СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по химии на тему"гидролиз органических соединений

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПРОВЕДЕННЫЙ В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ ГИДРОЛИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему"гидролиз органических соединений»











Открытый урок по химии

в 8-а

классе

Тема: «Кислоты, их состав, классификация и значение»

Провел:учитель химии

МКОУ «Аглобинская СОШ»

Дербентский район

Мамерзаева Рабия Исметовна

03.04.2018 год













Цели урока: познакомить учащихся с одним из важнейших классов неорганических соединений, изучить классификацию и номенклатуру кислот. 

Задачи урока:

Образовательные:

  • организовать деятельность по формированию понятия «кислота»;

  • организовать деятельность по формированию умений и навыков определять кислоты, их состав, умений давать им названия, познакомить учащихся с важнейшими представителями класса неорганических кислот;

  • организовать деятельность по формированию умений и навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.

Развивающие:

  • развивать синтезирующее мышление – развивать умения устанавливать единые признаки и свойства целого, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы;

  • совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете;

  • развивать умение учебного труда: умение конспектировать, наблюдать и т.д., развивать самостоятельность и умение работать в группе.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям, повышение мотивации к учению;

  • формировать умения высказывать свои взгляды, суждения, развивать химическую речь;

  • воспитывать толерантность: формировать уважительное, терпимое отношение друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в группе.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • работа в группах;

Методы и методические приемы на уроке:

  • объяснительно – иллюстративный (презентация, опорный конспект, практическая работа);

  • словесный (слово учителя, беседа с учащимися);

  • репродуктивный (создание проблемной ситуации, ответы на вопросы);

  • частично – поисковый, проблемный, исследовательский (игра «Крестики – нолики», практическая работа, работа с заданиями при классификации кислот).

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, образцы кислот: соляная, серная, аскорбиновая, уксусная, лимонная, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы, тетради, рабочие листы, таблицы с формулами кислот.

Предполагаемые результаты обучения:

  • знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами.

  • уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

Ход урока:

  1. Организационный момент (3 минуты)

Учитель: здравствуйте, ребята!

В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
Что мы носим, что едим,
Чем здоровью мы вредим?
Как кислоты выливать,
Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит!

  1. Актуализация знаний (5-7 минут)

Учитель: с какими классами веществ вы уже успели познакомиться? Ученики: оксиды, гидриды и летучие водородные соединения, основания.

СаО, SО2, Fе2О3 , Nа2О, Сl2О7 (Слайд 1).

Учитель:

Загадка
Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется …

Ученики: Оксид.

Учитель: какие вещества называют оксидами?

Ученики: оксидами называют сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления -2.

Учитель:

Загадка
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название
Ведь эти вещества…

Ученики: основания.

Учитель: какие основания вы видите на слайде? Дайте определение основаниям.

Ученики: основаниями называются сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона.

Учитель: отчего зависит число гидроксильных групп в основании?

Ученики: от степени окисления металла.

Учитель: а сейчас вы покажите, как научились составлять формулы оксидов и оснований по их названиям, классифицировать основания по их растворимости в воде. С этой целью проведем небольшую проверочную работу. Время выполнения работы 5 минут. (Слайд 2)












Проверочная работа по теме “Оксиды. Основания”

Вам даны для выполнения два задания, но каждое из них имеет два варианта. Самостоятельно выберите себе по желанию и выполните один из вариантов задания. При правильном выполнении заданий варианта № 1 вы получите отметку – четыре; варианта № 2 – пять. Выполнять можно только один вариант из предложенных.

Вариант № 1.

1. Запишите формулы оснований:

вариант № 1гидроксид натрия, гидроксид цинка.

вариант № 2: гидроксид меди (II), гидроксид алюминия.

2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам:

вариант № 1: гидроксид натрия, гидроксид цинка.

вариант № 2: гидроксид меди (II), гидроксид алюминия.

3. Запишите из предложенных в заданиях № 1, 2 гидроксидов основание не растворимое в воде.

Вариант № 2.

1. Запишите формулы оснований:

вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид кальция.

вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид бария.

2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам:

вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид кальция

вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид бария.



3. Запишите из предложенных в заданиях № 1, 2 гидроксидов основание растворимое в воде.

Учитель: обменяйтесь листами с выполненным заданием с соседом по парте и проведите взаимопроверку. Правильные ответы выведены на слайд. Поставьте соответствующую отметку в оценочный лист. (Слайд 3)

Физкультминутка (1 минута)

Гимнастика для глаз

Сели спокойно. Выполняем упражнения.

Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!

На таблицу вверх посмотрим,

А теперь в свою тетрадь,

Влево, вправо, поморгали,

И по кругу пробежали.

Мы глаза зажмурим снова.

Продолжать урок готовы?

Открываем глазки снова!

Задание на классификацию соединений. (Слайд 4)

Учитель: распределите приведенные вещества на три группы. Назовите эти группы.

СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н24 .

Оксиды

Основания

Кислоты

СаО, СuО, Н2О, Сl2О7

Аl(ОН)3, Fе(ОН)2, NаОН

НСl, НNО3, Н24





Ученики: выполняют задание в рабочей тетради.

Вывод: первая группа – оксиды, вторая группа – основания, третья группа – неизвестный класс соединений. (Слайд 5)

  1. Изучение нового материала (20 минут)

Учитель: в третью группу вы поместили пока что незнакомые вам вещества, а как они называются, вы узнаете, отгадав загадку.

С водорода всегда начинаюсь,

С основанием в соль превращаюсь,

Крашу лакмус в красный цвет,

А металла во мне нет. (Кислота)

А вам встречалось слово кислота? Что обозначает это слово? Выделите в этом слове корень. Определите лексическое значение слова. Подберите однокоренные слова.

Ученики: отвечают на вопросы учителя.

Учитель: теперь попробуем совместно сформулировать тему урока.

Ученики (совместно с учителем): формулируют тему урока «Кислоты: состав, классификация и значение».

Учитель: запишите тему урока в рабочие тетради (Слайд 6).

Что же нам необходимо узнать о кислотах? («Дерево целей»)

На доске вывешивается плакат с нарисованным деревом. На партах у учеников лежат листочки с написанными целями (изучить состав кислот, формулы кислот, названия кислот, классификации кислот, значение кислот, правила техники безопасности, признаки действия кислот на индикаторы, номенклатура кислот). По очереди ученики подходят к дереву и крепят к нему листочки с целями урока, определяя при этом первостепенные цели.

Учитель: исходя из тех целей, которые вы определили для нашего урока, составьте план изучения кислот.

Ученики:

План изучения кислот (Слайд 7).

  1. Состав.

  2. Классификация.

  3. Номенклатура и соответствующие оксиды

  4. Значение и применение.

  5. Правила техники безопасности при работе с кислотами.

  1. Состав кислот (Слайд 8).

Учитель: вы видите формулы трех кислот: хлороводородной НСl, серной Н24 и фосфорной кислот Н3РО4. Что общего в их составе? Обратите внимание на начало формулы. С атома какого элемента начинается формула каждой из этих трех кислот?

Ученики: присутствие в их составе атомов водорода, с которого начинаются все три формулы.

Учитель: остальная часть называется кислотным остатком. Исходя из состава, дайте определение кислотам.

Ученики: пытаются формулировать определение самостоятельно.


Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.


  1. Классификация кислот

А) по происхождению (органические и неорганические)

Учитель: ребята, а где вы могли встречаться с кислотами?

Ученики: в быту – лимонная кислота, уксусная кислота, яблочная кислота.

Учитель: правильно! Все многообразие кислот делят на две группы: органические и неорганические. Неорганические кислоты, в свою очередь, классифицируют следующим образом. (Слайд 9).

Б) по наличию кислорода.

Учитель: обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это отличие?

Правильно, кислотные остатки серной, азотной, фосфорной и хлорной кислот содержат кислород, а кислотные остатки хлороводородной, бромоводородной, сероводородной и фтороводородной кислот кислорода не содержат.

Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы.

Какие? (бескислородные и кислородсодержащие)

Ученики: бескислородные и кислородсодержащие. (Слайд 10)

Учитель: приведите примеры бескислородных и кислородсодеражщих кислот из таблицы.

Ученики: пользуясь таблицей, называют бескислородные и кислородсодержащие кислоты.

В) Классификация кислот по основности.

Учитель: посмотрите на формулы кислот на доске. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?

Основность – число атомов водорода в кислоте. (Слайд 11).

Учитель: приведите примеры одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот из таблицы.

Учитель: по числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде образует отрицательно заряженный ион.

Учитель: Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.

Г) Классификация кислот по растворимости в воде

Учитель: кстати, способности растворяться в воде – ещё один признак классификации кислот. По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости. (Слайд 12).

  1. Степень окисления элементов в кислотах и соответствующие кислотам оксиды. (Слайд 13).

+1 −1 +1 − 2 +1 х − 2 +5 − 2

НСl Н2S Н3РО4 → Р2О5 - фосфорная кислота

(+1) · 3 + х + (−2) · 4 = 0

х − 5 = 0

х = + 5

+1 + 3 − 2 +3 − 2

Н3РО3 → Р2О3 - фосфористая кислота

Определите оксиды, соответствующие кислотам. (Слайд 14).


Н24 → SО3 НNО3 → N2О5

Н23 → SО2 НNО2 → N2О3

Номенклатура кислот

Бескислородные кислоты:

К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о»

и слова «водородная кислота»

HCl – хлороводородная кислота Н2S – сероводородная кислота

Кислородсодержащие кислоты:

К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:

Если элемент проявляет высшую СО (равную № группы)

+6

– «-н» и окончание «-ая»: H2SO4

серная кислота

Если СО элемента ниже высшей +4

– «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3

сернистая кислота

Физкультминутка (1 минута)

На разминку – становись!

Вправо – влево покрутись,

Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево.) 

Начинаем приседать – Раз, два, три, четыре, пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.) 

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) 

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой, раз-два. (Ходьба на месте.) 

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за парты)  

  1. Значение кислот в природе и жизни человека (Слайд 15-17).

  • Кислоты в природе (муравьиная кислота – продукт выделения муравьев при опасности НСООН, лимонная кислота – в лимонах, яблочная кислота – в яблоках, щавелевая кислота – в щавеле)

  • Кислоты в жизни человека (лимонная кислота, аскорбиновая кислота – витамин, фолиевая кислота – витамин группы В)

  • В организме человека (при занятиях спортом в мышцах накапливается молочная кислота, соляная кислота – главная составляющая желудочного сока)

  • В кулинарии продуктах питания (уксусная кислота, лимонная кислота, яблочная кислота, винная кислота, молочная и масляная кислоты)

  • В медицине (аскорбиновая кислота, фолиевая кислота)

  • В народном хозяйстве

  1. Хим. промышл., взрывчатые вещества

Серная кислота необходима для производства других кислот, поэтому ее называют хлебом химической промышленности. Серная кислота используется и при изготовлении почти всех взрывчатых веществ.

  1. Очистка нефтепродуктов

Много серной кислоты идёт для очистки нефтепродуктов – бензина, керосина и смазочных материалов – от вредных примесей

  1. Лекарственные препараты

Мыло и порошки готовят из соды и жирных кислот. Чтобы получить жирные кислоты из жиров и очистить их, нужна серная кислота. Используется для создания некоторых лекарств.

  1. Кожевенная промышленность

Для получения кожи из сырых шкур требуется освобождение их от волоса, смягчение, дубление, окраска. Все эти операции не могут обойтись без серной кислоты и ряда ее солей.

На изготовление минеральных удобрений тратится около половины всей серной кислоты, получаемой на химических заводах.

  1. Аккумуляторы

Еще одна область применения серной кислоты – аккумуляторные батареи. В них используется специальная серная кислота – аккумуляторная.

  1. Металлургия, горнодобывающая промышленность



  • Кислотные дожди (в дождевой воде находится слабый раствор угольной, азотной и серной кислот, с дождями ежегодно на Землю выпадает 100 миллионов тонн растворов кислот).

  1. Правила техники безопасности при работе с кислотами. (Слайд 18)

Сообщение, заранее подготовленное учеником. В ХIХ веке в Германии жил и работал ученый Юстус Либих.  Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечением помогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческого языка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчик не создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцев тринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. После очередного взрыва его выгнали, но занятий химией он не оставил и в возрасте 23 лет он стал профессором Гиссенского университета. Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. «Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?

(Нет. При работе с химическими веществами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх, т.к. кислоты обладают разъедающим действием)

Учитель: вспомните, какими веществами вы пользовались для определения среды раствора?

Ученики: индикаторами.

Учитель: можно ли использовать индикаторы, для определения кислоты? На этот вопрос вы ответите, когда выполните лабораторный опыт.

  1. Закрепление знаний

Лабораторный опыт

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА: (см. приложение к уроку)
Форма работы: парная.
Время работы – 8-10 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.

Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами, жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.

Правила техники безопасности: (Слайд 18)
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее большим количеством воды.
Проведение опыта и оформление результатов:

1 вариант (в паре): В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

2 вариант (в паре): В пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В 3-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу. (учитель помогает заполнять таблицу)

Действие кислот на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl)

Окраска индикатора в лимонной кислоте

Лакмус

Желтая



Фенолфталеин

Бесцветная



Метилоранж

Оранжевая



Обсуждение результатов и формулирование выводов: (Слайд 19)

Учитель: какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?

Ученики: лакмус и метилоранж.
Учитель: одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?

Ученики:Да.
Учитель: какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
Ученики: лакмус стал красным, а метилоранж - розовым.
Учитель: на основании проведенных опытов какой можно сделать вывод?
Ученики: независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
Учитель: с чем же это связано?

Ученики: с наличием атомов водорода.

  1. Домашнее задание. (Слайд 20)

Учитель: я предлагаю вам домашнее задание на выбор:

• обязательное: повторите данную тему по учебнику §20 и выполните письменно в тетради задание №3 стр. 107;

• дополнительное: повторите данную тему по учебнику §20 и составьте мини-кроссворд на 5-7 слов по теме «Кислоты»;

• творческое задание: сочините мини-рассказ, сказку по теме «Кислоты».

  1. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 21)

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Продолжите фразу:

  1. Сегодня на уроке я узнала…

  2. Я научилась…

  3. Интерес вызвало, то …

  4. Я доволен собой, потому что…


Учитель: (Слайд 22)

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи

Человек рождается на свет…

Для чего? Ищите свой ответ.



13