Определение темы урока учащимися -Отгадайте загадки: Заворчал живой замок, Лёг у двери поперек. Две медали на груди - Лучше в дом не заходи. Белый хвост, чёрный нос Наши тапочки унёс В уголок под кровать И не хочет отдавать. -Кто догадался, о ком мы будем сегодня читать рассказ - Какие цели вы можете поставить перед собой на урок ? | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя: - Загадки о собаках, значит сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом о собаке. Высказывают предположения по теме урока, ставят цели. 1) Познакомиться с новым рассказом. 2) Учиться высказывать своё мнение по прочитанному. 3) Упражняться в выразительном чтении текста. | Личностные: самостоятельно формулировать тему урока; совершенствовать умение переносить на свой жизненный опыт Познавательные: анализировать ситуации; Регулятивные: учиться работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей |
1.Сочетательный диалог. Сегодня познакомимся с новым рассказом. Чтобы узнать, кто автор этого рассказа, надо вспомнить известные нам произведения. а) Как называется рассказ о профессоре Пирогове, который помог семье Мерцаловых? б) В каком рассказе вы встретились с собакой по кличке Арто? в) Стихотворение Бунина об осени. г) Рассказ, с которым познакомимся сегодня. д) В каком рассказе вы познакомились с девочкой Надей и слоном Томми? Знакомство с биографией автора. (можно предложить подготовить сильному уч-ся) 2.Групповая работа. Словарно-лексическая работа (у детей на партах листы, - В этом рассказе есть слова непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначат, какими словами их можно заменить (обсудите своё предположение с соседом по парте) 3. Чтение рассказа хорошо читающими детьми. Ребята прочитают рассказ, а вы слушайте и думайте, какие отношения были у Барбоса и Жульки? 4.Работа над осознанным чтением. -Понравился ли вам рассказ? - Какое впечатление он на вас произвел? - Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак? - Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему? -О чем говорит её поступок? - Как вы думаете, почему собака умерла? - Как вы оцениваете поступок Барбоса? -Как люди относились к животным? Кто лучше всех понимал собак? -Что, по-вашему, является, кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия)? -Что вас рассмешило? Что показалось грустным? -Какому герою ты больше всего сопереживал? Почему? -В чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор? - Как думаете, как сложится судьба героя? - Назовите героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим произведением. Выборочное чтение. Найди и прочитай описание вида Барбоса. Описание Жульки. Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего внешний вида собаки. | Разгадывают кроссворд, выделяют из букв фамилию автора. А)( «Чудесный доктор») Б)(« Белый пудель») В) ( «Листопад») Г)( «Барбос и Жулька» ) Д) («Слон»). Куприн жил в 19 веке. Отец Иван Иванович, мелкий чиновник умер, когда мальчику был 1 год. Мать Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из древнего татарского рода. Осталась с 3 детьми без всяких средств к существованию. Переехали в Москву, поселились во вдовьем доме. В 6 лет отправила сына в сиротский пансион. Он один из первых поднялся на воздушном шаре, едва не погиб на самолете, носился в бурю по морю с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Работал корреспондентом, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком суфлером. Широкоплечий с узкими зоркими глазами на татарском лице Куприн менее всего походил на писателя. Он любил русскую природу, превосходно знал повадки животных. Он учит любить «младших братьев» - животных. Легко находит общий язык с ними. Я ни разу не видел, чтобы он прошел мимо пса по улице и не остановился, чтобы погладить его», - вспоминал друг. Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Флирт – любовная игра, кокетство. Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья. Чиновники – государственные служащие. Деликатный – вежливый, мягкий в обращении. Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. Триумф – блестящий успех. Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.) Репяхами – репейник. Искони – издавна. Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. Читают рассказ, отвечают на вопрос учителя. Высказывают своё мнение о прочитанном. Чтобы было понятно , какой у них был характер. (Л.Н.Толстой «Лев и собачка».) Выполняют задание учителя. Делают вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. | Личностные: -принимать и удерживать цели урока Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -принимать позиции других людей Регулятивные: овладевать умением работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей Личностные: переносить на свой жизненный опыт Познавательные: учиться анализировать ситуации; Регулятивные: овладевать умением работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей Познавательные: Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; устанавливать аналогии, учиться строить рассуждения. Познавательные: учиться анализировать ситуации; Регулятивные: овладевать умением работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог. |
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Какая пословица, поговорка, крылатая фраза могла бы лучше передать характер героев? (Записаны на доске) «Кто дрожит – тот лежит». «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». «Сам погибай, а товарища выручай». Рефлексия. А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Если у вас всё получалось и вам понравилось помести «смайлика» на верхнюю ступень «Лестницы успеха», если возникали трудности, вам предлагаю расположить «смайлик» на ступеньку пониже. Если у вас ничего не получалось – вашему «смайлику» соответствует ступенька нижняя. Кто по вашему мнению сегодня на уроке был самым активным? | Определяют цель учебного задания, контролируют свои действия в процессе его выполнения, оценивают правильность выполнения, обнаруживают и исправляют ошибки. Определяют и обосновывают место новой буквы на «ленте букв». Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свои достижения Учащиеся оценивают свою работу на уроке. | Личностные: - самостоятельно определять качества своей работы на уроке; - принимать и удерживать цели урока Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - принимать позиции других людей |