае 1940 г., фашистское руководство приступило к разработке плана покорения народов Восточной Европы, получившего название «Ост». Слайд 6-7.
Согласно плану «Ост» территория Советского Союза должна была стать колонией III рейха. «Новый порядок» на этой территории не предусматривал сохранения русской государственности. Это все известно. Известно и то, что оккупанты относились к мирному населению, как и положено относиться к «унтерменшам», т.е. к недочеловекам. Ни в одной оккупированной стране мирное население не испытало столько страданий, как советские люди (за исключением, пожалуй, Польши). Каралось буквально все: отказ от работы, распространение слухов, передвижение в ночное время. Мирное население разминировало дороги, отправлялось в концлагеря, подвергалось показательным зверским расправам за связь с партизанами и просто для устрашения. (фотографии). Удивительно циничной была политика по отношению к советскому населению. Перед вами выдержка из генерального плана «Ост», в которой содержатся указания, как проводить политику сокращения русского населения. Когда читаешь этот документ, то не покидает впечатление, что речь идет не о людях, а о животных. В числе прочих мер, как снизить численность населения, говорится: «…не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей ухаживать за грудными детьми, никакой поддержки детским садам, никакой помощи многодетным семьям…». А вот цитата из любопытного документа – записки рейхсфюрера СС Гиммлера: «Для русских достаточно будет школы, где обучают простому счету до 500, умению расписаться, внушают необходимость повиноваться германцам; быть старательным и послушным. Умение читать я полагаю ненужным».
Сначала давайте выясним, может быть, Гитлер действительно шел как освободитель и собирался заменить сталинский режим демократическим?
Задание: изучите документы №1-9 и определите, какие политические цели преследовала фашистская Германия в войне против СССР. Слайд 8.
Какие же цели ставили фашисты по отношению к нашему Отечеству?
Ответы учащихся.
2. Оккупационный режим на территории СССР. Нацистский «новый порядок». Слайд 9.
«Neue Ordnung»?
Так Гитлер назвал порядок, который собирался установить на советской земле. Сегодня ни для кого не секрет, что население первых завоеванных территорий (Западная Украина, Западная Белоруссия) сравнительно доброжелательно сначала встретило фашистов. Почему?
Немецкая пропаганда пыталась представить войну против СССР как «превентивную» и цель ее как спасение мировой цивилизации от смертельной опасности большевизма. Гитлер шел как освободитель от большевизма
Свои планы нацисты начали осуществлять сразу после захвата территории Украины, разделив ее на несколько зон оккупации. Рейхскомиссариат «Украина»; Дистрикт «Галличина»; губернаторство «Транснистрия»; зона военной администрации.
Работа с документом №1
«Новый порядок» состоял из трех систем:
-массового уничтожения людей;
-грабежа;
-эксплуатациии человеческих и материальных средств
-Какие территории предполагалось заселить немцами? (документ 9)
Какими средствами предполагалось удерживать в повиновении славян?
Какая теория служила для оправдания гитлеровских целей?
Что такое расизм? Слайд 10.
Да, представители «высшей расы», к которой относились истинные германцы, наделялись всяческими добродетелями. В то время как «низшие» расы изображались носителями всевозможных пороков. «Все, кто принадлежит к цветным, — по словам Генриха Гиммлера, — лишь подобие человека, находящегося в духовном отношении ниже зверя». Руководитель СС делал из этого далеко идущие выводы: «...живут ли другие народы в изобилии или дохнут от голода, интересует меня лишь в той степени, в какой мы нуждаемся в рабах для поддержания нашей культуры... мы, немцы, единственные в мире, кто хорошо относится к животным... мы будем хорошо относиться и к этим людям-зверям».
-Каким представляется советский человек в немецкой пропаганде? Слайд 11.
Зная цели, скажите, было ли бы у нас Отечество при новом фашистском порядке? Свою точку зрения обоснуйте.
За 1,5 года войны (к ноябрю 1942 г.) в немецкой оккупации находилось 1795 тыс. кв. км территории с населением 80 млн. человек (почти 40% от общего числа населения перед войной).
Устанавливая на советской земле «новый порядок», фашистское руководство действовало в нарушение принятых международных конвенций, по которым мирное население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. Однако с фашистских солдат и офицеров снималась всякая ответственность за любые преступления.
Вот что записано в обращении гитлеровского командования к солдатам: «У тебя нет ни сердца, ни нервов, на войне они не нужны, уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай!!! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семье и прославишься на века».
-Сколько же погибло гражданского населения?
-Познакомьтесь с данными слайда 12-13, документа 1
В течение 25-30 лет предполагалось выселить 31 млн. человек.
До начала выселения на оккупированных территориях ставилась задача истребить 30 млн. славян, евреев и цыган предполагалось истребить полностью. Оставшееся ненемецкое население восточных областей должно стать рабами.
Регионы, захваченные немцами, подчинялись военной и гражданской администрации. На местах оккупанты образовывали так называемое самоуправление — городские и районные управы, в селах и деревнях были введены должности старост. Оккупанты использовали как новые, так и сложившиеся структуры хозяйствования. В Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии были ликвидированы колхозы, но во многих оккупированных областях колхозы были переименованы в «производственные общины».
Почему фашисты сохранили колхозы? Действовала детально разработанная программа ограбления страны: специальные хозяйственные инспекции реквизировали продовольствие, ценности, ресурсы. Все жители оккупированной территории, невзирая на возраст, должны были работать.
5 августа 1941 г. А.Розенбергом было издано распоряжение о введении обязательной трудовой повинности. Вся жизнь оккупированной территории регламентировалась бесчисленными приказами. Любое нарушение каралось.
Работа с документом №3
-За что могли быть наказаны жители оккупированной территории?
Работа с документом №2
-Каковы были условия труда?
Самой беспощадной формой эксплуатации была организация «трудовых колонн». Если они использовались в оперативном тылу немецких войск, то помимо участия в строительстве дорог, оборонительных сооружений и др., их заставляли обезвреживать минные поля. Помимо этого, был организован массовый угон гражданского населения на принудительные работы в Германию.
Работа с термином - «остарбайтеры». слайд 14.-15.
Начиная с 1942 г. сотни тысяч русских вывозятся с оккупированных территорий в качестве «остарбайтеров» - дешевой рабочей силы для расы «господ».
В феврале 1942 г. вышло первое распоряжение, посвященное остарбайтерам: предписывалось доставить 380 тысяч рабочих рук для сельского хозяйства и 247 тысяч – для промышленности. В январе 1943 г. в рейх был отправлен первый транспорт с рабочими. Точной даты этого события просмотренные нами документы не содержат. Скорее всего это произошло в середине января, а пунктом отправки был город Сталино (Донецк). Вербовались люди от 16 до 55 лет, им обещали выплатить пособие. При отказе или уклонении «отказников» лишали продовольственной карточки, принудительно отправляли на особо тяжелые работы. От немецкой границы завербованных обещали везти в пассажирских вагонах; местные газеты не скупились на рассказы о прелестях жизни в Германии. В действительности же вербовка и отправка в Германию проходила драматически, если не сказать трагически. Людей хватали во время облав, например, в кино или на рынке. Везли без одежды, без документов, в товарных вагонах для скотины. Все без исключения вспоминают ужасную скученность, скудную пищу – похлебку из брюквы в ведрах из-под масляной краски, а порой и полное отсутствие еды в течение нескольких дней.
Генеральный уполномоченный по трудовым ресурсам (была у немцев такая должность) гауляйтер Фриц Заукель издал приказ – предельно «закрутить гайки» по отношению к русским рабочим: низкая зарплата (3 марки), содержание в бараках, колючая проволока, ношение нагрудного знака с надписью «Ost». Таким образом, они приравнивались к гражданским пленным. Уже к августу 1942 г. в рейх было отправлено 1 млн 120 тысяч человек. Россия отдала Германии свой первый миллион. С октября 1942 г. с целью уменьшить нагрузку на немецких женщин, было принято решение вывозить в Германию русских женщин – для использования в домашнем хозяйстве. В инструкции говорилось: «Поставляемые особи (именно так – не женщины, а особи!) должны быть в возрасте от 15 до 35 лет, крепкой конституции и похожими на немок» Всего было угнано 6 млн., из них погибло около 2 млн.
Позвольте представить еще одно свидетельство о жизни в фашистской неволе. Это письмо Кати Сусаниной своему отцу.Слайд 16.
«Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты будешь читать, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе: отец, покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот... Мне сегодня исполнилось 15 лет. Но если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь — у меня отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины. Ты мне тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой». Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою пол. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русь была и будет свиньей», — сказал он. Живу я в деревянном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь. Мое сердце верит: письмо дойдет». Это письмо было найдено при разборке кирпичной кладки в одном из домов сразу же после освобождения белорусского города Лиозно. Подумать только, это написано детской рукой. А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убила их дважды: тех, кто родился и тех, кто мог бы родиться, кто должен был прийти в этот мир. Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит им детство? Военные дети — сегодня последние свидетели тех трагичных лет. Что могли понять, запомнить и рассказать дети? Очень многое: о том, как «...осталась на угольках одна пуговица от маминой кофточки», как «отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «сына уведите...», как умоляли солдата: «Не прячьте маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем дальше, как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года и не надо было идти в школу...»
Работа с термином «Коллаборационизм» слайд 17
На территории Украины создавались местная администрация из представителей местного населения, которые изъявили желание сотрудничать с оккупантами: полицаи, старосты. Были и те которые вступали в карательные органы. Слайд 18
3.Холокост
Работа с термином слайд "Холокост" слайд 19
Чтобы придать истреблению народов оккупированных стран, особенно евреев, цыган и славян, еще более широкий и организованный характер, нацисты начали строить в Польше "лагеря смерти", где особые подразделения ("зондеркоманды") должны были осуществлять массовое уничтожение людей. Террор приобрёл широкие масштабы. Всего за годы войны в немецких концентрационных лагерях и в лагерях уничтожения находилось 18 млн. человек: граждан СССР, Польши, Франции, Бельгии, Голландии, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии; 11 млн. из них были истреблены гитлеровцами.
В лагерях Майданек, Дахау, Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс и др. были созданы нечеловеческие условия. Обычно такие лагеря представляли собой открытые территории, обнесенные колючей проволокой и охраняемые немецкой охраной. В лагерных бараках гитлеровцы преднамеренно создавали невероятную скученность. Так, например, в женском концлагере Равенсбрюк в небольших помещениях, предназначенных для 120 человек, в некоторые периоды времени нацисты размещали до 800 и даже 1000 женщин. Количество «жилой площади», приходившейся на одного человека, в разных лагерях колебалось от 40 до 80 кв. см. Пол-литра мучной баланды или супа из гнилого и немытого картофеля и не более 100 граммов хлеба из смеси ячменя с древесными опилками — таков дневной рацион советского военнопленного.
Заранее были отработаны методики массовых расстрелов, использования «душегубок», применения газа «циклон», печей и крематориев в концентрационных лагерях смерти, налажена промышленная утилизация останков миллионов умерщвленных людей Их трупы сжигали; одежду, личные вещи и драгоценности убитых отправляли в Германию. Специальные команды выламывали у трупов золотые зубы,
Слайд 20.Разрешите представить вашему вниманию документальный фильм о зверствах фашистов на оккупированной территории Советского Союза.
Задание. Проследите по фильму, как осуществлялся на советской земле ХОЛОКОСТ. Какие методы использовали оккупанты?
И самое главное было не только выжить в этой вселенской катастрофе, но и остаться человеком - к этому стремились женщины и дети, старики и подростки. Кого фашисты стремились уничтожить в первую очередь?
4.Движение Сопротивления.
Работы учащихся (проект "Великая Отечественная война", представление презентации "Партизанское движение").
IV Этап закрепления новых знаний.
Миллионы убитых, убитых за то, что они были цыгане, евреи или славяне, инакомыслящие или военные...
Английский историк Д.Рейтлинджер назвал «восточный порядок» — «домом, построенным на песке».
Попробуйте прокомментировать эти слова.
А как бы вы назвали «новый порядок»?
Продолжите фразу - «Новый порядок» - это..
Разве забудутся Форт смерти №9 под Каунасом, Бабий Яр в Киеве, Хатынь, десятки тысяч сожженных деревень и сел России, Белоруссии, Украины, массовые расстрелы...
Изучение страшного прошлого — это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человечества.
Послушайте стихотворение Муса Джалиля «Варварство», оно будет темой написания эссе «Фашизм — варварство в отношении человечества!» Слайд 21
V Итог урока.
Домашнее задание: написать эссе, подготовить сообщение.