СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по химии 8 класс «Ионные уравнения».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по химии 8 класс. «Ионные уравнения».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии 8 класс «Ионные уравнения».»

МКОУ «Параульская СОШ №3» Открытый урок по химии 8 класс  «Ионные уравнения». Учитель химии и биологии первой категории: Абдулаева Бурлият Имансаидовна 2018г.

МКОУ «Параульская СОШ №3»

Открытый урок по химии 8 класс «Ионные уравнения».

Учитель химии и биологии первой категории: Абдулаева Бурлият Имансаидовна

2018г.

Цели:  образовательные   *на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие “реакции ионного обмена”, закрепить понятие “реакции нейтрализации”;

Цели: образовательные

*на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие “реакции ионного обмена”, закрепить понятие “реакции нейтрализации”;

*экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами;   *научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;   *научить составлять эмпирические, полные и сокращенные ионные уравнения.

*экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; *научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций; *научить составлять эмпирические, полные и сокращенные ионные уравнения.

развивающие:   совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений; продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

развивающие:

  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений;
  • продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в группах.

воспитательные:

  • воспитывать культуру интеллектуального труда;
  • чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе;
  • умение работать в группах.
Самооценка выполненной работы. Рабочая карта урока. Примечание : с/о- самооценка; в/о - взаимооценка; о/г – оценка группы.  Проверка домашнего задания Изучение нового материала с/о в/о Закрепление знаний Итоговая оценка (средн.) о/г с/о

Самооценка выполненной работы.

Рабочая карта урока.

  • Примечание : с/о- самооценка;
  • в/о - взаимооценка;
  • о/г – оценка группы.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

с/о

в/о

Закрепление знаний

Итоговая оценка

(средн.)

о/г

с/о

Какие вещества называются электролитами? Какие вещества к ним относятся?

Какие вещества называются электролитами?

Какие вещества к ним относятся?

Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:   Раствор серной кислоты  Раствор сахара  Спирт

Лампочка прибора для определения

электропроводности загорится,

если электроды поместить в:

  • Раствор серной кислоты
  • Раствор сахара
  • Спирт
Какие вещества называются неэлектролитами?

Какие вещества называются неэлектролитами?

Найдите неэлектролиты Ошибка Ca(OH) 2 Ошибка H 2 O О 2 NaOH NaCl Na 2 CO 3 Ошибка Al(NO 3 ) 3 Ошибка Mg(NO 3 ) 2 Ошибка Ошибка K 2 SO 4 CO 2 Ошибка CuCl 2 CaSO 4 Ошибка FeCl 3 Ошибка NaNO 3 Ошибка BaSO 4 CaCO 3 Ошибка K 2 S Cu(OH) 2 H 2 SO 4 Ошибка S О 3

Найдите неэлектролиты

Ошибка

Ca(OH) 2

Ошибка

H 2 O

О 2

NaOH

NaCl

Na 2 CO 3

Ошибка

Al(NO 3 ) 3

Ошибка

Mg(NO 3 ) 2

Ошибка

Ошибка

K 2 SO 4

CO 2

Ошибка

CuCl 2

CaSO 4

Ошибка

FeCl 3

Ошибка

NaNO 3

Ошибка

BaSO 4

CaCO 3

Ошибка

K 2 S

Cu(OH) 2

H 2 SO 4

Ошибка

S О 3

Что такое электролитическая диссоциация?

Что такое электролитическая диссоциация?

Что такое ионы?

Что такое ионы?

Какие ионы образуются при диссоциации, оснований?

Какие ионы образуются при диссоциации, оснований?

Диссоциация щелочей  (растворимых в воде оснований ) Me ( OH ) m   + nOH -   Me m+

Диссоциация щелочей (растворимых в воде оснований )

Me ( OH ) m

+ nOH -

Me m+

Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

Диссоциация кислот H n К O  nH +  + КО n-

Диссоциация кислот

H n К O

nH +

+ КО n-

Какие ионы образуются при диссоциации солей?

Какие ионы образуются при диссоциации солей?

Диссоциация c олей Me n К O m nMe m+ + m К O n-

Диссоциация c олей

Me n К O m

nMe m+

+ m К O n-

Как называется отрицательный полюс источника тока?  Катод  Анод  Как называют положительный полюс источника тока?

Как называется отрицательный полюс источника тока?

Катод

Анод

Как называют положительный полюс источника тока?

К какому полюсу источника тока двигаются катионы и анионы :  ПОЧЕМУ ? Анод +  Катод -  Катион +  Анион -  Анион  Катион

К какому полюсу источника тока двигаются катионы и анионы :

ПОЧЕМУ ?

Анод +

Катод -

Катион +

Анион -

Анион

Катион

Установите соответствие  A) Анионы 1. NO 3 - 2. Zn 2+ Б) Катионы 3. H 2

Установите соответствие

A) Анионы

1. NO 3 -

2. Zn 2+

Б) Катионы

3. H 2

Диссоциация сульфата натрия: = 2Na + + SO 4 2 - Na 2 SO 4 Na + SO 4 2- Na +

Диссоциация сульфата натрия:

= 2Na + + SO 4 2 -

Na 2 SO 4

Na +

SO 4 2-

Na +

Диссоциация хлорида бария: = Ba 2+ + 2Cl - BaCl 2 Cl - Ba 2+ Cl -

Диссоциация хлорида бария:

= Ba 2+ + 2Cl -

BaCl 2

Cl -

Ba 2+

Cl -

Сформулируем тему урока с помощью лабиринта. Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя “лабиринт букв”

Сформулируем тему урока с помощью лабиринта.

Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя “лабиринт букв”

Ц К И Р А И Е С И О Р Б О О Н Г А Н М Н О Е Б К

Ц

К

И

Р

А

И

Е

С

И

О

Р

Б

О

О

Н

Г

А

Н

М

Н

О

Е

Б

К

Тема урока:  «Реакции ионного обмена»

Тема урока: 

«Реакции ионного обмена»

Реакция ионного обмена РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие  между электролитами. Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия. Порядок действий : 1. Записать уравнение реакции в молекулярном виде. BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + NaCl

Реакция ионного обмена

  • РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие

между электролитами.

Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия.

Порядок действий :

1. Записать уравнение реакции в молекулярном виде.

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + NaCl

Реакция ионного обмена РИО (реакции ионого обмена) – это реакции протекающие  между электролитами. Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия. Порядок действий: 2. Расставить коэффициенты.  2 BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + NaCl

Реакция ионного обмена

  • РИО (реакции ионого обмена) – это реакции протекающие

между электролитами.

Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия.

Порядок действий:

2. Расставить коэффициенты.

2

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + NaCl

Реакция ионного обмена РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие  между электролитами. Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия. Порядок действий: 3. По таблице растворимости, определить нерастворимые  вещества. Обозначить их стрелкой вниз. ↓ BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + 2 NaCl

Реакция ионного обмена

  • РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие

между электролитами.

Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия.

Порядок действий:

3. По таблице растворимости, определить нерастворимые

вещества. Обозначить их стрелкой вниз.

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + 2 NaCl

Реакция ионного обмена РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие  между электролитами. Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия. Порядок действий: Составить полное ионное уравнение  (растворимые вещества расписать на ионы). BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4  ↓ + 2 NaCl Ba 2+ + 2Cl  -   +  2 Na + + SO 4 2  - = B aSO 4  ↓   +  2 Na + + 2Cl  -

Реакция ионного обмена

  • РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие

между электролитами.

Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия.

Порядок действий:

  • Составить полное ионное уравнение

(растворимые вещества расписать на ионы).

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + 2 NaCl

Ba 2+ + 2Cl -

+ 2 Na + + SO 4 2 -

= B aSO 4

+ 2 Na + + 2Cl -

Реакция ионного обмена РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие  между электролитами. Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия. Порядок действий: Сократить одинаковые ионы в левой и правой части  полного ионного уравнения. BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4  ↓ + 2 NaCl = B aSO 4  ↓   +  2 Na + + 2Cl  -  + 2 Na + + SO 4 2  - Ba 2+ + 2Cl  -

Реакция ионного обмена

  • РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие

между электролитами.

Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия.

Порядок действий:

  • Сократить одинаковые ионы в левой и правой части

полного ионного уравнения.

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + 2 NaCl

= B aSO 4

+ 2 Na + + 2Cl -

+ 2 Na + + SO 4 2 -

Ba 2+ + 2Cl -

Реакция ионного обмена РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие  между электролитами. Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия. Порядок действий: 6. Составить сокращенное ионное уравнение. BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4  ↓ + 2 NaCl +  2 Na + + 2Cl  -  +  2 Na + + SO 4 2  - Ba 2+ + 2Cl  -   = B aSO 4  ↓   Ba 2+   +  = B aSO 4  ↓    SO 4 2  -

Реакция ионного обмена

  • РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие

между электролитами.

Пример : Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия.

Порядок действий:

6. Составить сокращенное ионное уравнение.

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + 2 NaCl

+ 2 Na + + 2Cl -

+ 2 Na + + SO 4 2 -

Ba 2+ + 2Cl -

= B aSO 4

Ba 2+ +

= B aSO 4

SO 4 2 -

Взаимодействие ионов в растворе: Cl - Na + Cl - Ba 2+ SO 4 2- Na + Cl -

Взаимодействие ионов в растворе:

Cl -

Na +

Cl -

Ba 2+

SO 4 2-

Na +

Cl -

Лабораторная работа: «Реакция ионного обмена»

Лабораторная работа: «Реакция ионного обмена»

А какие признаки химических реакций вы знаете?

А какие признаки химических реакций вы знаете?

Условия протекания  реакций ионного обмена  1. Если образуется осадок. 2 . Если образуется газ.   CO 2 Na 2 CO 3  + H 2 S O 4 = Na 2 SO 4  + H 2 CO 3    H 2 O =  2 Na + + S O 4 2 - + CO 2 ↑ + H 2 O  +  2 H + + S O 4 2 - 2Na + + C O 3 2 -   CO 3 2- +  2 Н + = CO 2 ↑ + H 2 O

Условия протекания реакций ионного обмена

1. Если образуется осадок.

2 . Если образуется газ.

CO 2

Na 2 CO 3 + H 2 S O 4 = Na 2 SO 4 + H 2 CO 3

H 2 O

= 2 Na + + S O 4 2 -

+ CO 2 + H 2 O

+ 2 H + + S O 4 2 -

2Na + + C O 3 2 -

CO 3 2-

+ 2 Н +

= CO 2 + H 2 O

Взаимодействие ионов в растворе: SO 4 2- H + SO 4 2- H + Na + CO 3 2- Na + Na + Na + H 2 O CO 2

Взаимодействие ионов в растворе:

SO 4 2-

H +

SO 4 2-

H +

Na +

CO 3 2-

Na +

Na +

Na +

H 2 O

CO 2

Условия протекания  реакций ионного обмена 3. Если образуется вода. 2 2 NaOH + H 2 S O 4 = Na 2 SO 4  + H 2 O =  2Na + + S O 4 2 - +  2H + + SO 4 2  - 2Na + + 2OH -    + 2H 2 O + 2H + = 2H 2 O 2OH -  OH - + H + = H 2 O Реакции нейтрализации – это реакции между щелочью и кислотой .

Условия протекания реакций ионного обмена

3. Если образуется вода.

2

2

NaOH + H 2 S O 4 = Na 2 SO 4 + H 2 O

= 2Na + + S O 4 2 -

+ 2H + + SO 4 2 -

2Na + + 2OH -

+ 2H 2 O

+ 2H +

= 2H 2 O

2OH -

OH -

+ H +

= H 2 O

Реакции нейтрализации

это реакции между щелочью и кислотой .

Взаимодействие ионов в растворе: Na + SO 4 2- H + OH - Na + Na + SO 4 2- Na + Н 2 О

Взаимодействие ионов в растворе:

Na +

SO 4 2-

H +

OH -

Na +

Na +

SO 4 2-

Na +

Н 2 О

Реакция нейтрализации

Реакция нейтрализации

Реакции между кислотой и основанием называются  реакциями  нейтрализации .

Реакции между кислотой и основанием называются реакциями нейтрализации .

Условия протекания реакций ионного обмена Итак, первое условие протекания реакций ионного обмена – это выпадение осадка ; второе условие протекания реакций ионного обмена – это образование газа  ; третье условие протекания реакций ионного обмена – это образование слабого электролита – воды. Вывод: Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или слабый электролит (вода).

Условия протекания реакций ионного обмена

Итак, первое условие протекания реакций ионного обмена – это выпадение осадка ;

второе условие протекания реакций ионного обмена – это образование газа  ;

третье условие протекания реакций ионного обмена – это образование слабого электролита – воды.

Вывод:

Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или слабый электролит (вода).

Закрепление знаний Тест

Закрепление знаний

Тест

Тест  Реакции ионного обмена – это реакции 1 А В разложения обмена Б Д замещения соединения

Тест

Реакции ионного обмена – это реакции

1

А

В

разложения

обмена

Б

Д

замещения

соединения

Давайте вспомним…  Какие реакции называют реакциями обмена, соединения, замещения, разложения?  

Давайте вспомним… Какие реакции называют реакциями обмена, соединения, замещения, разложения?  

Реакции обмена Реакции замещения Реакции разложения Реакции соединения

Реакции обмена

Реакции замещения

Реакции разложения

Реакции соединения

2 Укажите уравнение реакции ионного обмена: 2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2 А 2NaNO 3 = 2NaNO 2 + O 2 Б А l 2 (SO 4 ) 3 + 6KOH = 2Al(OH) 3 + 3K 2 SO 4 B 3Ba + N 2 = Ba 3 N 2 Д

2

Укажите уравнение реакции ионного обмена:

2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2

А

2NaNO 3 = 2NaNO 2 + O 2

Б

А l 2 (SO 4 ) 3 + 6KOH = 2Al(OH) 3 + 3K 2 SO 4

B

3Ba + N 2 = Ba 3 N 2

Д

3  Реакцией нейтрализации является реакция между парой веществ: С a(OH) 2  и NaCO 3 К 2 С O 3  и  Н Cl А В В MgSO 4  и BaCl 2 NaOH и  Н 3 PO 4 Д Б

3

Реакцией нейтрализации является реакция между парой веществ:

С a(OH) 2 и NaCO 3

К 2 С O 3 и Н Cl

А

В

В

MgSO 4 и BaCl 2

NaOH и Н 3 PO 4

Д

Б

4  Электролитом является каждое вещество в ряду:  В aO; H 2 SO 4 ; HNO 3  FeSO 4 ; AlCl 3 ; H 2 SO 4 А B  K 2 SO 4 ; H 2 ; MgCl 2  AgCl; H 3 PO 4 ; CuSO 4 B Б

4

Электролитом является каждое вещество в ряду:

В aO; H 2 SO 4 ; HNO 3

FeSO 4 ; AlCl 3 ; H 2 SO 4

А

B

K 2 SO 4 ; H 2 ; MgCl 2

AgCl; H 3 PO 4 ; CuSO 4

B

Б

5  Формулы веществ, при взаимодействии которых образуется вода:  Fe(OH) 2  и HNO 3  К OH и Zn(NO 3 ) 2 А B  К OH и HNO 3  MgCO 3  и Ba(NO 3 ) 2 Б Д

5

Формулы веществ, при взаимодействии которых образуется вода:

Fe(OH) 2 и HNO 3

К OH и Zn(NO 3 ) 2

А

B

К OH и HNO 3

MgCO 3 и Ba(NO 3 ) 2

Б

Д

Ответы  1. В 2. В 3. Д 4. Б 5. Б

Ответы

1. В

2. В

3. Д

4. Б

5. Б

Оценка  три задания правильно – «3» четыре задания правильно – «4» пять заданий правильно – «5»

Оценка

  • три задания правильно – «3»
  • четыре задания правильно – «4»
  • пять заданий правильно – «5»
 Рефлексия (самооценка).   Каждый учащийся выставляет себе итоговую оценку за урок в рабочей карте и отвечает на вопрос : Что удалось и что не удалось на уроке?

Рефлексия (самооценка).

  • Каждый учащийся выставляет себе итоговую оценку за урок в рабочей карте и отвечает на вопрос :

Что удалось и что не удалось на уроке?

 Домашнее задание §37  Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций между растворами веществ:  CuSO 4 и KOH  FeCl 3 и NaOH  Li OH и НС1  K 2 CO 3 и H 2 SO 4

Домашнее задание

§37

Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций между растворами веществ:

CuSO 4 и KOH

FeCl 3 и NaOH

Li OH и НС1

K 2 CO 3 и H 2 SO 4

Выберите смайлик характеризующий ваше настроение в итоге урока 1 2 3

Выберите смайлик характеризующий ваше настроение в итоге урока

1

2

3