В.Г.Короленко
«В дурном обществе…»
Цель: создать условия для развития нравственных качеств личности.
Обучающая:
- Учить анализировать текст.
- Учить сравнивать противопоставленные образы и делать выводы.
- Характеризовать литературного героя.
- Определять причины различных отношений между родителями и детьми.
- Определять позицию автора.
Воспитательная:
- Создать условия для осознания отношений между родителями и детьми.
- Воспитание толерантного отношения к окружающим.
I. Орг. момент:
Здравствуйте!
Я хочу с вами познакомиться. Напишите, пожалуйста, своё имя в воздухе. И я напишу. Меня зовут Е.С.. Поздоровайтесь друг с другом большим пальцем, а теперь рукой. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям. Спасибо!
Выберите цветную бумажку, которая соответствует вашему настроению и напишите на ней слово, которое всплывает у вас при упоминании повести «В дурном обществе». Приклейте на чистый лист бумаги, который лежит у вас на столе.
II. Актуализация знаний.
- Назовите, пожалуйста, какие слова вы написали.
- Почему вы выбрали именно эти слова?
III. Подход к теме. Формулировка темы.
- От чьего имени ведется рассказ?
(рассказ ведется от имени Васи.)
- Какой Вася?
- Кто помог скрасить последние дни Маруси?
- Вы бы отдали свою любимую игрушку нуждающимся?
- Как Вася пришел к такому решению?
Сегодня мы рассмотрим путь Васи к добру и правде? (Слайд – тема урока)
IV. Целеполагание.
- Что такое путь?
- Что такое добро?
- Что такое правда?
- Если путь – это дорога, то как он шёл к добру и правде о своём отце?
- что для этого будем делать?
- Как мы будем постигать этот путь?
Задачи: (слайд)
- анализировать текст;
- читать;
- сравнивать героев;
- характеризовать героев.
V. Открытие новых знаний.
1 этап.
- Вспомните, пожалуйста, сюжет повести.
- О чем она?
Сейчас в группах сравним героев по вопросам.
У вас на столах лежат листочки с вопросами. Ответьте на них, сравнивая героев.
- Договоритесь, кто будет отвечать.
Работаем 5 мин.
Договоритесь, кто будет следить за временем.
Свои ответы подтверждайте цитатами из текста.
2 этап
Доклады групп, презентация результатов работы групп.
1 группа – девочки,
2 группа – судья и Тыбурций,
3 группа – Вася и Валек.
(Вопросы -Портрет
- Характер
- Социальное положение
- Отношение в семье
- Как автор относится к героям?
- Как вы относитесь к героям?)
- Внимательно слушаем, дополняем.
- Вот вопросы, на которые ребята отвечали, смотрим, слушаем, дополняем.
- Как Вася относится к обеим девочкам?
- Почему Маруся так сильно отличается от Сони?
-
1 пробл.- как относился Вася к своему отцу?
Чтение по ролям с.30.
«Вася считает, что его отец нехорош, не любит его, а Валек считает, что «судья – самый лучший человек в городе»
- Почему этот разговор заставил Васю глубоко задуматься?
- Что он понял про отца?
(посмотрел на отца с другой стороны; стал гордиться им; отец никогда не полюбит так, как Тыбурций любит своих детей).
- Ребята, как понять, что родители любят вас?
2 пробл.- Чем Маруся и Валек привлекли внимание Васи?
- Как заботился Вася о своих товарищах?
- Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?
(Характер Васи и его отношение к жизни очень сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере проявилось сострадание и умение смягчить чужую боль. Он увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)
Чтение по ролям с.34. (Выучить)
- Почему Вася уже не мог играть с ними безмятежно?
- Что понял Вася?
(что в мире есть обеспеченные и обездоленные)
3 пробл.- Как встретились Тыбурций и Вася?
- Какое впечатление произвёл Тыбурций на Васю?
Чтение с.37
- Почему это хорошо для Васи?
- как вы понимаете слова Тыбурция?
(научился относиться к обездоленным с жалостью; пожалел, помогал, понял, как им тяжело, понял отца).
Я хочу прочитать вам сцену разговора сына и отца.
Чтение с.46
Теперь передо мной стоял другой человек …
И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына.
Почему они теперь поняли друг друга?
(поняли, что узнали правду друг о друге. Не боятся признать свою вину.)
Это и есть путь Васи к добру и правде.
VI. Творческое задание.
А теперь напишите записку своим родителям 2-3 предложения. И если хотите отдайте её родителям. Или мысленно отправьте родителям.
VII. Рефлексия.
Выберите пожалуйста цветную полоску, которая отражает ваше настроение сейчас и напишите на ней, что вы поняли сегодня на уроке. Что взяли для себя?
- посмотрите, как изменилось ваше настроение.
- Поставьте оценки за работу друг другу.
Спасибо за урок!
Дом. задание на листочках.
Написать сочинение на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси»
Составить вопросы к прочитанному произведению.