ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»




Цели.
- учить изображать ветку ели, украшенную новогодними игрушками техникой – печать, совершенствовать умения анализировать объекты изображения (определять форму, цвет), устанавливать последовательность выполнения рисунка, передавать в рисунке форму, строение, пропорцию и цвет;
- развивать творческую активность, устойчивое внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику, ориентировку в малом пространстве (на столе);
- воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, любовь к народным традициям.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, образец рисунка, веточка ели, шишки, поролоновые и пластиковые печати, простой карандаш, краски, альбомы для рисования.
Ход урока I. Организация класса.
Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы теперь садитесь
II. Введение в тему урока.
1. Беседа.
- Ребята, какое время года за окном? (Зима). (Слайд 2)
- Как вы это определили? Назовите мне признаки зимы. (Мороз, снег, холод, дети катаются на коньках, санках, лыжах, Новогодний праздник, ёлку наряжают)
2. Определи по звуку «Что вы слышите?».
- Закройте глазки и прислушайтесь к звукам. (Слайд 3)
- Что вы слышите? (Хруст снега)
- Почему снег хрустит? (Значит, кто-то по нему идет).
- Как вы думаете, кто к нам может идти по снегу?
3. Отгадывание загадки.
Попробуйте отгадать загадку и тогда узнаете, кто это к нам торопится.
Его слепили дети ловко,
из снега сделали клубки.
Вместо носика морковка,
вместо глазок угольки.
На голову ведро надели
и соломенный парик.
А теперь скажи скорее
Кто же это? (Снеговик) (Слайд 4)
- Правильно – это снеговик. Он пришел к нам в гости, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к празднику.
4. Как встречали Новый год.
Ребята, зимой у нас бывает один из самых любимых праздников.
- Как он называется? (Новый год)
Ни один праздник не ждут так с нетерпением, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, взрослые – чтобы исполнились самые заветные желания.
Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси в далёкие – далёкие времена, когда нашей страной правил царь Пётр I (Показать портрет Петра I). (Слайд 5)
Он повелел в этот день стрелять из ружей, выпускать ракеты, зажигать огни из дров, хвороста или соломы, наряжать деревья.
С тех пор русские люди стали отмечать Новый год с ёлочными украшениями, огнями, зимними детскими забавами – санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками.
- А без чего ещё не обходится этот праздник? Отгадайте.
За рекой они росли, их на праздник привезли,
На веточках иголки, что же это? ... Ёлки. (Слайд 6)
5. Чтение стихотворения.
- Правильно, без ёлки.
Елочка пушистая
В гости к нам пришла.
Бусы золотистые
В ветви заплела.
Яркими шарами
Радует народ.
Скажет вместе с нами:
«Здравствуй, Новый год!»
6. Волшебный мешочек.
- Ребята, Снеговик принес вам от Деда Мороза Волшебный мешочек, в котором находится что-то интересное. Попробуйте с закрытыми глазами определить, что в нем находится.(Ветка ели)
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать веточку ели, украшенную новогодними игрушками. А снеговик посмотрит, кто из вас был самым старательным и расскажет об этом Деду Морозу. Вы, наверное, уже все заказали ему подарки? Вот он и посмотрит, кому принести подарок под ёлочку. Так что слушайте меня внимательно, работайте старательно и тогда все у вас получится.
IV. Основная часть.
1.Анализ объекта изображения.
- Рассмотрите ветку внимательно. Из скольких частей она состоит? (Слайд 7)
- Какая из этих частей самая большая?
- Ветка ровная или искривленная?
- Подумайте и скажите, какого цвета ствол у ели?
- Что располагается на каждой ветке?
- Какого цвета иголки? (Зеленого).
- Посмотрите, как растут иголки? (Иголки растут наклонно.)
Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в каждом доме. Царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет. А наряжать ёлку – одно удовольствие. (Слайд 8)
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках – снежок!
Праздник мы встречаем.
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки.
Шарики, хлопушки.
Но были времена, когда елочных игрушек еще не было. Чем же украшали елочку тогда?
- Кто-нибудь знает?
Люди украшают новогоднюю ель с незапамятных времён. На ёлку вешали орехи, конфеты, делали фигурки из теста, фрукты, в большом количестве яблоки.
(Слайд 9-10)
Раньше яблоки были особой частью украшения любой новогодней ёлки, как символ плодородия. Елка украшалась золотыми и серебряными яблоками. Почему яблоки были серебряными или золотыми? Да потому, что их заворачивали в фольгу.
(Слайд 11)
Также игрушки делали из ваты и ткани.
А вот предание гласит, что однажды выдался неурожай яблок. Тогда верующие пришли к стеклодувам (люди, которые выдували стекло) с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. Стеклодувы попробовали и у них получились красивые стеклянные плоды. (Слайд 12 - 13)
Новинка настолько прижилась, что мода на стеклянные украшения не проходит до сих пор. Были изобретены игрушки и более сложной формы: фрукты, птицы и даже фигурки людей. (Слайд 14)
Первые ёлочные шарики были сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии (местность в центре Германии). (Слайд 15)
Каждый из вас дома на елке видел, как красивы и разнообразны новогодние игрушки. (Слайд 16)
2. Определение последовательности выполнения рисунка.
Показ образца учителем.
Давайте посмотрим на образец и проанализируем ход нашей работы: (Слайд 17 - 22)
- Как расположить на листе бумаги еловую ветку, чтобы все поместилось и было красиво? (Положить альбом горизонтально.)
1. Сначала мы рисуем веточку ели простым карандашом без иголок.
2. Затем мы с вами закрасим фон.
- Как вы думаете, какие краски помогут нам изобразить зимнее время года?
(Голубая, синяя, белая.)
- Верно. Это холодная гамма цветов. А если у вас нет краски голубого цвета, что нужно сделать?
(Надо смешать синюю и белую.)
3. Теперь возьмем кисточку и раскрасим веточку ели коричневым цветом.
4. Теперь возьмем губку и методом печати нарисуем иголочки зеленым цветом.
3. Что будем рисовать дальше? Дальше мы рисуем ёлочные украшения – новогодние игрушки. Их мы будем рисовать тоже с помощью печати. У каждого из вас на столе лежат вот такие крышечки. Нужно их раскрасить с помощью кисти, а затем аккуратно прижать к листу бумаги, так будто бы игрушечки висят на елке.
Легким, звонким, парящим в воздухе нарисованный стеклянный шарик будет в том случае, если мы не забудем о композиции: не располагайте шарик слишком низко и не тесните к краям листа.
Повесим наш шарик на веточку. Отмечаем вверху важную деталь елочной игрушки – металлическое кольцо для подвешивания украшения на елку.
3. Этапы выполнения.
Вспомните последовательность выполнения рисунка:
Нарисовать простым карандашом ветку ели без иголок.
Нарисовать простым карандашом ветку ели без иголок. Наметить боковые веточки и прорисовать их стебли.
Закрасить фон.
Раскрасить кисточкой ветку ели коричневой краской.
Губкой методом печати нарисовать хвою.
Рисуем на ветках игрушки крышкой, тоже методом печати.
Подвешиваем игрушку на елочку. Рисуем металлическое кольцо.
V. Практическая работа.
Выполнение рисунка карандашом (рисование ветки ели) и закрашивание фона.
Физкультминутка.
На улице мороз,
Ну-ка все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка все взялись за уши!
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.
(Слайд 23-25)
Дети рисуют веточку ели с игрушками, соответственно намеченному плану.
Во время самостоятельной работы детей слежу за последовательностью и правильностью выполнения.
Индивидуальная помощь обучающимся.
VI. Подведение итогов.
-Что мы сегодня рисовали?
- Кто запомнил, какой техникой рисования мы изобразили веточку ели с игрушками. - Понравилась вам такая техника рисования?
-Какие цвета использовали в рисунке?
VII. Рефлексия.
- Понравился вам сегодняшний урок?
Оцените свою работу на уроке.
Мне на уроке было интересно и я работал хорошо - прикрепите большую шишку к ели;
Мне на уроке было не интересно и работать не хотелось, прикрепите маленькую шишку.
VIII. Выставка работ.
Посмотрим на наши красивые работы!
Уборка рабочего места.
Ребята, Снеговик благодарит вас за вашу работу. Теперь он расскажет Деду Морозу, что вы действительно готовитесь к празднику.
Я желаю всем в Новом году удачи, счастья и самое главное крепкого здоровья.