МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357364 Ставропольский край, Предгорный район, станица Бекешевская, улица Ленина, 80
e-mail bekeshschool3@mail.ru тел/факс 8(87961) 41161; 8(879) 41272
Открытый урок по химии
Тема: «Типы химических реакций»
Учитель: Асланова Заира Инальевна
МБОУ СОШ №3
2023 год
Цели урока:
Образовательные: систематизировать знания обучающихся о классификации химических реакций, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: формирование химической культуры.
Продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.
Планируемые результаты:
Урок должен помочь обучающимся восьмого класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.
3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: метапредметный урок
Вид урока: урок – беседа.
Методы и методические приемы: беседа, видеоэксперимент, демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран.
На столах обучающихся: ящики с лабораторным оборудованием, карта ориентировочной основы действий (ООД).
Ход урока
Горела свеча и воском рыдала...
Возьмите огонь, любви кому мало,
Кому не хватает тепла, что от глаз -
Горю я душой, горю я для вас.
Горела свеча и воском рыдала.
Дом, что без свеч - уюта в нем мало... (музыкальное сопровождение)
Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на уроке. Ребята, какие у вас возникают ассоциации и чувства, когда вы смотрите на пламя свечи? (Ответы учеников.)
Какие события вашей жизни вы вспоминаете?
Образ живой, горящей свечи, наполняет дом, комнату, помещение, жилище - живым теплом. Согревает душу, очищает мысли и сердце от негатива. Настраивает на хороший, позитивный лад, придает гармонии внутреннему пространству. Блики, языки пламени -- стирают всё наносное, старое, отжившее, обновляют восприятие мира и себя в окружающем пространстве.
Ребята это ощущение тепла и радости лишь одна сторона нашей жизни.
Как Вы думаете, что может быть обратной стороной чувства спокойствия. (Ответы детей)
Скажите, какая природная катастрофа тоже сопровождается выделением тепла и света, но вызывает в нас в полнее обратные эмоции… (Ответы учащихся – пожары вулканы)
Как вы думаете, можно ли в кабинете воспроизвести процесс вулкана?
Сегодня, специально для Вас, проснётся самый красивый и самый удивительный вулкан на нашей планете! Давайте посмотрим на этот процесс….(опыт сопровождается с видеороликом «Извержение вулкана»)
Учитель показывает опыт «Вулканчик» на примере разложения дихромата аммония.
Как можно описать этот опыт одним словом? (Ответы учащихся.)
Ребята, а Вы когда – ни будь, задумывались, что всё, что происходит внутри нас, всё что происходит вокруг нас - это химические процессы, это химические реакции. В одной клетке человеческого организма одновременно происходит более 2000 реакций. Вы только задумайтесь, более 2000!
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами? Какая тема нашего сегодняшнего урока (Ответ: Химические реакции)
-Правильно! Тема сегодняшнего урока «Химические реакции» и мы попробуем вместе с вами классифицировать химические реакции и назвать их типы.
А как можно классифицировать химические реакции? Что обозначает слово классифицировать?
В качестве примера решим такую задачку: откройте свой пенал и внимательно рассмотрите его содержимое. Что в нем находится? Скорее всего это ручки, карандаши - простые и цветные, ластики, линейки и т.д. А теперь попробуйте разложить все это по кучкам. Как? Как захотите - вариантов может быть несколько:
по цвету корпуса;
по материалу, из которого предмет изготовлен,
по назначению.
Обратите внимание, что в каждом случае один и тот же предмет может попадать в разную кучку, состав каждой кучки может меняться. Почему так получается? Дело в том, что каждый раз при делении объектов вы выбирали какое-то одно свойство, которое оказалось общим для них. Такое свойство называют признаком, на основе которого классифицируют (то есть разделяют) объекты.
Огромное число химических реакций может быть сгруппировано в несколько типов реакций, которым присущи вполне определенные признаки. В качестве классификационных признаков могут быть выбраны следующие:
1.Классификация по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
2. Классификация по наличию катализатора
3. Классификация по числу фаз, в которых находятся участники реакции.
4. Классификация реакций по типу переносимых частиц
5. Классификация по возможности протекания реакции в прямом и обратном направлении.
6. Классификация по знаку теплового эффекта реакции.
Сегодня мы с вами рассмотрим классификацию по числу и составу реагентов и конечных веществ.
Теперь я хочу обратить Ваше внимание на слайды с картинками. Давайте посмотрим и попробуем связать картину в единое целое и назвать его одним словом. Потом мы попробуем эти картинки связать с химией и вы должны будете назвать тип химической реакции. Будьте внимательны!
Презентация ( вопросы и ответы)
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте, как химия»
М. Фарадей
Чтобы вы запомнили типы реакций предлагаю вам посмотреть видеоэксперимент и сказать к какому типу химических реакций вы бы его отнесли?
Видеофрагмент
Взаимодействие алюминия с бромом.
Бром в обычных условиях - тяжёлая красно-бурая жидкость. Бром - единственный жидкий неметалл. Бром ядовит, имеет резкий, неприятный, удушливый запах. Бром по свойствам сходен с хлором, но менее активен, легко испаряется, образуя бурые пары. В круглодонную колбу нальём немного брома. Опустим в колбу кусочек алюминиевой фольги. Закроем колбу пробкой с хлоркальциевой трубкой, в которую насыпан активированный уголь. Уголь служит для поглощения паров брома. Через некоторое время алюминий раскаляется и энергично сгорает с образованием бромида алюминия.
Техника безопасности: соблюдать правила работы с жидким бромом. Использовать резиновые перчатки при переливании брома. Переливание брома проводить только под тягой!
К доске выходит ученик. Анализирует уравнение протекающей химической реакции и расставляет коэффициенты:
2Al + 3Br2 2AlBr3 – реакция соединения
После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:
назовите в этой химической реакции реагенты и продукт. Какие из них являются простыми веществами, а какое – сложным?
как бы Вы определили тип этой химической реакции?
дайте определение реакции соединения.
Проведение демонстрационного опыта (Опыт «Вулкан»).
На демонстрационном столе расстелить лист бумаги, на который положить асбестовую сетку. Высыпать на асбестовую сетку (NH4)2Cr2O7 и придать ему форму «вулкана». Центр холмика можно смочить спиртом. Зажигается «вулкан» спичкой.
К доске выходит второй ученик. Анализирует уравнение протекающей химической реакции и расставляет коэффициенты:
(NH4)2Cr2O7 N2 + Cr2O3 + 4H2O – реакция разложения
После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:
что происходит с исходным веществом?
назовите в этой химической реакции реагент и продукты.
как бы Вы определили тип этой химической реакции?
дайте определение реакции разложения.
А теперь давайте вместе выполним лабораторные опыты, и определим ещё два типа химических реакций. Перед Вами лежат листы с лабораторным опытом. Познакомьтесь и смело приступайте к опыту, соблюдая правила ТБ, т.е. не подносите пробирку к носу, и не держите пробирку горлышком к себе и к своему товарищу. В случае попадания жидкости на руки, просто помойте холодной водой, потому - что в пробирках находятся неорганические соли, не опасные для здоровья.
Проведение лабораторных опытов (работа парами):
Опыт №1
В пробирку с гвоздиком приливаем голубой раствор CuCl2 и наблюдаем (через некоторое время на гвозде появляется налёт меди, а раствор приобретает зелёное окрашивание).
К доске выходит 3-ий ученик. Анализируем уравнение протекающей химической реакции:
Fe + CuCl2 Cu + FeCl2 – реакция замещения
После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:
назовите в этой химической реакции реагенты и продукты. Какие из них являются простыми, а какие – сложными веществами?
что происходит в результате химической реакции с реагентами?
как бы Вы определили тип этой химической реакции?
дайте определение реакции замещения.
Опыт№2
В пробирку с раствором CuSO4 приливаем раствор BaCl2 (наблюдается выпадение белого осадка).
К доске выходит 4-ый ученик.
Анализируем уравнение протекающей химической реакции:
CuSO4+ BaCl2=BaSO4 +CuCl2–реакция обмена
После записи на доске уравнения химической реакции учитель обращается к классу. Ответьте на вопросы:
назовите в этой химической реакции реагенты и продукты.
что происходит в результате химической реакции с реагентами?
как бы Вы определили тип этой химической реакции?
дайте определение реакции обмена.
Закрепление материала:
Давайте выполним следующее задание.
К каким типам химических реакций относятся уравнения, приведённые в таблице «Угадай слово»? Правильно определите тип каждой химической реакции, и в соответствующих графах таблицы найдите соответствующие буквы, а из букв сложите слово.
Игра «Угадай слово».
Уравнения реакций | Типы химических реакций |
соединения | разложения | замещения | обмена |
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 | А | Я | Р | Б |
2Fe(OH)3 =Fe2O3 + 3H2O | Ю | Е | В | Э |
2Ca + O2 =2CaO | А | Г | Ъ | Д |
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O | Ч | Л | Ц | К |
2HgO = 2Hg + O2 | Ж | Ц | Х | З |
Br2 + 2KI = 2KBr + I2 | Ф | О | И | У |
2Al + 3Cl2 = 2AlCl3 | Я | М | Т | Н |
Слово «Реакция».
Подведение итогов урока:
Учитель:
Напомните мне тему нашего урока?
Какие типы химических реакций Вы узнали?
Как Вы считаете, между нами сегодня на уроке протекала «реакция», какого типа? (Ответ: Да, реакция обмена.)
Чем мы с Вами обменивались? (информацией, эмоциями…)
А давайте, чтобы на позитивной ноте закончить наш сегодняшний урок, составим с Вами синквейн на тему нашего сегодняшнего урока «Реакция»
Дети составляют синквейны и зачитываю его.
Сегодня на уроке научились классифицировать химические реакции по различным признакам. Один из них мы разобрали более подробно - это типы химической реакции по числу и составу реагентов и конечных веществ. Это реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Домашнее задание
§ 27
Задания I уровня: упражнение №2
Задание II уровня: упражнение №3
Творческое задание: оформить на альбомном листе работу, где необходимо привести примеры разных типов реакций и нарисовать рисунки, иллюстрирующие эти типы.
Примеры таких работ приведены на следующих слайдах.
Ребята, я хочу всех вас поблагодарить за такой добрый и эмоциональный урок, я рада, что мне выпала честь провести его именно в Вашем классе с такими умными детьми, Надеюсь, каждый раз когда Вы будете зажигать свечи, Вы будете вспоминать про наш с Вами сегодняшний урок при свечах. Благодарю Вас!
Благодарю за совместную работу!!!!
11