






Открытый урок по химии
в 8-а
классе
Тема: «Кислоты, их состав, классификация и значение»
Провел:учитель химии
МКОУ «Аглобинская СОШ»
Дербентский район
Мамерзаева Рабия Исметовна
03.04.2018 год
Цели урока: познакомить учащихся с одним из важнейших классов неорганических соединений, изучить классификацию и номенклатуру кислот.
Задачи урока:
Образовательные:
организовать деятельность по формированию понятия «кислота»;
организовать деятельность по формированию умений и навыков определять кислоты, их состав, умений давать им названия, познакомить учащихся с важнейшими представителями класса неорганических кислот;
организовать деятельность по формированию умений и навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.
Развивающие:
совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете;
развивать умение учебного труда: умение конспектировать, наблюдать и т.д., развивать самостоятельность и умение работать в группе.
Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к знаниям, повышение мотивации к учению;
формировать умения высказывать свои взгляды, суждения, развивать химическую речь;
воспитывать толерантность: формировать уважительное, терпимое отношение друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в группе.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
работа в группах;
Методы и методические приемы на уроке:
объяснительно – иллюстративный (презентация, опорный конспект, практическая работа);
словесный (слово учителя, беседа с учащимися);
репродуктивный (создание проблемной ситуации, ответы на вопросы);
частично – поисковый, проблемный, исследовательский (игра «Крестики – нолики», практическая работа, работа с заданиями при классификации кислот).
Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, образцы кислот: соляная, серная, аскорбиновая, уксусная, лимонная, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы, тетради, рабочие листы, таблицы с формулами кислот.
Предполагаемые результаты обучения:
знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами.
уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
Ход урока:
Организационный момент (3 минуты)
Учитель: здравствуйте, ребята!
В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
Что мы носим, что едим,
Чем здоровью мы вредим?
Как кислоты выливать,
Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит!
Актуализация знаний (5-7 минут)
Учитель: с какими классами веществ вы уже успели познакомиться? Ученики: оксиды, гидриды и летучие водородные соединения, основания.
СаО, SО2, Fе2О3 , Nа2О, Сl2О7 (Слайд 1).
Учитель:
Загадка
Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется …
Ученики: Оксид.
Учитель: какие вещества называют оксидами?
Ученики: оксидами называют сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления -2.
Учитель:
Загадка
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название
Ведь эти вещества…
Ученики: основания.
Учитель: какие основания вы видите на слайде? Дайте определение основаниям.
Ученики: основаниями называются сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона.
Учитель: отчего зависит число гидроксильных групп в основании?
Ученики: от степени окисления металла.
Учитель: а сейчас вы покажите, как научились составлять формулы оксидов и оснований по их названиям, классифицировать основания по их растворимости в воде. С этой целью проведем небольшую проверочную работу. Время выполнения работы 5 минут. (Слайд 2)
Проверочная работа по теме “Оксиды. Основания” Вам даны для выполнения два задания, но каждое из них имеет два варианта. Самостоятельно выберите себе по желанию и выполните один из вариантов задания. При правильном выполнении заданий варианта № 1 вы получите отметку – четыре; варианта № 2 – пять. Выполнять можно только один вариант из предложенных. |
Вариант № 1. 1. Запишите формулы оснований: вариант № 1: гидроксид натрия, гидроксид цинка. вариант № 2: гидроксид меди (II), гидроксид алюминия. 2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам: вариант № 1: гидроксид натрия, гидроксид цинка. вариант № 2: гидроксид меди (II), гидроксид алюминия. 3. Запишите из предложенных в заданиях № 1, 2 гидроксидов основание не растворимое в воде. | Вариант № 2. 1. Запишите формулы оснований: вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид кальция. вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид бария. 2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам: вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид кальция вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид бария. 3. Запишите из предложенных в заданиях № 1, 2 гидроксидов основание растворимое в воде. |
Учитель: обменяйтесь листами с выполненным заданием с соседом по парте и проведите взаимопроверку. Правильные ответы выведены на слайд. Поставьте соответствующую отметку в оценочный лист. (Слайд 3)
Физкультминутка (1 минута)
Гимнастика для глаз
Сели спокойно. Выполняем упражнения.
Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!
На таблицу вверх посмотрим,
А теперь в свою тетрадь,
Влево, вправо, поморгали,
И по кругу пробежали.
Мы глаза зажмурим снова.
Продолжать урок готовы?
Открываем глазки снова!
Задание на классификацию соединений. (Слайд 4)
Учитель: распределите приведенные вещества на три группы. Назовите эти группы.
СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4 .
Оксиды | Основания | Кислоты |
СаО, СuО, Н2О, Сl2О7 | Аl(ОН)3, Fе(ОН)2, NаОН | НСl, НNО3, Н2SО4 |
Ученики: выполняют задание в рабочей тетради.
Вывод: первая группа – оксиды, вторая группа – основания, третья группа – неизвестный класс соединений. (Слайд 5)
Изучение нового материала (20 минут)
Учитель: в третью группу вы поместили пока что незнакомые вам вещества, а как они называются, вы узнаете, отгадав загадку.
С водорода всегда начинаюсь,
С основанием в соль превращаюсь,
Крашу лакмус в красный цвет,
А металла во мне нет. (Кислота)
А вам встречалось слово кислота? Что обозначает это слово? Выделите в этом слове корень. Определите лексическое значение слова. Подберите однокоренные слова.
Ученики: отвечают на вопросы учителя.
Учитель: теперь попробуем совместно сформулировать тему урока.
Ученики (совместно с учителем): формулируют тему урока «Кислоты: состав, классификация и значение».
Учитель: запишите тему урока в рабочие тетради (Слайд 6).
Что же нам необходимо узнать о кислотах? («Дерево целей»)
На доске вывешивается плакат с нарисованным деревом. На партах у учеников лежат листочки с написанными целями (изучить состав кислот, формулы кислот, названия кислот, классификации кислот, значение кислот, правила техники безопасности, признаки действия кислот на индикаторы, номенклатура кислот). По очереди ученики подходят к дереву и крепят к нему листочки с целями урока, определяя при этом первостепенные цели.
Учитель: исходя из тех целей, которые вы определили для нашего урока, составьте план изучения кислот.
Ученики:
План изучения кислот (Слайд 7).
Состав.
Классификация.
Номенклатура и соответствующие оксиды
Значение и применение.
Правила техники безопасности при работе с кислотами.
Состав кислот (Слайд 8).
Учитель: вы видите формулы трех кислот: хлороводородной НСl, серной Н2SО4 и фосфорной кислот Н3РО4. Что общего в их составе? Обратите внимание на начало формулы. С атома какого элемента начинается формула каждой из этих трех кислот?
Ученики: присутствие в их составе атомов водорода, с которого начинаются все три формулы.
Учитель: остальная часть называется кислотным остатком. Исходя из состава, дайте определение кислотам.
Ученики: пытаются формулировать определение самостоятельно.

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Классификация кислот
А) по происхождению (органические и неорганические)
Учитель: ребята, а где вы могли встречаться с кислотами?
Ученики: в быту – лимонная кислота, уксусная кислота, яблочная кислота.
Учитель: правильно! Все многообразие кислот делят на две группы: органические и неорганические. Неорганические кислоты, в свою очередь, классифицируют следующим образом. (Слайд 9).
Б) по наличию кислорода.
Учитель: обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это отличие?
Правильно, кислотные остатки серной, азотной, фосфорной и хлорной кислот содержат кислород, а кислотные остатки хлороводородной, бромоводородной, сероводородной и фтороводородной кислот кислорода не содержат.
Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы.
Какие? (бескислородные и кислородсодержащие)
Ученики: бескислородные и кислородсодержащие. (Слайд 10)
Учитель: приведите примеры бескислородных и кислородсодеражщих кислот из таблицы.
Ученики: пользуясь таблицей, называют бескислородные и кислородсодержащие кислоты.
В) Классификация кислот по основности.
Учитель: посмотрите на формулы кислот на доске. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?
Основность – число атомов водорода в кислоте. (Слайд 11).
Учитель: приведите примеры одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот из таблицы.
Учитель: по числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде образует отрицательно заряженный ион.
Учитель: Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.
Г) Классификация кислот по растворимости в воде
Учитель: кстати, способности растворяться в воде – ещё один признак классификации кислот. По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости. (Слайд 12).
Степень окисления элементов в кислотах и соответствующие кислотам оксиды. (Слайд 13).
+1 −1 +1 − 2 +1 х − 2 +5 − 2
НСl Н2S Н3РО4 → Р2О5 - фосфорная кислота
(+1) · 3 + х + (−2) · 4 = 0
х − 5 = 0
х = + 5
+1 + 3 − 2 +3 − 2
Н3РО3 → Р2О3 - фосфористая кислота
Определите оксиды, соответствующие кислотам. (Слайд 14).
Н2SО4 → SО3 НNО3 → N2О5
Н2SО3 → SО2 НNО2 → N2О3
Номенклатура кислот
Бескислородные кислоты:
К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о»
и слова «водородная кислота»
HCl – хлороводородная кислота Н2S – сероводородная кислота
Кислородсодержащие кислоты:
К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:
Если элемент проявляет высшую СО (равную № группы)
+6
– «-н» и окончание «-ая»: H2SO4
серная кислота
Если СО элемента ниже высшей +4
– «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3
сернистая кислота
Физкультминутка (1 минута)
На разминку – становись!
Вправо – влево покрутись,
Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать – Раз, два, три, четыре, пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой, раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за парты)
Значение кислот в природе и жизни человека (Слайд 15-17).
Кислоты в природе (муравьиная кислота – продукт выделения муравьев при опасности НСООН, лимонная кислота – в лимонах, яблочная кислота – в яблоках, щавелевая кислота – в щавеле)
Кислоты в жизни человека (лимонная кислота, аскорбиновая кислота – витамин, фолиевая кислота – витамин группы В)
В организме человека (при занятиях спортом в мышцах накапливается молочная кислота, соляная кислота – главная составляющая желудочного сока)
В кулинарии продуктах питания (уксусная кислота, лимонная кислота, яблочная кислота, винная кислота, молочная и масляная кислоты)
В медицине (аскорбиновая кислота, фолиевая кислота)
В народном хозяйстве
Хим. промышл., взрывчатые вещества | Серная кислота необходима для производства других кислот, поэтому ее называют хлебом химической промышленности. Серная кислота используется и при изготовлении почти всех взрывчатых веществ. |
Очистка нефтепродуктов | Много серной кислоты идёт для очистки нефтепродуктов – бензина, керосина и смазочных материалов – от вредных примесей |
Лекарственные препараты | Мыло и порошки готовят из соды и жирных кислот. Чтобы получить жирные кислоты из жиров и очистить их, нужна серная кислота. Используется для создания некоторых лекарств. |
Кожевенная промышленность | Для получения кожи из сырых шкур требуется освобождение их от волоса, смягчение, дубление, окраска. Все эти операции не могут обойтись без серной кислоты и ряда ее солей. На изготовление минеральных удобрений тратится около половины всей серной кислоты, получаемой на химических заводах. |
Аккумуляторы | Еще одна область применения серной кислоты – аккумуляторные батареи. В них используется специальная серная кислота – аккумуляторная. |
Металлургия, горнодобывающая промышленность | |
Правила техники безопасности при работе с кислотами. (Слайд 18)
Сообщение, заранее подготовленное учеником. В ХIХ веке в Германии жил и работал ученый Юстус Либих. Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечением помогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческого языка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчик не создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцев тринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. После очередного взрыва его выгнали, но занятий химией он не оставил и в возрасте 23 лет он стал профессором Гиссенского университета. Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. «Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?
(Нет. При работе с химическими веществами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх, т.к. кислоты обладают разъедающим действием)
Учитель: вспомните, какими веществами вы пользовались для определения среды раствора?
Ученики: индикаторами.
Учитель: можно ли использовать индикаторы, для определения кислоты? На этот вопрос вы ответите, когда выполните лабораторный опыт.
Закрепление знаний
Лабораторный опыт
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА: (см. приложение к уроку)
Форма работы: парная.
Время работы – 8-10 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами, жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности: (Слайд 18)
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее большим количеством воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
1 вариант (в паре): В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2 вариант (в паре): В пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу. (учитель помогает заполнять таблицу)
Действие кислот на индикаторы
Индикатор | Окраска индикатора в воде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) | Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Лакмус | Желтая | | |
Фенолфталеин | Бесцветная | | |
Метилоранж | Оранжевая | | |
Обсуждение результатов и формулирование выводов: (Слайд 19)
Учитель: какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?
Ученики: лакмус и метилоранж.
Учитель: одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?
Ученики:Да.
Учитель: какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
Ученики: лакмус стал красным, а метилоранж - розовым.
Учитель: на основании проведенных опытов какой можно сделать вывод?
Ученики: независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
Учитель: с чем же это связано?
Ученики: с наличием атомов водорода.
Домашнее задание. (Слайд 20)
Учитель: я предлагаю вам домашнее задание на выбор:
• обязательное: повторите данную тему по учебнику §20 и выполните письменно в тетради задание №3 стр. 107;
• дополнительное: повторите данную тему по учебнику §20 и составьте мини-кроссворд на 5-7 слов по теме «Кислоты»;
• творческое задание: сочините мини-рассказ, сказку по теме «Кислоты».
Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 21)
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнала…
Я научилась…
Интерес вызвало, то …
Я доволен собой, потому что…
Учитель: (Слайд 22)
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ.
13