Открытый урок по химии в 11классе по теме
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атомов».
Цель: сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи периодического закона и периодической системы химических элементов с тео-рией строения атомов.
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников.
- показать трудный путь учёных к периодическому закону.
- патриотическое воспитание, воспитание гражданской ответственности на
примере жизни и деятельности великого русского учёного Д.И. Менделеева.
- вырабатывать умения и навыки выполнения тестовых заданий.
Задачи:
- обобщение, систематизация, закрепление знаний по теме: «Периодический за-
кон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете
теории строения атомов»;
- формирование умения применять теоретические знания в новой ситуации;
- развивать способности учащегося самостоятельно и успешно осваивать но-
вые знания, умения и компетентности через формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Формируемые УУД.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выбор наи-более эффективных способов решения поставленных задач; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.
Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности дей-ствий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с задан-ным эталоном; обнаружение отклонений и отличий от эталона; коррекция, вне- сение необходимых дополнений в случае расхождения с эталоном.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества учащихся с учи-телем, одноклассниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в по-иске и сборе информации.
Личностные результаты:
- чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, целеустрем-
лённость;
- умение управлять своей познавательной деятельностью.
Межпредметные результаты:
- использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, срав-
нение, обобщение, систематизация, выявление причинно- следственных свя-
зей, поиск аналогов;
- умение определять цели и задачи деятельности: выбрать средства реализации
цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения информации.
Предметные результаты:
- понимать смысл заданий;
- уметь объяснять теоретические понятия;
- выполнять тестовые задания разных типов по определённой теме.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации: «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева», «Путь к периодическому закону», таблицы ПСХЭ Д.И. Мен-
делеева,опорные конспекты по строению атомов, периодической системе хими-
ческих элемнтов.
Ход урока:
I.Организация класса. Введение в урок.
Работа начинается и идёт в соответствии с планом. Учитель сообщает тему и
цель урока, раскрывает план работы.
II. Введение в тему.
1) Сообщения учащихся о жизни и деятельности Д.И. Менделеева с демонст-
рацией презентации;
2) Исторический экскурс в развитие учения о периодичности и классифика-ции химических элементов, строении атомов – сообщения учащихся с демонст-рацией презентации «Путь к периодическому закону».
III. Обобщающая беседа по вопросам:
Когда был открыт периодический закон Д.И.Менделеева?
Что является графическим отображением периодического закона?
Какое строение имеет таблица ПСХЭ?
Что такое период? Группа, подгруппа?
Каково строение атома химических элементов?
Какой физический смысл порядкового номера, номера группы, подгруппы,
периода, относительной атомной массы элемента?
Как изменяются свойства элементов в периодах?
Как изменяются свойства элементов в группах?
Как изменяются свойства оксидов, гидроксидов химических элементов в
периоде в зависимости от заряда ядра и радиуса атома?
Как изменяются свойства оксидов, гидроксидов химических элементов в
группе в зависимости от заряда ядра и радиуса атома?
Какова первоначальная формулировка Периодического закона?
Какова вторая формулировка Периодического закона?
Какова современная формулировка Периодического закона?
Почему были изменены формулировки Периодического закона?
15. Какое значение имело открытие Периодического закона для развития нау-
ки?
IV. Выполнение тестовых заданий по вариантам.
V. Подведение итогов.
Учащиеся выписывают на бланках ответов правильность выполнения заданий
и сдают их.
На экране появляется слайд с ответами вариантов. Учащиеся по количеству баллов, набранных ими, выставляют оценки. Проверка осуществляется через медиапроектор.
VI. Подведение итогов урока: Оценивается работа учащихся.
Рефлексия:
- Было ли вам интересно на уроке?
- Сумели ли вы закрепить свои знания?
- Сумели ли вы показать свои знания.
VII. Домашнее задание: Выполнить вариант теста подобного содержания.