2 | Актуализация и фиксирова-ние индивидуаль-ного затруднения в пробном учебном действии | Ведет диалог. Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой... – Что происходит с вами, когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки? - Несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны. | Уч-ся выска-зывают свое мнение о прослушан-ной музыке. | Развитие познаватель-ных интер., учебных мотивов. | Дети ведут диалог с учителем. | Уметь оформлять свои мысли в уст.форме. Формулиро-вание собств. мнения. | . | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | - Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь на уроке? | Пытаются решить задачу известным способом. | Осуществля- ют поиск и выделение необходимой информации. | Высказывают свои мысли (кровь, боль, бомбы, плач, смерть, Лебедев – Кумач и т.д.) | Владение диалогической формой речи. | Формулировка уч-ся темы и цели урока: (Слайд3,4) - познакоми-ться с твор-чеством писателей-фронтови-ков; -осмыслить подвиг и трагедию нашего на-рода в годы ВОВ. Запись темы урока в тетради. | Целеполага-ние как постановка учебной задачи, планирова-ние, прогно-зирование. |
5 | Реализация построенного проекта | Слово учителя: Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы, тяготы военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача, отрывок которой мы с вами только прослушали. (Слайд 5) - Почему война названа «священной»? Слово учителя о поэте – песеннике М.Исаковском. (Слайд 6) “Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского. Он написал немало стих. и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник. Его перу принадлежат такие песни, как: “Дан приказ ему на запад”, “Летят перелётные птицы”, “Услышь меня хорошая”, “Враги сожгли родную хату”, “Ой, туманы мои, растуманы”, “В лесу прифронтовом” - Особенна история создания песни “Катюша” на музыку М. Блантера. В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов “Катюши”, её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага. (Слайд 7). Слово учителя: Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Одноимённую песню не пропускали на радио. Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет. Работа над содержанием стихотворения. - Ответим на вопрос, данный на слайде 9. - Почему стихотворение можно назвать повестью? Работа по творчеству Алексея Александровича Суркова. (Слайд 10) - Позже становятся популярными другие песни, с другой мелодией, иной интонацией. Наибольшее признание получают песни в форме любовного послания: «Землянка» на слова Алексея Александровича Суркова и «Жди меня» Константина Симонова. Анализ стихотворения А.Суркова «В землянке». - В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне «В землянке»? | Слушают учителя. Слушают учителя. Работа в парах. Задание: Заполните таблицу «Языковые средства в стих.Сур-кова «Зем-лянка». Текст стих. на экране. (Прил. 5) Находят слова из текста (на доске) и отвечают на поставлен-ный вопрос. Сообщение ученика о памятнике песне «В землянке» | Умение поль-зоваться доп.инф. Умение пользоваться доп. инф. Умеют правильно определить выразитель-ные средства языка. Приобретают умения использовать приобретён-ные знания в повседнев-ной жизни. Анализ объектов с целью выделения признаков. Умение пользоваться доп.инф.. | Дети вступают в диалог. - Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана. Сообщ. уч-ся об истории создания песни “Катюша” на фоне звучащей музыки. (Слайд 8) (Прил.2).(Инд. д.з.) Выразительное чт.наизусть стих.М.Исаковского «Враги сожгли родную хату» прочитают 2 ученика. (Слайд 9) (Прил. 3) Слушают друг друга.Высказы-вают свои предположения Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «В землянке». (Прил. 4) (Слайд 11) Звучит песня «В землянке». | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис-пользуя учебник, свой жизненный опыт и инфор-мацию, полу-ченную на уроке. Умение пользоваться доп.литер.(энциклопедии, интернет ресурсы) Развитие памяти Формулируют собствен.мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, интере-суются чужим мнением и высказывают своё. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Оценивают свои дости-жения на данном этапе работы. Демонстри-руют пра-вильное понимание поставлен-ного вопро-са. Работают по известно-му ранее алгоритму | Адекватно оценивают достижения друг друга. Умение планиро-вать свои действия в соответст-вии с пос-тавленной задачей. Умение в сотрудни-честве рабо-тать по намеченно му алгорит. |
6 | Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи | Анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня» - Одним из военных поэтов-бойцов был Константин Михайлович Симонов. - Стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь» прочитает Анна. Анализ стихотворения. - На что, по лирическому исполнению, похоже данное произведение? - В чём особенность построения текста? - В чём особенность звукописи в тексте? | | | Биография К. Симонова. Рассказывает подготовленный ученик. (Прил. 6) Выр. чт. наиз. стих. Симонова «Жди меня, и я вернусь». (Прил.6) Высказывают свои предполо-жения,вступат в диалог, высказ. свои мысли. Строят предлож. Отв. уч.: стих. звучит, как призыв, послание. Ответы учеников: призывность, повторение слов «Жди меня, когда…», пафос. Отв.уч.: прием аллитерации создает особую напряжённость в тексте, певучесть. | Слушать собеседника, строить выска-зывания, полно и ясно выражать свои мысли. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное меж-лич.восприятие. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Самостоятель-ное создание способов решения проблем. | Демонстри-руют пра-вильное по-нимание поставл. вопроса. | Осознают качество и уровень усвоения. Устанавли-вают при-чинно-следствен-ные связи. |
7 | Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону | Творческая судьба Булата Окуджавы. (Слайд 14) Слово учителя: - Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Работа с учебником. С.179-180. Учитель: Послушайте стихотворение Б. Окуджавы «Песенка о пехоте». - Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б.Окуджава? - Почему стихотворение можно назвать трагедией? (Слайд 15) Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги». - Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя. Звучит песня «Дороги». Анализ песни. – Почему песню называют исповедью? - О чём она? | Инд.сообщ. ученика о творч.судьбе Б.Ш.Окуджавы. (Прил. 7) Слушают учителя. Группа уч-ся демонстрир. проект песни «Дороги» (видеоролик) | Умение пользоваться доп.лит., уме-ние находить нужную инф. Умение пользоваться доп. инф.. Умение выделить необходимую инф., система-тизировать собственные знания. Остальные слушают сообщение и смотрят видеоролик. | Одноклассники слушают сообщение и дополняют его. Выраз.чтение стих.подготовленным учеником. Участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме. Дети участвуют в дискуссии. - Эта песня как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдержать в минувшей войне нашему народу. | Уметь слушать и понимать речь других. Выраз. читать, понимать на слух ошибки окружающих. Понимать на слух ответы уч-ся. Уметь фор-мулир. собств. мнение и позиц. Уметь использ. речь для регу-ляции своего действия. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. | | |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Слайд 16. Слово учителя: - Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Беседа. - Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня? - Какую тему поднимает каждая из песен? -Что сближает фронтовые песни с песнями народными, как вы думаете? - Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен? - Какие ещё стихотворения и песни, посвящённые Великой Отечественной войне, вам известны? Что вас больше всего в них затронуло, поразило? - Какое впечатление осталось у вас от урока? | Учащиеся делают выводы. | Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в диалоге, ведут дискуссию. | Уметь слушать и понимать речь других. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивают свои дости-жения на данном этапе работы. | Адекватно оценивают достижения друг друга. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | (Слайд 18) -Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке? -Остались ли довольны своей работой на уроке? - Что мешало и что помогало достичь цели? -Как оцениваете свою работу на уроке? -Сделайте друг другу комплимент, похвалите друг друга, оцените деловые качества, сделайте комплимент в чувствах, в котором вы оцениваете вклад друг друга в урок и поблагодарите друг друга и учителя за проведенный урок. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке. (Слайд 17) а) Выучить любое стихотворение о войне. б) Сочинить стихотворение или песню о ВОВ, в) Презентация на тему «Песня о Великой Отечественной войне». | | | | | Оценивают свою деятель-ность, достигнутый результат. Уч-ся выбирают д. з. из предложен-ного материала. | Осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Адекватное восприятие оценки учителя. Формирова-ние границ собственно-го знания и незнания. |