СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по химии по теме «Типы химических реакций»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии по теме «Типы химических реакций»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

357364 Ставропольский край, Предгорный район, станица Бекешевская, улица Ленина, 80

e-mail bekeshschool3@mail.ru тел/факс 8(87961) 41161; 8(879) 41272







Открытый урок по химии

Тема: «Типы химических реакций»
















Учитель: Асланова Заира Инальевна
МБОУ СОШ №3











2023 год



Цели урока:

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о классификации химических реакций, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,

  2. Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

  3. Воспитательные: формирование химической культуры.
    Продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе. 


Планируемые результаты:

Урок должен помочь обучающимся восьмого класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

     1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

      2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.

      3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

     4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Форма учебного процесса: классный урок.


Тип урока: метапредметный урок

Вид урока: урок – беседа.

Методы и методические приемы: беседа, видеоэксперимент, демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты.


Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран.

На столах обучающихся: ящики с лабораторным оборудованием, карта ориентировочной основы действий (ООД).





Ход урока



Горела свеча и воском рыдала...

Возьмите огонь, любви кому мало,

Кому не хватает тепла, что от глаз -

Горю я душой, горю я для вас.

Горела свеча и воском рыдала.

Дом, что без свеч - уюта в нем мало... (музыкальное сопровождение)


Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на уроке. Ребята, какие у вас возникают ассоциации и чувства, когда вы смотрите на пламя свечи? (Ответы учеников.)

Какие события вашей жизни вы вспоминаете?


Образ живой, горящей свечи, наполняет дом, комнату, помещение, жилище - живым теплом. Согревает душу, очищает мысли и сердце от негатива. Настраивает на хороший, позитивный лад, придает гармонии внутреннему пространству. Блики, языки пламени -- стирают всё наносное, старое, отжившее, обновляют восприятие мира и себя в окружающем пространстве.

Ребята это ощущение тепла и радости лишь одна сторона нашей жизни.

Как Вы думаете, что может быть обратной стороной чувства спокойствия. (Ответы детей)

Скажите, какая природная катастрофа тоже сопровождается выделением тепла и света, но вызывает в нас в полнее обратные эмоции… (Ответы учащихся – пожары вулканы)

Как вы думаете, можно ли в кабинете воспроизвести процесс вулкана?

Сегодня, специально для Вас, проснётся самый красивый и самый удивительный вулкан на нашей планете! Давайте посмотрим на этот процесс….(опыт сопровождается с видеороликом «Извержение вулкана»)


Учитель показывает опыт «Вулканчик» на примере разложения дихромата аммония.

Как можно описать этот опыт одним словом? (Ответы учащихся.)

Ребята, а Вы когда – ни будь, задумывались, что всё, что происходит внутри нас, всё что происходит вокруг нас - это химические процессы, это химические реакции. В одной клетке человеческого организма одновременно происходит более 2000 реакций. Вы только задумайтесь, более 2000!

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами? Какая тема нашего сегодняшнего урока (Ответ: Химические реакции)

-Правильно! Тема сегодняшнего урока «Химические реакции» и мы попробуем вместе с вами классифицировать химические реакции и назвать их типы.

А как можно классифицировать химические реакции? Что обозначает слово классифицировать?

В качестве примера решим такую задачку: откройте свой пенал и внимательно рассмотрите его содержимое. Что в нем находится? Скорее всего это ручки, карандаши - простые и цветные, ластики, линейки и т.д. А теперь попробуйте разложить все это по кучкам. Как? Как захотите - вариантов может быть несколько:

по цвету корпуса;

по материалу, из которого предмет изготовлен,

по назначению.

Обратите внимание, что в каждом случае один и тот же предмет может попадать в разную кучку, состав каждой кучки может меняться. Почему так получается? Дело в том, что каждый раз при делении объектов вы выбирали какое-то одно свойство, которое оказалось общим для них. Такое свойство называют признаком, на основе которого классифицируют (то есть разделяют) объекты.

Огромное число химических реакций может быть сгруппировано в несколько типов реакций, которым присущи вполне определенные признаки. В качестве классификационных признаков могут быть выбраны следующие:

1.Классификация по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

2. Классификация по наличию катализатора

3. Классификация по числу фаз, в которых находятся участники реакции.

4. Классификация реакций по типу переносимых частиц

5. Классификация по возможности протекания реакции в прямом и обратном направлении.

6. Классификация по знаку теплового эффекта реакции.

Сегодня мы с вами рассмотрим классификацию по числу и составу реагентов и конечных веществ.

Теперь я хочу обратить Ваше внимание на слайды с картинками. Давайте посмотрим и попробуем связать картину в единое целое и назвать его одним словом. Потом мы попробуем эти картинки связать с химией и вы должны будете назвать тип химической реакции. Будьте внимательны!

Презентация ( вопросы и ответы)

«Ни одна наука не нуждается в эксперименте, как химия»

М. Фарадей

Чтобы вы запомнили типы реакций предлагаю вам посмотреть видеоэксперимент и сказать к какому типу химических реакций вы бы его отнесли?

Видеофрагмент

Взаимодействие алюминия с бромом.


Бром в обычных условиях - тяжёлая красно-бурая жидкость. Бром - единственный жидкий неметалл. Бром ядовит, имеет резкий, неприятный, удушливый запах. Бром по свойствам сходен с хлором, но менее активен, легко испаряется, образуя бурые пары. В круглодонную колбу нальём немного брома. Опустим в колбу кусочек алюминиевой фольги. Закроем колбу пробкой с хлоркальциевой трубкой, в которую насыпан активированный уголь. Уголь служит для поглощения паров брома. Через некоторое время алюминий раскаляется и энергично сгорает с образованием бромида алюминия.

Техника безопасности: соблюдать правила работы с жидким бромом. Использовать резиновые перчатки при переливании брома. Переливание брома проводить только под тягой!



К доске выходит ученик. Анализирует уравнение протекающей химической реакции и расставляет коэффициенты:

2Al + 3Br2 2AlBr3 – реакция соединения


После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:

  • назовите в этой химической реакции реагенты и продукт. Какие из них являются простыми веществами, а какое – сложным?

  • как бы Вы определили тип этой химической реакции?

  • дайте определение реакции соединения.

Проведение демонстрационного опыта (Опыт «Вулкан»).

На демонстрационном столе расстелить лист бумаги, на который положить асбестовую сетку. Высыпать на асбестовую сетку (NH4)2Cr2O7 и придать ему форму «вулкана». Центр холмика можно смочить спиртом. Зажигается «вулкан» спичкой.

К доске выходит второй ученик. Анализирует уравнение протекающей химической реакции и расставляет коэффициенты:

(NH4)2Cr2O7  N2 + Cr2O3 + 4H2O – реакция разложения


После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:

  • что происходит с исходным веществом?

  • назовите в этой химической реакции реагент и продукты.

  • как бы Вы определили тип этой химической реакции?

  • дайте определение реакции разложения.

А теперь давайте вместе выполним лабораторные опыты, и определим ещё два типа химических реакций. Перед Вами лежат листы с лабораторным опытом. Познакомьтесь и смело приступайте к опыту, соблюдая правила ТБ, т.е. не подносите пробирку к носу, и не держите пробирку горлышком к себе и к своему товарищу. В случае попадания жидкости на руки, просто помойте холодной водой, потому - что в пробирках находятся неорганические соли, не опасные для здоровья.

Проведение лабораторных опытов (работа парами):


Опыт №1

В пробирку с гвоздиком приливаем голубой раствор CuCl2 и наблюдаем (через некоторое время на гвозде появляется налёт меди, а раствор приобретает зелёное окрашивание).

К доске выходит 3-ий ученик. Анализируем уравнение протекающей химической реакции:

Fe + CuCl2  Cu + FeCl2 – реакция замещения


После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:

  • назовите в этой химической реакции реагенты и продукты. Какие из них являются простыми, а какие – сложными веществами?

  • что происходит в результате химической реакции с реагентами?

  • как бы Вы определили тип этой химической реакции?

  • дайте определение реакции замещения.

Опыт№2

В пробирку с раствором CuSO4 приливаем раствор BaCl2 (наблюдается выпадение белого осадка).

  1. К доске выходит 4-ый ученик.

  2. Анализируем уравнение протекающей химической реакции:

CuSO4+ BaCl2=BaSO4 +CuCl2–реакция обмена

После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:

  • назовите в этой химической реакции реагенты и продукты.

  • что происходит в результате химической реакции с реагентами?

  • как бы Вы определили тип этой химической реакции?

дайте определение реакции обмена.

Закрепление материала:

Давайте выполним следующее задание.

К каким типам химических реакций относятся уравнения, приведённые в таблице «Угадай слово»? Правильно определите тип каждой химической реакции, и в соответствующих графах таблицы найдите соответствующие буквы, а из букв сложите слово.










Игра «Угадай слово».


Уравнения реакций

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

А

Я

Р

Б

2Fe(OH)3 =Fe2O3 + 3H2O

Ю

Е

В

Э

2Ca + O2 =2CaO

А

Г

Ъ

Д

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

Ч

Л

Ц

К

2HgO = 2Hg + O2

Ж

Ц

Х

З

Br2 + 2KI = 2KBr + I2

Ф

О

И

У

2Al + 3Cl2 = 2AlCl3

Я

М

Т

Н


Слово «Реакция».


Подведение итогов урока:

Учитель:

Напомните мне тему нашего урока?

Какие типы химических реакций Вы узнали?


Как Вы считаете, между нами сегодня на уроке протекала «реакция», какого типа? (Ответ: Да, реакция обмена.)

Чем мы с Вами обменивались? (информацией, эмоциями…)

А давайте, чтобы на позитивной ноте закончить наш сегодняшний урок, составим с Вами синквейн на тему нашего сегодняшнего урока «Реакция»

Дети составляют синквейны и зачитываю его.

Сегодня на уроке научились классифицировать химические реакции по различным признакам. Один из них мы разобрали более подробно - это типы химической реакции по числу и составу реагентов и конечных веществ. Это реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

Домашнее задание

§ 27

Задания I уровня: упражнение №2

Задание II уровня: упражнение №3

Творческое задание: оформить на альбомном листе работу, где необходимо привести примеры разных типов реакций и нарисовать рисунки, иллюстрирующие эти типы.

Примеры таких работ приведены на следующих слайдах.

Ребята, я хочу всех вас поблагодарить за такой добрый и эмоциональный урок, я рада, что мне выпала честь провести его именно в Вашем классе с такими умными детьми, Надеюсь, каждый раз когда Вы будете зажигать свечи, Вы будете вспоминать про наш с Вами сегодняшний урок при свечах. Благодарю Вас!

Благодарю за совместную работу!!!!








11