Открытый урок по курсу « Окружающий мир»
Тема: В царстве грибов.
Цели: ознакомить с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота; учить бережно относиться к природе
Оборудование: схема строения гриба; таблица « Ядовитые грибы»
Ход урока
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
-Отгадайте загадки.
Глубоко был спрятан он,
Раз –два –три, и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! ( Боровик)
Не спорю –не белый.
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. ( Подберёзовик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красивой шапке модной,
Никуда не годный. ( Мухомор.)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь на версту,
Зовусь я …( подосиновик).
- Назовите эти объекты одним словом. К какому царству живой природы они относятся?
Тема урока: « В царстве грибов»
Повторение
- Вспомните, какая бывает природа? ( Живая и неживая.)
- Что относится к неживой природе? ( Вода, воздух, Солнце, и др.)
- А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)
- Назовите признаки жизни. ( Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.)
- К какой природе мы отнесём почву: живой или неживой?
III. Работа по теме урока
Беседа.
– Назовите грибы, которые вы знаете.
Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, мясистые « цветы» и микроскопическая плесень, паразиты и хищники.
Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров ( например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.) Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.
Грибы имеют исключительно важное для человека значение.
Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу.
Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.
Работа по учебнику ( с. 118 – 119).
- Из каких частей состоит гриб? ( Шляпка, ножка, грибница.)
( На доске вывешена схема строения гриба. Учащиеся показывают на ней все части гриба.)
- Что такое грибница? ( Подземная часть гриба.)
- Для чего она служит? ( Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами.)
- Чему способствуют грибы? ( Разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)
- Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? ( Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради.
(С. 54, задание №1.)
- Нарисуйте схему строения гриба. Подпишите его части. (Взаимопроверка по учебнику.)
( С. 55, задание №2)
- Рассмотрите рисунок. Назовите грибы, которые изображены. Почему они занесены в Красную книгу.
- Найдите рисунки этих грибов на с. 119 учебника. Раскрасьте грибы.
- Какие ещё грибы занесены в Красную книгу?
IV.Физкультминутка
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
V.Работа по теме урока ( продолжение)
1. Работа по учебнику ( с. 120 -121).
- На какие группы можно разделить грибы?
- Назовите съедобные грибы.
- Назовите несъедобные грибы.
- Рассмотрите рисунок в учебнике. Какие грибы вы видели в лесу?
- Найдите в тексте правила сбора грибов. Постарайтесь их запомнить.
- Почему можно собирать только те грибы, которые знаешь?
- Что нужно делать, чтобы не повредить грибницу?
2. Выполнение задания в рабочей тетради ( с. 55, задание 3).
- Запишите по три примера съедобных и несъедобных грибов.
( Проверка)
VI.Итог урока
- Назовите части гриба.
- Что такое грибница?
Домашнее задание
Прочитать статью « В царстве грибов» ( учебник, с. 118 -121).
Ответить на вопросы раздела « Проверь себя» ( учебник, с. 122).
Выполнить задания 1 -3 ( учебник, с. 122).
Выполнить задания 4 ( рабочая тетрадь, с. 55).