СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению Тема: А.П. Гайдар "Горячий камень".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока  по  литературному чтению. Тема: А.П. Гайдар "Горячий камень".

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Гайдара.

2. Развивать навык анализа прочитанного текста; составления плана.

4.Развивать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения, творческую активность учащихся;

5. Воспитывать стремление к добрым поступкам, к труду, любви к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению Тема: А.П. Гайдар "Горячий камень".»

Открытый урок по литературному чтению

Тема: А.П. Гайдар "Горячий камень"

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Гайдара.

2. Развивать навык анализа прочитанного текста; составления плана.

4.Развивать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения, творческую активность учащихся;

5. Воспитывать стремление к добрым поступкам, к труду, любви к Родине.

Оборудование: рассказ “Горячий камень”, портрет А. П. Гайдара, альбомы, карандаши, фломастеры, пазлы, листочки с заданием.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи. У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям. Итак, за работу.

2. Разделение учащихся по группам. Методика «Сборка картинок из пазлов». Ученикам раздаются пазлы. Они собирают картинки и рассаживаются в группы.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Что было задано на дом? (Самостоятельно узнать биографию А.П. Гайдара). Вы провели исследовательскую работу, искали информацию о жизни и творчестве Аркадия Гайдара, и сегодня в группах подведем итоги вашей работы. Вспомним правила работы в группах:

  • Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  • Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  • Говорите по цепочке, коротко, ясно, чтоб каждый участник группы мог высказаться.

  • Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  • Представителя от группы выбирайте того, кто сможет уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

Расскажите друг другу, что узнали о жизни Гайдара из энциклопедий, справочников. Обобщив знания в группе, выберите самые важные, на ваш взгляд, моменты из биографии писателя.

1 группа - детство и молодые годы.

2 группа - начало его творчества.

3 группа - жизнь во время Великой Отечественной Войны.

Подготовка и выступление групп.

4. Актуализация знаний.

Учитель: Слово человека становится стократ сильнее, если за ним – личный пример. За поучительными книгами Гайдара – собственная примерная жизнь, за его призывом к подвигу – личное самопожертвование. Верно сказал поэт:

Любимых детских книг

творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить

боец,

И умер, как солдат.

С. Маршак.

Аркадий Гайдар был участником Великой Отечественной войны. Какой праздник мы отмечаем 9 мая? Подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти нашего народа.

А сейчас предлагаю Вам в своей группе составить по 3 вопроса по самым интересным фактам биографии писателя, которые мы сейчас узнали, и задать их другим группам.

5. Открытие новых знаний. Работа над произведением.

Учитель: Есть много замечательных произведений Гайдара, и с одним из них мы сегодня познакомимся, оно называется «Горячий камень». Произведение было написано в апреле 1941 года. А в августе-сентябре, когда уже шла Великая Отечественная война, его опубликовали в журнале "Мурзилка". Говорят, что произведение "Горячий камень" звучит как завещание, он написал его за 2 месяца до гибели от фашисткой пули. Сегодня на уроке мы проведём исследования и постараемся понять, что же завещал нам Аркадий Петрович, чему учит нас это произведение.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

5.1 Словарная работа.

В тексте встречаются слова, толкование которых мы сейчас рассмотрим.

Сельсовет

Колхоз

Кооператив

Холщевые рукавицы

Белая армия

Тиф

Цигарка

В произведении упомянуты события, связанные с историей страны - это Великая октябрьская социалистическая революция, гражданская война, годы восстановления народного хозяйства. Гайдар, как и главный герой сказки, не был сторонним наблюдателем происходившего. Напротив, все события оставили заметный след в судьбах автора и старика.

5.2 Составление плана рассказа “Горячий камень”.

1 Колхозный сторож.

2 Добрый старик.

3 Ивашка набрел на камень.

4 Благородный Ивашка.

5 Тяжелая работа.

6 Разговор на горе.

7 Неразбитый камень.

5.3 Этап первичной проверки понимания текста.

Выскажите ваше мнение, понравилось ли произведение. Определить жанр произведения. Сказка - это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, сил. Это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. От чьего имени ведется рассказ? Назовите главных героев рассказа.

Продолжим наше исследование и работу в группах. Будете составлять рассказ о старике, Ивашке, читать по ролям.

В каждой группе дается задание - вопросы, которые помогут составить рассказ (На листах дети в форме рисунков и записанных предложений фиксируют образ героя).

1 группа – рассказ о старике.

2 группа – рассказ об Ивашке.

3 группа – чтение по ролям 6 части.

Выступления групп (представитель группы делает доклад о своем герое, план ответа и рисунок героя вывешиваются на доску)

Учитель: В сказке мы знакомимся с двумя счастливыми людьми - стариком и Ивашкой. А теперь выясним из произведения (найти и прочитать):

  • Чем закончилась попытка незадачливого Ивашки поживиться колхозными яблоками?

  • Переживал ли Ивашка, совершив такой поступок? Из каких слов это видно? (обратить внимание на глаголы: забрёл – шёл бесцельно, тихо, видимо думая над тем, что случилось), попал – случайно оказался).

  • Какие мысли заставили Ивашку поднимать камень?

  • Почему Ивашка был счастливым и как ему представляется счастье?

  • Что было счастьем для старика, почему себя он тоже считал счастливым человеком? Как он сам оценил свою жизнь? (Прошла трудно, но ясно и честно)

  • Тяжёлая трудная жизнь была у старика. Захотел ли старик по-другому прожить свою жизнь?

  • О чём мечтал старик со своими товарищами в молодые годы?

  • Почему Ивашкино счастье кажется таким маленьким по сравнению со счастьем старика?

  • Что должен был понять Ивашка? Чего хотел старик?

  • Почему долгие годы камень оставался неразбитым?

На доске записаны пословицы, объясните, как вы понимаете их значение? Можно ли их связать с нашим рассказом?

1 группа - Жизнь пройти – не поле перейти.

2 группа - Жизнь дана на добрые дела.

3 группа - Как живешь, так и слывешь.

5.4 Личное отношение к событиям произведения.

Представьте себя главным героям этого рассказа – Ивашкой и все, что происходит с ним – это происходит с вами. Так скажите, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы так достойно, как старик, прожить жизнь? Какой сделали вывод для себя? (выбрать: добрый, храбрый, внимательный, заботливый, настойчивый, честный, скромный, порядочный, смелый, отважный или злой, трусливый, жадный, лживый, грубый).

6. Итог урока.

Как вы думаете, что же завещал нам А.П. Гайдар? (ответить словами из текста). Обращаясь в сказке к маленьким читателям, Аркадий Гайдар говорит сокровенное о себе самом: «И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!» Люди по-разному понимают, что такое счастье. Произведение А. Гайдара «Горячий камень» учит, что самое большое счастье выпадает на долю тех людей, которые живут вместе с народом, трудом стараются умножить красоту, богатство своей страны. И помнить, что нужно творить добро в своей жизни вовремя, потому что жизнь нельзя повернуть вспять, как в сказке. Рассказ этот – как бы прощальный завет детям - жить честно и смело, тогда о вас люди скажут: «Он не зря живёт на земле!»

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

7. Рефлексия.

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Перед вами «мишень», закрасьте те части, которые считаете нужным: были активными участниками – закрасьте верхний сектор слева, было понятно – закрасьте другой сектор и т. д.

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!