1. научить применять понятие «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления
2. научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
1. продолжить развитие логического мышления, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно- следственные связи, делать выводы
2. формировать основы научного мировоззрения, совершенствовать трудовые навыки, культуру межличностных отношений, умение слушать друг друга, оценивать свою работу
1. развивать логическое и творческое мышление, самостоятельность учащихся через преодоление проблемной ситуации
2. развивать умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Сформировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Сформировать умение осуществлять рефлексию, давать оценку процессу и результатам деятельности.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Организационный момент | 1 мин | Приветствие. Добрый день, ребята, уважаемые коллеги. У нас сегодня необычный урок. У нас на уроке гости. Я думаю, что у нас всё получиться и изученный материал будет важен для каждого. «С малой удачи начинается большой успех» | | Личностные: 1.осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; 2.постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; 3.осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. |
2. Актуализация | 5 мин | 1. «Интеллектуальный штурм» Учитель называет ключевое понятие «ОВР» (слайд 2) 2.Фронтальный опрос учащихся: Вопрос № 1. Что такое ОВР? (показ слайда № 3) Вопрос № 2. Что такое степень окисления? (показ слайда № 4) Вопрос № 3. Прокомментируйте и выполните задание (вместо «Х» подставить цифру, которая укажет на степень окисления хим. элемента) - (показ слайда № 5) Проверка правильности ответа. (показ слайда № 6) Вопрос № 4. Прокомментируйте схемы уравнений реакций (вместо «Х» подставить цифру, которая укажет на число переходящих электронов) - (показ слайда № 7) Проверка правильности ответа (показ слайда № 8) Вопрос № 5. Что такое окисление и восстановление? (показ слайда № 9) Вопрос № 6. Какой из процессов изображен на схемах (вместо «Х» подставить цифру, которая укажет число принятых или отданных электронов)? (показ слайда № 10) Проверка правильности ответа (показ слайда № 11) | 1. «Интеллектуальный штурм» Учащиеся бегло называют ключевые слова по теме, которые появляются на слайде 2 2.Фронтально отвечают на вопросы и выполняют задания в парах | Регулятивные: формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. Коммуникативные: 1.умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 2.умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Познавательные: способность анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
3.Целеполагание и мотивация | 6 мин | Учитель: Помните ребята вы мне задавали вопросы 1. Зачем мы изучаем строение электронных оболочек атомов? 2.Зачем нам нужно знать понятие «степень окисления», классификацию химических реакций в свете электронной теории? Сегодня на уроке мы можем пойти дальше в изучении темы, ответив на поставленные вопросы, и понять процессы на электронном уровне. Для этого предлагаю расставить коэффициенты в двух уравнениях пока течет песок в песочных часах А) Al (OH)3 + H2SO4 = = Al2(SO4)3 + H2O Б) Cu + HNO3 = Cu(NO3)2 + NO + +H2O (карточки-инструкции и песочные часы на каждом столе). Учитель задает наводящие вопросы: 1.В каком уравнении удалось расставить коэффициенты? (1 пример) 2.Каким методом? (методом подбора) 3.К какому типу относятся реакции, в которой не смогли расставить коэффициенты в свете электронной теории? (ОВР) 4.Как мы можем решить данную проблему? (изучить метод расстановки коэффициентов) Учитель предлагает сформулировать цель тему урока. Цель: изучить правило составления ОВР и научиться применять его при составлении уравнений химических реакций «Составление уравнений ОВР методом электронного баланса». ФИЗМИНУТКА А теперь все тихо встали Дружно руки вверх подняли В стороны, вперёд, назад Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. Слайд 15 | Выполняют задание по решению расчетной задачи в малых группах (парная работа). Ставят проблему «Невозможность расставить коэффициенты методом подбора как это делали ранее» - дело не только трудное, даже невозможное … Как же тогда быть? Решение проблемной ситуации (отвечают на вопросы учителя) Формулируют цель и тему урока (записывают в тетрадь) «Составление уравнений ОВР методом электронного баланса». | Регулятивные: 1. формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); 2. формировать умение составлять план решения проблемы. Познавательные: 1. формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий); 2.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3.формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой; 4. формировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы). Коммуникативные: 1. формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; 2. формировать умение слушать и понимать речь других людей. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | 15 мин | Организует деятельность учащихся по изучению нового знания и способов действия (объяснение алгоритма составления ОВР методом электронного баланса) Cu + HNO3 --- Cu(NO3)2 + NO + H2O Учитель: Итак, мы поставили в данном уравнении коэффициенты, опираясь на знания электронной теории, т.е. методом электронного баланса. Так, зачем же нам нужны сведения об ОВР? Давайте проговорим алгоритм действий при составлении ОВР методом электронного баланса. Ученики рассуждают … слайд 16 | Решение проблемной ситуации (составляют план-алгоритм решения поставленной цели совместно с учителем: если существует алгоритм решения расчетной задачи существует алгоритм составление уравнений ОВР) | Регулятивные: 1.планирование учебной деятельности при выполнении устных и письменных заданий 2.умение проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: 1. формирование умения построения логической цепи рассуждений 2.выдвижение гипотез и их обоснование |
5.Первичное закрепление учебного материала | 7 мин | Самостоятельная работа. Учитель просит выполнить задание в малых группах (парах) по закреплению новых знаний и способов действий с самопроверкой Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2S + H2O | Выполнение заданий в малых группах (парах) с самопроверкой | Регулятивные: 1. контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 2.формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; Познавательные: 2.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение работать в паре |
6.Информация о домашнем задании | 1 мин | Поясняет дифференцированное домашнее задание (карточки с ДЗ): 1.Репродуктивный уровень – § 50-51; выучить химические понятия, выполнить задания № 2-3 стр. 192; 2.Конструктивный уровень -составить три ОВР и расставить коэффициенты методом электронного баланса: KMnO4 + HCl … + MnCl2 + Cl2 + + … 3.Творческий уровень – составить кроссворд, сканворд или игру «Знатоки ОВР» по изученной теме подготовить сообщение «Биологическое значение ОВР», используя учебник биологии, физики, или «История изучения ОВР» | Слушают и осознают дифференцированное домашнее задание, вклеивают карточки с д/з в тетрадь | Личностные: смыслообразование - осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. |
7.Рефлексия | 5 мин | Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы цели? А теперь оцените свою деятельность на уроке: 1. знаниевая рефлексия. Я знаю понятия с.о., окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, ОВР, метод электронного баланса Я умею определять с.о., окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, составлять уравнения ОВР методом, электронного баланса У меня есть вопросы … 2.деятельностная рефлексия. Оцените свою работу на уроке, поработав с тестом «Что я за птица». На столе лежит таблица с критериями. Критерии: 3 балла, 2 балла, 1 балл. Активность: высокая, средняя, низкая. Могу объяснить товарищу, сам понимаю с подсказкой, нужно дополнительное время для усвоения. Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их сложить. Учитель поясняет, как соотносятся набранные баллы с видом птицы. «3-5 баллов» - вы воробей, собираете знания по зернышку; «6-7 баллов» - вы соловей, поведайте о своих знаниях другим; «8-9 баллов» - вы орел, для вас открылись тайны знаний. | Отвечают на вопросы и делают вывод по уроку | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; 2.адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; Личностные: 1.способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 2.адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. |