СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 8 классе на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок, предназначенный для учащихся 8 класса, входит в раздел «Произведения о Великой Отечественной войне» и являлся вторым уроком по изучению стихотворений и песен о Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 8 классе на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».»

Пояснительная записка

Направление: гуманитарное

Предмет: литература.

Класс: 8

Тип урока: «открытия» нового знания;

Тема: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Цели: познакомиться с творчеством писателей-фронтовиков; осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи образовательные: познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

развивающие: развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому Великой Отечественной войны.


УУД личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний;

коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Планируемые результаты

личностные: - воспитание патриотизма и любви к своей Родине;

- готовность к самообразованию и саморазвитию;

- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуального образовательного маршрута деятельности;

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны;

- обучение навыкам коммуникативной компетентности;

-получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения успешного проведения урока.

метапредметные: - постановка учебных целей и задач к данному уроку;

- планирование способов и путей достижения учебных целей;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- корректирование своих действий в связи с условиями урока;

- правильное оценивание выполнения учебных задач;

- умение работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, делать выводы;

- получение информацию в результате смыслового прочтения текста (на основе текстов поэтов военных лет: М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», А.Сурков «Землянка», К. Симонов «Жди меня, и я вернусь», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», Л. Ошанин «Дороги»);

- использование устной и письменной речи для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;

- применение ИКТ - компетенции для решения учебных задач;

- овладение первичными навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.

предметные: - формирование системы знаний по теме «Великая Отечественная война и литература»;

- обеспечение глубокого понимания творчества поэтов-фронтовиков;

- овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных задач.

Основные понятия: песня, стихотворение, поэты-фронтовики.

Межпредметные связи: история, искусство.

Ресурсы:

  • Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Авторы: В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П. Полухина. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2014 год.

  • Рабочая программа по литературе. 8 класс/ Сост. Т. Н. Трунцева. – М., - ВАКО, 2013 г.

  • Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт. – сост. В.Я. Коровина и др. -М., - «Просвещение», 2014.

  • Н. В. Егорова Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М., - ВАКО, 2014.

  • Час мужества: Поэзия периода Великой Отечественной войны. / Авт. –сост. А.Н. Владимирский. - М., - «Просвещение», 1990.

  • http://www. zavuch.info;

  • http: //festival.1september.ru;

  • http: //www/uroki.net

  • http://xmusic.wm-scripts.ru.










Технологическая карта урока


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществ- ляемые действия

Формируе-мые способы деятель-ности

Осуществляе-мые действия

Формируе-мые способы деятель-ности

Осуществ-ляемые действия

Формируе-мые способы деятель-ности

1

Мотивирова-ние к учебной деятельности

Приветствие учащихся. Организовывает погружение в проблему.

(Звучит запись песни «Священная война» (отрывок). (Слайд1.Прил.1)





Приветствуют учителя.

Прослушивают запись.

Самост.форму-лирование своих мыслей.

Демонстри-руют готов-ность к уроку

Настраива- ются на работу.

2

Актуализация и фиксирова-ние индивидуаль-ного затруднения в пробном учебном действии

Ведет диалог.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой...

– Что происходит с вами, когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки?

- Несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны.





Уч-ся выска-зывают свое мнение о прослушан-ной музыке.





Развитие познаватель-ных интер., учебных мотивов.

Дети ведут диалог с учителем.

Уметь оформлять свои мысли в уст.форме.

Формулиро-вание собств. мнения.

.


3

Выявление места и причины затруднения

Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей.

- Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово ВОЙНА? (Слайд 2)



Вступают в диалог,

высказывают свои мысли.

Учатся владеть монологич. и диалогической формами речи.



4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь на уроке?



Пытаются решить задачу известным способом.

Осуществля- ют поиск и выделение необходимой информации.

Высказывают свои мысли (кровь, боль, бомбы, плач, смерть, Лебедев – Кумач и т.д.)











Владение диалогической формой речи.

Формулировка уч-ся темы и цели урока: (Слайд3,4)

- познакоми-ться с твор-чеством писателей-фронтови-ков;

-осмыслить подвиг и трагедию нашего на-рода в годы ВОВ. Запись темы урока в тетради.

Целеполага-ние как постановка учебной задачи, планирова-ние, прогно-зирование.

5

Реализация построенного проекта

Слово учителя: Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы, тяготы военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача, отрывок которой мы с вами только прослушали. (Слайд 5)

- Почему война названа «священной»?










Слово учителя о поэте – песеннике М.Исаковском. (Слайд 6)

“Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского. Он написал немало стих. и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник.

Его перу принадлежат такие песни, как:

“Дан приказ ему на запад”, “Летят перелётные птицы”, “Услышь меня хорошая”, “Враги сожгли родную хату”, “Ой, туманы мои, растуманы”, “В лесу прифронтовом”

- Особенна история создания песни “Катюша” на музыку М. Блантера. В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов “Катюши”, её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага. (Слайд 7).




Слово учителя: Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Одноимённую песню не пропускали на радио. Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.



Работа над содержанием стихотворения.

- Ответим на вопрос, данный на слайде 9.

- Почему стихотворение можно назвать повестью?







Работа по творчеству Алексея Александровича Суркова. (Слайд 10)

- Позже становятся популярными другие песни, с другой мелодией, иной интонацией. Наибольшее признание получают песни в форме любовного послания: «Землянка» на слова Алексея Александровича Суркова и «Жди меня» Константина Симонова.

Анализ стихотворения А.Суркова «В землянке».

- В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне «В землянке»?




































Слушают учителя.































Слушают учителя.




Работа в парах.

Задание: Заполните таблицу «Языковые средства в стих.Сур-кова «Зем-лянка». Текст стих. на экране. (Прил. 5)

Находят слова из текста (на доске) и отвечают на поставлен-ный вопрос.

Сообщение ученика о памятнике песне «В землянке»





































Умение поль-зоваться доп.инф.






























Умение пользоваться доп. инф.



Умеют правильно определить выразитель-ные средства языка. Приобретают умения использовать приобретён-ные знания в повседнев-ной жизни.

Анализ объектов с целью выделения признаков.



Умение пользоваться доп.инф..

























Дети вступают в диалог.

- Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана.













Сообщ. уч-ся об истории создания песни “Катюша” на фоне звучащей музыки. (Слайд 8) (Прил.2).(Инд. д.з.)

Выразительное чт.наизусть стих.М.Исаковского «Враги сожгли родную хату» прочитают 2 ученика. (Слайд 9) (Прил. 3)

Слушают друг друга.Высказы-вают свои предположения































Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «В землянке». (Прил. 4) (Слайд 11)

Звучит песня «В землянке».
























Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис-пользуя учебник, свой жизненный опыт и инфор-мацию, полу-ченную на уроке.









Умение пользоваться доп.литер.(энциклопедии, интернет ресурсы)


Развитие памяти







Формулируют собствен.мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, интере-суются чужим мнением и высказывают своё.

















Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.





















































Оценивают свои дости-жения на данном этапе работы.












Демонстри-руют пра-вильное понимание поставлен-ного вопро-са. Работают по известно-му ранее алгоритму



















































Адекватно оценивают достижения друг друга.














Умение планиро-вать свои действия в соответст-вии с пос-тавленной задачей.

Умение в сотрудни-честве рабо-тать по намеченно

му алгорит.

6

Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи

Анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня»

- Одним из военных поэтов-бойцов был Константин Михайлович Симонов.


- Стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь» прочитает Анна.







Анализ стихотворения.

- На что, по лирическому исполнению, похоже данное произведение?







- В чём особенность построения текста?





- В чём особенность звукописи в тексте?




Биография К. Симонова. Рассказывает подготовленный ученик. (Прил. 6)

Выр. чт. наиз. стих. Симонова «Жди меня, и я вернусь». (Прил.6)


Высказывают свои предполо-жения,вступат в диалог, высказ. свои мысли. Строят предлож.

Отв. уч.: стих. звучит, как призыв, послание.

Ответы учеников: призывность, повторение слов «Жди меня, когда…», пафос.

Отв.уч.: прием аллитерации создает особую напряжённость в тексте, певучесть.

Слушать собеседника, строить выска-зывания, полно и ясно выражать свои мысли.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное меж-лич.восприятие.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Самостоятель-ное создание способов решения проблем.














Демонстри-руют пра-вильное по-нимание поставл. вопроса.














Осознают качество и уровень усвоения.

Устанавли-вают при-чинно-следствен-ные связи.


Физкультми-нутка.


- Ребята, мы уже прикоснулись к теме “Стихи и песни войны”, после войны, оставив большой след в поэзии о ВОВ, ушли от нас многие поэты. Прежде чем мы продолжим это знакомство, предлагаю почтить память погибших в годы ВОВ минутой молчания. (Слайд 13) Минута молчания…

Смена вида деятельности.

Воспитание патриотизма и любви к своей Родине.

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны.


7

Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

Творческая судьба Булата Окуджавы. (Слайд 14)

Слово учителя: - Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава.



Работа с учебником. С.179-180.

Учитель: Послушайте стихотворение Б. Окуджавы «Песенка о пехоте».


- Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б.Окуджава?

- Почему стихотворение можно назвать трагедией?







(Слайд 15) Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги».

- Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

Звучит песня «Дороги».











Анализ песни.

– Почему песню называют исповедью?

- О чём она?

Инд.сообщ. ученика о творч.судьбе Б.Ш.Окуджавы. (Прил. 7)
















Слушают учителя.




Группа уч-ся демонстрир. проект песни «Дороги» (видеоролик)

Умение пользоваться доп.лит., уме-ние находить нужную инф.
















Умение пользоваться доп. инф..



Умение выделить необходимую инф., система-тизировать собственные знания.

Остальные слушают сообщение и смотрят видеоролик.

Одноклассники слушают сообщение и дополняют его.


Выраз.чтение стих.подготовленным учеником.


Участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме.





















Дети участвуют в дискуссии.

- Эта песня как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдержать в минувшей войне нашему народу.

Уметь слушать и понимать речь других.



Выраз. читать, понимать на слух ошибки окружающих.

Понимать на слух ответы уч-ся. Уметь фор-мулир. собств. мнение и позиц.

Уметь использ. речь для регу-ляции своего действия.



















Уметь формулиро­вать собственное мнение и позицию.




8

Включение в систему знаний и повторение

Слайд 16.

Слово учителя:

- Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей.

Беседа.

- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

- Какую тему поднимает каждая из песен?

-Что сближает фронтовые песни с песнями народными, как вы думаете?

- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?

- Какие ещё стихотворения и песни, посвящённые Великой Отечественной войне, вам известны? Что вас больше всего в них затронуло, поразило?

- Какое впечатление осталось у вас от урока?



Учащиеся делают выводы.


Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в диалоге, ведут дискуссию.

Уметь слушать и понимать речь других. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оценивают свои дости-жения на данном этапе работы.

Адекватно оценивают достижения друг друга.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

(Слайд 18)

-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?

-Остались ли довольны своей работой на уроке?

- Что мешало и что помогало достичь цели?

-Как оцениваете свою работу на уроке?


-Сделайте друг другу комплимент, похвалите друг друга, оцените деловые качества, сделайте комплимент в чувствах, в котором вы оцениваете вклад друг друга в урок и поблагодарите друг друга и учителя за проведенный урок.


Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке.

(Слайд 17)

а) Выучить любое стихотворение о войне.

б) Сочинить стихотворение или песню о ВОВ,

в) Презентация на тему «Песня о Великой Отечественной войне».





Оценивают свою деятель-ность, достигнутый результат.






Уч-ся выбирают д. з. из предложен-ного материала.

Осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Формирова-ние границ собственно-го знания и незнания.