МКОУ Джогинская СОШ
Открытое мероприятия: Суд над Родионом Раскольниковым ( по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Подготовила: учитель русского языка и
Литературы Сергеева Е.А.
2023
Тема открытого урока: Суд над Родионом Раскольниковым
( по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Цели :
образовательная: закрепить знания учащихся по творчеству Ф.М. Достоевского; подчеркнуть, что наказание преступник несёт в самом себе, помочь ученикам разобраться в мыслях, впечатлениях, мнениях, оценках, которые накопились в процессе изучения романа «Преступление и наказание».
Воспитательная: воспитывать чувства сострадания, сопереживания унижением, осуждение человека, пытавшегося переступить предел дозволенного, нравственно возможного ради утверждения своей человеческой личности.
Развивающая: формировать умения давать характеристику действующим лицам, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, проводить аналогии с современностью, давать сравнения.
Планируемый результат: знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного; сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений с современностью; владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания.
Предметные умения: умения понимать ключевые проблемы художественного произведения, осознавать нравственные ценности, выявлять связь художественного произведения с современностью.
Познавательные действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне; владеть навыками учебно-исследовательской деятельности на основе литературного материала, обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, уметь интегрировать знания из разных предметных областей; самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации.
Универсальные коммуникативные действия: владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению;
Универсальные регулятивные действия: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы; давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе; делать осознанный выбор, аргументировать его; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Форма: нестандартный урок. Импровизация в виде судебного заседания.
Тип: обобщение и систематизации знаний по роману
Межпредметные связи: история, обществознание
Оснащение:
Карточки со словами: разум, воля, совесть, портрет Достоевского Ф.М. ,судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя, мультимедийное оборудование для презентации.
(роли распределяются заранее, по желанию учащихся и в соответствии с возможностями исполнения, подбираются элементы костюма):
Председатель суда – представитель администрации
Секретарь – преподаватель русского языка и литературы
Судья – Гусёнок Трофим
Обвинитель и прокурор- Бахтияров Василий
Адвокат - Гаев Денис
Родион Раскольников – Сорокин Тимур
Мадам Зарницына (хозяйка квартиры, где жил Раскольников)- Гаева Ксения
Соня Мармеладова – Москаленко Ирина
Дуня Раскольникова- Москаленко Анна
Порфирий Петрович – Добров Иван
Разумихин - Гаев Иван
Достоевский Ф.М.- Добров Виктор
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, уважаемые гости и участники! Сегодня Вы будете свидетелями необычного суда – суда присяжных над литературным героем Родионом Раскольниковым.
Учащимся 10 класса предстоит выполнить две задачи:
1.Выступить в образе героя романа «Преступление и наказание.
2. Выступить в роль присяжных заседателей: вынести вердикт Родиону Раскольникову.
-Уважаемые члены жюри, попрошу Вас выступить тоже в роли присяжных заседателей, но вынести вердикт наши участникам. (карточки. награждение).
Итак, вы в зале суда.
Сегодня мы восстановим все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь.
2.Выступление учащихся
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Судебное заседание объявляется открытым. (стук молотка). Прошу всех занять свои места.
- Сегодня слушается уголовное дело по обвинению господина Раскольникова Родиона Романовича в совершении злодейского предумышленного двойного убийства - убийства Алены Ивановны и ее сводной сестры Лизаветы Ивановны по статье 105 часть 2 Уголовного Кодекса РФ. Уважаемые присяжные! Вам сегодня необходимо внимательно выслушать обе стороны – и обвинение, и защиту, самого обвиняемого, свидетелей, ознакомиться с материалами следствия и вынести свой вердикт:
1. Доказано ли, что деяние ____убийство__имело место быть?
2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый Раскольников Родион Романович?
3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?
4. Заслуживает ли подсудимый снисхождения?
Слово предоставляется государственному обвинителю:
Обвинитель: из показаний следствия видно, что подсудимый Родион Раскольников под предлогом сдать вещи под проценты проник обманным путем в квартиру Алены Ивановны и убил старуху-процентщицу, трижды ударив её обухом топора по темени. Далее господин Раскольников лишил жизни случайно оказавшуюся свидетелем преступления сестру потерпевшей Елизавету Ивановну, 44 лет от роду. Подсудимый ударил женщину по черепу остриём топора, прорубив всю верхнюю часть лба почти до темени. Орудия преступления на месте обнаружено не было. Из квартиры подсудимым были похищены золотые вещи, в том числе золотые часы.
Судья: предлагаю заслушать самого обвиняемого в убийстве - Раскольникова Родиона Романовича. Встает Раскольников.( Встает Раскольников)
- Подсудимый, на основании статьи 267 Уголовного Кодекса РФ вы имеете право:
1. Знать в чём Вы обвиняетесь.
2. Делать заявления.
3. Предоставлять доказательства.
Подсудимый, признаете ли Вы свою вину? Что вы расскажете о себе?
Раскольников: Да. Я убил старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. Я!!! Я, Раскольников Родион Романович, 23 года. Бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Оставил учебу из-за отсутствия средств. Я проживаю один в Петербурге, снимаю комнату в доме у Пяти Углов у госпожи Зарницыной. Находясь в трудном материальном положении, совершил преступление, за которым последовало ещё две смерти. Но меня довели до этого обстоятельства, в которых я оказался: во-первых, моё нищенское существование; во-вторых, тяжёлое положение матери и сестры; в-третьих, я хотел помочь бедным людям, оказавшимся в таком же состоянии, как и я. Я-Я, не хотел их убивать. Это получилось случайно!!
Судья: Расскажите подробнее о своем преступлении.
Раскольников: Накануне убийства под левую мышку изнутри пальто пришил тесьму в виде петли; петля назначалась для топора. Я же не мог по улице нести топор в руках! В 7 часов вечера я отправился к дому Алены Ивановны. К половине 8-го я был уже у ворот.
По дороге меня никто не заметил, навстречу никто не попался. Три раза я позвонил в колокольчик, после третьего раза Алена Ивановна открыла дверь. Я вошел в квартиру. Хозяйка была одна. Она смотрела на меня злобно и недоверчиво. Я сунул ей заклад, дощечку, завернутую в белую бумагу, чтобы отвлечь внимание старухи. Старуха оборотилась к окну, старалась развязать шнурок, тем временем я высвободил топор и ударил ее по голове, старуха упала.
Ключом, который я снял с шеи Алены Ивановны, я открыл укладку (она стояла под кроватью), увидел там драгоценные вещи, стал набивать им карманы. Также взял кошелек, он был туго набит.
Я схватил топор, выбежал из спальни и увидел, что среди комнаты стоит Лизавета. Она была вся белая как полотно и не в силах была крикнуть, она дрожала от страха. Я убил и ее.
Мне было страшно, я кинулся в прихожую. На кухне я увидел ведро с водою. Прямо в ведре я отмывал топор и руки. Ужас и отвращение росли во мне с каждой минутой.
Судья. Опишите подробно все вещи, похищенные вами, а также назовите сумму украденных вами денег.
Раскольников. Кошелек, золотые часы, браслеты, серьги, булавки… Не помню точно… Я не знаю, сколько денег лежало в кошельке… Я не заглядывал в него…
Судья. Куда, на какие цели вы потратили награбленное?
Раскольников. На награбленное хотел закончить университет, рассчитаться с долгами, помочь матери и сестре, устроить свою жизнь и до конца своих дней помогать бедным, этим искупив свою вину за преступление. Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную. Но краденым я не успел воспользоваться. Всё спрятал под камень на Вознесенском проспекте. Я не воспользовался всем этим. Деньги и украшения не были целью моего преступления.
Судья. Так что же склонило вас к смертоубийству и что побудило вас совершить грабеж?
Раскольников. Причиной всего скверное положение, нищета, беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью 3 тыс.рублей, которые рассчитывал найти у старухи-процентщицы.
Я – я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.
Я хотел Наполеоном стать. Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел. Мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею.
Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так разом и ухлопал себя, навеки!
Судья. Что побудило вас явиться с повинною?
Раскольников. Чистосердечное раскаяние.( Садится)
Обвинитель: Прошу пригласить в зал суда свидетеля обвинения, Порфирия Петровича.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Порфирий Петрович: следователь Порфирий Петрович.
Уважаемый суд! Я постараюсь объяснить несколько запутанные показания преступника. Видите ли, Раскольников не совсем похож на обыкновенного убийцу, разбойника и грабителя. Убийство, совершенное господином Раскольниковым, можно определить как философское, ибо причины убийства исходят из его теории. Будучи студентом юридического факультета, Раскольников написал статью «О преступлении», которую два месяца назад, я внимательно прочитал в журнале «Периодическая речь», где меня удивила неожиданная философия автора данной публикации. В ней шла речь о делении всего человечества на сильные личности и простых людей, т.е. необыкновенных и обыкновенных. Причем, сильная личность характеризовалась тем, что позволяла себе совершать преступление, проливать кровь и не испытывать мук совести. Это и был ее отличительный признак. Простые люди должны были подчиняться этой сильной ЛИЧНОСТИ и быть для нее материалом для самоутверждения. Не так ли, господин Раскольников?
Раскольников. Да, я сделал пробу своей теории, хотел выяснить, тварь ли я дрожащая или право имею.
Порфирий Петрович. Когда я узнал о теории Раскольникова, то сразу же понял, что убийство совершил этот молодой человек, и решил, что он должен сам раскаяться в содеянном, переболеть совершенным, и дал ему время все понять и осознать.
Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать. Вот оно, коварство-то где-с!
Судья: Так значит, подсудимый, вы возомнили себя сильным мира сего, человеком необыкновенным, имеющим право убивать?
Раскольников. Да! Но ведь я убил глупую, бессмысленную, ничтожную, злую старушонку. Сто, тысячу добрых дел и начинаний можно устроить и поправить на старухины деньги!
Прокурор. Уважаемый суд! После сего монолога можно сомневаться в том чистосердечном признании, о котором недавно говорил подсудимый.
Порфирий Петрович:. Раскольников - раб своей теории: теория родилась в его воспаленном мозге, поглотила, парализовала его волю, стала убивать и разрушать в нем личность.
Раскольников. Да, я не старуху убил, я себя убил.
Судья: Для дачи показаний вызывается мадам Зарницына, хозяйка квартиры, которую снимал Раскольников.
Хозяйка квартиры. Я вдова Зарницына. Раскольников не платил за комнату, потому что не было денег.
Судья. Что вы можете рассказать о подсудимом?
Хозяйка. Да... Странный всегда какой-то. Всегда молчит, словно пришибленный. А иной раз ляжет, упрется глазами в потолок, вроде как спит. А разве можно ль с открытыми глазами спать?
Адвокат. Родион Раскольников давно проживает в вашем доме, являясь квартиросъемщиком. Расскажите об условиях жизни вашего постояльца.
Хозяйка: Это крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имеет самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоими, и до того низкая, и все кажется, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Из мебели три стула , не совсем исправных, крашеный стол в углу, софа, на которой он спал, укрываясь своим стареньким, в лохмотьях пальто.
Адвокат: Уважаемый суд! В этом «гробу» нельзя жить биографической жизнью, здесь можно только переживать кризис, принимать последнее решение! Можете ли еще что-нибудь добавить?
Хозяйка. Да! Когда мы жили еще в другом доме, во время пожара, ночью, Раскольников вытащил из уже загоревшейся квартиры двух детей маленьких, при этом сильно обжегся. Сама видела.
Судья. Суд учтет этот факт.
Судья: Приглашается Авдотья Романовна Раскольникова
Дунечка: Меня зовут Авдотья Романовна Раскольникова. Кто, как ни я, знает Родиона лучше, ведь это мой брат, который вырос вместе со мной. С детства он был добрым, отзывчивым, любящим человеком. Он учился в Петербурге, и я старалась ему помочь в учебе деньгами, но это были лишь крохи.
Адвокат: Заметили ли вы что-то необычное, подозрительное в поведении брата?
Дунечка: Когда мы приехали с матерью в Петербург, то, увидев его, были сильно поражены, так он сильно изменился. Когда он нас увидел, он упал в обморок. В последующие дни Родя нас сторонился. Мы не понимали, что случилось с ним.
Адвокат: От кого вы узнали о преступлении, совершённом Родионом?
Дунечка: О преступлении брата мне рассказал господин Свидригайлов. Я была потрясена, думала, что это ложь. Но потом он все рассказал мне. Он просил у меня прощения, считая, что его простить нельзя, просил не отходить от матери. Он пошел к Соне Мармеладовой - она была ближе ему, чем я, и ему надо было набраться духовных сил, мужества и поддержки перед признанием и покаянием.
Судья: Какие вопросы будут к свидетелю?
Адвокат: Авдотья Романовна, повлияло ли преступление Р. Раскольникова и его теория на ваше отношение к нему?
Дунечка: Нет, любой человек может согрешить словом, делом, помыслом. Самое главное - покаяться, раскаяться и искупить свою вину. Каждый человек, самый падший, имеет право на сострадание, понимание, любовь и заботу близких. Он остался моим братом, любимым и достойным сострадания.
Судья: Займите место в зале.
Судья: Приглашается свидетель – Разумихин Дмитрий Прокопьевич.
Разумихин: Здравствуйте, господа присяжные! Здравствуй и ты, Родя! Ещё недавно, разузнав об этом… О Боже! … Но прошу, люди добрые, поймите всю сложность случая. Нет, я не оправдываю Раскольникова, несмотря на нашу дружбу.
Всему виной его глупая статья, которую Родя написал в недавнем времени. Конечно же, я видел её… Н я и представить себе не мог, как глубоко она осела в нём. Мне казалось, это просто очередная теория. А она завладела его сознанием и мучила…
Прокурор: Дайте, пожалуйста, характеристику Родиону Раскольникову.
Разумихин. Родион угрюм, мрачен, мнителен. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешает, а сам лежит, ничего не делает. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то.
В бытность свою в университете из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному товарищу в течение полугода. Когда же тот умер, Родион ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, поместил старика в больницу, и когда тот умер, похоронил его.
Да и ещё..., встретив на бульваре пьяную девочку, он также отдаёт полицейскому последние деньги, чтобы тот нанял извозчика и отвёз её домой.
Судья. Суд примет во внимание это.
Приглашается свидетельница Мармеладова Софья Семеновна.
Представьтесь, пожалуйста.
Соня: Я - Софья Семеновна Мармеладова. Мне 18 лет. Проживаю в Петербурге. Снимаю комнату.
Адвокат: Давно вы знакомы с Раскольниковым?
Соня: Недавно.
Адвокат: При каких обстоятельствах вы познакомились?
Соня: В первый раз я увидела Родиона Романовича Раскольникова, когда он принёс моего отца, раздавленного лошадьми, домой. Тогда он оставил нам 20 рублей на поминки.
Адвокат : В каких отношениях вы состоите с Раскольниковым?
Соня: Мы дружим, потому что он помогал моей семье.
Адвокат: Как вы думаете, почему он совершил это преступление?
Соня: Я думаю, что он совершил это преступление из-за гордости и ненависти к людям. Да и в Бога он не верует. Откуда там добру -то взяться? Можно сказать, что вот какой он плохой человек. И старуху убил, и Лизавету убил. Просто так. Так ведь он, что украл, не потратил ничего, не воспользовался ни единой копеечкой, все под камень спрятал. Он мне сам рассказывал. Мне кажется, что этим преступлением он всего себя на невыносимые душевные муки обрек. Мне больше нечего сказать. Одно только могу добавить: куда бы вы его не определили, я за ним пойду. Я теперь всегда с ним буду! (передает Родиону Евангелие)
Адвокат: Вопросов больше нет.
Прокурор: Софья Семеновна, а почему он признался именно вам?
Соня: Потому что он посчитал меня такой же преступницей, как и он.
Прокурор: Почему вы не донесли на него?
Соня: Я хотела, чтобы он сам к вам пришёл, сам на себя показал.
Судья: прошу занять своё место.
Судья: в зал суда приглашается ранее не заявленный свидетель. (Входит Ф.М.Достоевский)
Представьтесь, пожалуйста.
Достоевский: Федор Михайлович Достоевский.
Судья: что Вы можете сказать по этому делу?
Достоевский: проблемы, затронутые мной в романе, вернулись к вам в 21 век. Чтобы как-то помочь своему герою, позвольте мне рассказать притчу.
Прокурор: протестую. Это не имеет отношение к делу.
Судья: протест отклонён. Продолжайте, Федор Михайлович.
Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца
склонились надо мной, и я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум - первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…........................
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!
Каждый из вас поставил сегодня свою оценку поступку главного героя, никогда не забывайте, что на каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Я считаю, что в душе Раскольникова есть совесть, которая и станет источником его возрождения. Прошу это учесть при вынесении приговора.
Судья: суд учтет. Прошу занять место в зале суда.
Судья: Суд заслушал подсудимого Раскольникова, свидетелей и должен вынести приговор. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Уважаемые судья, защита! Присяжные заседатели! Я прошу вас не ошибиться, вынося приговор Раскольникову. Да, он не закоренелый убийца, но все же он совершил преступление, считая, что «сильной личности все дозволено». Если каждый из присутствующих возомнит себя Наполеоном, то в мире начнется хаос. Все друг друга будут резать и уничтожать. Я обращаю ваше внимание на то, что Раскольникова «не счастье людей волнует, а занимает вопрос: вошь я, … или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?! Прошу суд приговорить Раскольникова за убийство сестер к 10 годам лишения свободы. Благодарю за внимание!
Судья: Уважаемый адвокат, слушаем вашу защитную речь
Адвокат:
Итоговая речь адвоката
Сегодня мы с вами участвовали в рассмотрении уголовного дела по обвинению Раскольникова Родиона Романовича в совершении убийства. В ходе предварительного следствия вина подсудимого была полностью доказана, и она нашла своё подтверждение в ходе судебного процесса. Но мы должны также учесть некоторые аргументы в пользу моего подзащитного.
Перед нами духовно богатая личность. Неоднократно мы убеждаемся в его чуткости и отзывчивости. Раскольников остро воспринимает чужую боль. Мы имеем возможность убедиться в этом. Так, мы видим, как, рискуя жизнью, мой подзащитный спасает во время пожара детей. Из показаний свидетеля Сони Мармеладовой мы можем сделать вывод о щедрости, милосердии Родиона Раскольникова. Насколько ранила моего подзащитного картина нищеты и бедствий, когда он посетил дом этих людей! Он оставляет им свои последние деньги, хотя сам беден и не знает, как дальше жить. Такая черта характера Раскольникова, как любовь к людям, проявляется, когда он пытается спасти бедную девушку. Из показаний городового мы знаем, что мой подзащитный отдал ему последний двугривенный, чтобы городовой присмотрел за девушкой. Судебно-биологическая экспертиза и показания врача Зосимова доказывают, что душевное состояние Раскольникова было далеко не в норме. В лице моего подзащитного мы видим бескорыстного и честного человека. Также обстоятельствами, смягчающими вину моего подзащитного, в соответствии со статьёй 63 Уголовного Кодекса РФ можно признать совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств, а также активное способствование подсудимого раскрытию преступления и возврат имущества, добытого в результате преступления.
С учётом личности подсудимого, с учётом его чистосердечного раскаяния в содеянном, наличия смягчающих обстоятельств и отсутствием отягчающих вину обстоятельств, прошу суд снизить меру наказания до 6 лет лишения свободы.
Судья: Предоставляется последнее слово подсудимому. Что вы можете сказать в свое оправдание?
Раскольников: Уважаемые присутствующие, я совершил проступок, за который очень раскаиваюсь. Я – подлец! Но прошу вас обратить внимание на то, что в мире совершается очень много злодеяний. Почему лупить людей бомбами, более эстетично, чем то убийство, которое совершено мной?
На меня, конечно же, сильно повлияли стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья Мармеладовых и девочка на бульваре. И следуя своему идеалу Наполеона, я решился на преступление, забыв, что я один из тех же «униженных и оскорбленных», кого хотел защитить. Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание. Прошу, господа присяжные, учесть мое чистосердечное раскаяние.
Судья: Господа присяжные, я прошу вас разобраться в создавшемся положении и вынести справедливый вердикт по данному делу, будьте объективны и честны в своем решении. (Присяжные, ученики 10 класса , выносят вердикт. Каждый высказывает свое мнение- с комментариями - карточки).
Судья: суд удаляется для принятия решения.
Учитель: уважаемое жюри – господа присяжные, прошу вынести свой вердикт (совещаются)
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Учитывая душевные муки и явку с повинной, суд надеется на чистосердечное раскаяние преступника, на то, что он вновь вернётся к людям, суд верит в его духовное возрождение. Выслушав подсудимого Родиона Романовича Раскольникова, свидетелей, а также прокурора, обвинителя, защиту, присяжных заседателей, суд приговорил бывшего студента Раскольникова к восьми годам каторжных работ. Приговор окончателен и обжалованию не подлежит. (стук молотка). Уведите заключённого
Раскольникова уводят в наручниках.
3.Домашняя работа.Творческая работа. Напишите письмо Родиону Раскольникову, который отправлен на каторгу, где постарайтесь выразить свои чувства к нему, к его поступку. Но не забывайте, что он уже понес наказание и раскаялся в своем преступлении, будьте сострадательны и милосердны в своих словах.
4.Жюри-присяжные объявляют результат ( приложение см. карточки). Награждение.
5.. Заключительный этап урока.
Учитель: Есть ли надежда на воскрешение души Раскольникова?
Учащиеся:
Да есть. Рядом с ним была Соня. Она поехала с ним в Сибирь. Любовь Сони вернет Раскольникову человечность, а Раскольникова – человечеству.
«Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально…» Стал верить в бога. Эта вера поможет ему очиститься от греха, вернуться к людям.
Как уже было сказано, у Раскольникова есть совесть, к счастью. Она и станет источником его возрождения.
6.Домашняя работа.
Творческая. Напишите письмо Родиону Раскольникову, который отправлен на каторгу, где постарайтесь выразить свои чувства к нему, к его поступку. Но не забывайте, что он уже понес наказание и раскаялся в своем преступлении, будьте сострадательны и милосердны в своих словах.
Рефлексия:
Понравилась ли Вам, ребята, такая форма работы? Почему?
Довольны ли Вы исполнением своей роли? Почему?
Над какими вопросами заставил вас задуматься Ф.М. Достоевский?
В чём современен роман в настоящее время?
Как знания, полученные сегодня, помогут вам в дальнейшей жизни?
Достоевский – психолог человеческой жизни. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром он является одним из читаемых авторов нашего времени и не только у нас в стране, но и в зарубежных странах.
Прочитанный вами роман заставил задуматься над многими вопросами, подчеркнул, какие ценности жизни главные; заставил вспомнить Божии заповеди, главная из которых «не убий!». Поэтому я, закрывая последнюю страничку романа, считаю, что он оставит у Вас в душе глубокий след, и уверена в том, что вы не будете нарушать заповеди, данные нам Богом.
Благодарю всех за участие.
Приложение
Для учеников:
Ответить на вопросы с комментарием
1.Доказано ли, что деяние ____убийство __имело место быть?
2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый Раскольников Родион Романович?
3.Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?
4. Заслуживает ли подсудимый снисхождения?
Для жюри:
1.Доказано ли, что ученик справился с ролью? (комментарии)
2. Заслуживает ли ученик снисхождения? (комментарии)
Фотографии с урока прилагаются.