Урок в 5 классе
«Чудеса волшебной нити»
Нетрадиционная техника рисования – ниткопись.
Цели урока:
Образовательная: дать определение и понятие о воображении. Ознакомить с техникой выполнения ниткописи. Обучить самостоятельной работе графическими материалами.
Воспитательная: воспитать чувство уважения и интереса к предмету, любви к природе и умению аккуратно работать художественными материалами. Формирование эмоционально-волевой сферы, позитивного самовосприятия ребенка, положительных качеств личности и характера.
Развивающая: активизация образов памяти, представлений. Развить наблюдательность, творческое воображение, фантазию, логическое и пространственное мышление. Умение правильно и самостоятельно решать изобразительную задачу.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с новой техникой рисования - ниткопись;
2. Развить воображение: путем поиска образа из полученного узора и дальнейшего его дорисовывания;
3. Воспитывать мотивацию к изображению окружающего мира;
4. Выполнить подарок для мамы в нетрадиционной технике рисования.
Методы обучения: беседа, практический и творческий поиск.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: акварельные или гуашевые краски, альбом, баночка, кисти, нитки, палитра.
Наглядно – демонстративный материал: мультимедийный ряд с репродукциями картин, рисунки подготовленные учителем.
Планируемые результаты.
Научиться: рисовать без карандашного рисунка, использовать новые материалы, составлять и искать новые образы в рисунках.
Получат возможность научиться: создавать новые модели объектов нетрадиционной технике рисования и применять простые решения в выполнении творческой задачи.
Познакомиться: с новыми материалами в рамках данной темы.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь ребята! Зовут меня Татьяна Владимировна – учитель ИЗО 2 школы и сегодня я проведу для вас урок. Давайте проверим, все ли готовы к уроку.
Вступительное слово учителя.
«Человек рисует своим мозгом, а не руками. (Микеланджело Б.)
В-1: Кто согласен с данным утверждением и почему? (ответы детей).
- Ребята, а ответьте мне на такой вопрос, все ели мороженое?
- Какое оно на вкус? (Сладкое, шоколадное, сливочное, фруктовое, оно может быть с сиропом или орешками, с шоколадной крошкой).
- Как вы это узнали? (попробовали на вкус).
Да, в данном случае с помощью вкусовых рецепторов вы это ощутили, почувствовали и восприняли. Память сохранила эту информацию, мышление - ее обработало, и теперь вы знаете, каким может быть мороженое. Теперь, когда вы захотите съесть мороженое, вы, используя эти знания, можете представить образ того, мороженого, которое вы хотите съесть.
В-2: Благодаря чему, мы можем представить образ любимого мороженого? Или, войти в образ любимого героя, в образ животного? (благодаря нашему выражению).
Да. Представить этот образ мы можем, только, благодаря нашему воображению.
В-3: Что такое воображение?
Воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятой информации.
В-4: А скажите, ребята, на уроке изобразительного искусства нам нужно воображение? (да).
В-5: Конечно! То есть утверждение великого художника Возрождения – Микеланджело верно? (да). Молодцы ребята!
В-6: Ну вот мы с вами все говорим о воображении, о том как оно действует, а знаете ли вы, что в современном мире воображение чуть ли не самая важная часть жизни человека, креативность, как качество человека сейчас очень ценится. Ведь оно помогает нам не только рисовать, а придумывать сказки, стихи, танцы, интерьер своей комнаты, образ в одежде, поздравления и конечно же ПОДАРКИ.
Вот и мы с вами сегодня на уроке будем развивать свою креативность. А делать мы это будем с помощью НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.
В-7: Ребята, а скажите знаете ли вы , что такое не традиционная техника? (это что то необычное) Верно! А какие не традиционные техники рисования вы знаете? (живопись с солью, со свечей, набрызг, рисование с помощью природных материалов, кляксография) Замечательно!
У каждого из вас лежат одинаковые предметы на партах, назовите их. (дети называют предметы)
Молодцы, а теперь скажите, как вы думаете, как мы сегодня будем рисовать, у кого какие предположения. (мы будем рисовать с использованием ниток).
Сформулируйте тему урока. (рисование нитками и красками). Да, ребята мы с вами будем вместо кисточки использовать и красить ниточку, а потом ей писать на нашем листке. И называется такая техника рисования – НИТКОПИСЬ. У нас получится очень интересная работа, и в некотором роде волшебная, так как у каждого будет, что-то свое на рисунке, а почему узнаете чуть позже. (Вешаю название).
В-8: А как же мы с вами будем к этому идти? Что нам нужно для начала, какие задачи перед вами стоят? (иметь представление об этой технике, потом узнать, как применяется данный материал).
В-9: И в конце к чему мы с вами должны придти? (овладеть данной техникой).
Очень хорошо! А сейчас, я вам покажу и расскажу этапы выполнения с использованием этого интересного материала. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Описание процесса рисования:
А теперь самая долгожданная работа – творческая! Я попрошу выйти ко мне двух помощников. (Выходят двое детей им даются материалы для работы – бумага, кисти, нитки, краски, книги, палитра).
- Итак, сейчас вы ребята, попробуете себя в роли учителей, а я вам в этом помогу. Давайте наглядно расскажем и покажем ребятам как выполняется ниткопись.
По возможности рассказывают дети, учитель помогает.
Я беру лист бумаги и положу, так как я хочу: горизонтально или вертикально. Все зависит от того как мне и вам захочется. Я положила листок вертикально.
Далее кистью я крашу нить любым цветом. Для этого я положу ниточку на листок или палитру, и крашу ее со всех сторон, вот так. Но необходимо оставить один конец нити чистым, чтобы мы могли за него держать. Излишки краски я отожму, но не рукой, а с помощью кисти. Для этого я наматываю на кисть нить, и над баночкой с водой, я медленно, чтобы не порвать нить, тяну за чистый конец.
(Дети показывают способ закрашивание со всех сторон нить)
Теперь я беру ниточку и аккуратно выкладываю ее на чистом листке бумаги. Выкладываю я не сбоку, а посередине листка, чтобы узор был в центре. Я могу выложить все что угодно.
(Дети выкладывают узор на листке бумаги)
Вот я выложила, пока ничего не получилось, но смотрите внимательно, что дальше будет. После этого я беру чистый листок бумаги, с помощью него я закрываю нашу нить и сверху кладу книгу, и оставляю открытым, лишь чистый конец.
Левой рукой придерживаю книгу, а правой рукой, держа чистый конец, быстро и на себя вытягиваю нить. Во так.
(Каждое слово сопровождается действием)
Заметьте, я тяну нить ни вверх, ни вниз, а точно прямо. Это очень важно, тогда узор получится аккуратным.
Теперь убираю книгу и листочек, смотрите, у меня получился какой-то узор. Красиво?
Ребята скажите, что у вас получилось, подключите свое воображение?
(также учитель спрашивает класс)
ОЦЕНКИ
А сейчас посмотрите на доску, что получилось у меня. (анализ работы)
Сейчас вы работаете самостоятельно в своих альбомах, учитывая все особенности этой техники, а также шаг за шагом выполняете свои креативные картины. Пожалуйста, приступайте к работе.
(Звучит музыка.)
Самостоятельная работа.
Во время самостоятельной работы учеников учитель обходит класс, следит за правильностью выполнения работ учащихся. Работает индивидуально с детьми, у которых есть трудности, помогает и задает наводящие вопросы. Также обращает внимания всего класса если есть коллективные ошибки. Отмечает особенно интересные работы.
Рефлексия.
Если, вы закончили, прошу подойти ко мне. Кто желает первым, покажи всем и расскажи о результате проделанной работы. Что у тебя получилось, что ты увидел и изобразил в своей работе.
Беседа и выставка работ учащихся.
Ребята давайте вспомним изречение Микеланджело, которое присутствовало в начале урока, скажите мы смогли с вами доказать , что художник был прав? (нам нужно включать воображение и фантазию в свои работы). ОЦЕНКИ
(«Человек рисует своим мозгом, а не руками. (Микеланджело Б.)
А что такое воображение и зачем оно человеку?
В какой технике мы с вами сегодня работали?
Что нового вы узнали сегодня на уроке и произвела ли на вас впечатление наша сегодняшняя тема?
Решили мы с вами поставленные в начале урока задачи?
Так достигнута ли цель, которую мы себе поставили?
(Слайды) Ребята, а мне хотелось бы вам напомнить, что на этой неделе будет праздник День матери и если вы сделаете такую открытку в необычной технике, думаю ваши мамы будут в восторге. Ведь самый лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками.
Итак, наш урок подошел к концу. (И не забываем убирать свои рабочие места.)
Всем спасибо, до свидания!