I. Организационный момент. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Ребята! Сегодня у нас много гостей! Все они пришли посмотреть, как вы работаете на уроке литературного чтения. Повернитесь к ним, улыбнитесь и тихонько садитесь. Начать наш урок я бы хотела со следующих слов: И где бы ни бывали мы, Тебя не забывали мы… Простая и сердечная Учительница первая моя… (Юрий Михайленко) Почему так трогательно говорится о первой учительнице? Первый урок, первый звонок… Совсем недавно, и вы были первоклассниками. Эти школьные события мы вспоминаем с теплотой, а с годами эти воспоминания нас поддерживают и согревают. А как вы понимаете слово педагог? У вас на столах лежат выписки из различных словарей. Прочитайте. Слово «педагог» синоним слов «учитель», «воспитатель», «наставник». А пришло оно к нам из греческого языка и переводится как «сопровождающий ребенка». А как вы думаете, можно ли педагогом назвать учителя, который работает не только с маленькими детьми (водит их за руку в школу), но с людьми любого возраста: старшими школьниками или студентами, которые завтра станут учителями? На протяжении всего урока мы с вами будем выполнять задания. За каждое выполненное задание мы с вами будем открывать слово и слова на доске и в конце урока мы должны собрать ключевую фразу, которая связана с тем, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. | |
II. Актуализация знаний и мотивация | Чтобы уметь хорошо читать, надо уметь чётко проговаривать каждый звук, и помогут нам скороговорки. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните и повторяйте за мной. У Фани фуфайка, у Феди туфли. Звенит звонок, звонок зовёт, И Федя в класс к себе идёт. Читаем медленно, быстро. Попробуйте прочитать с удивлением. Попробуйте прочитать с восхищением. | - Читают скороговорку по заданию учителя. |
IV. Работа по теме урока Словесный: беседа, слово об авторе Практический: работа со словарными словами. Работа с книгой: чтение текста. | - Давайте с вами вспомним о жизни и творчестве Н. Носова. У вас на столе лежит текст, где написана биография автора. Я читаю, а вы внимательно следите, потому что потом вам нужно будет выполнить задание. Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье актёра. В годы учебы увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Он не сразу стал писателем и сменил множество профессий. Первые рассказы Николай Носов сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Книги его переведены на разные языки и с таким же удовольствием, как у нас в стране, читаются за рубежом. Книги Н. Носова нравятся детям, потому что в них рассказывается о таких же как они, непоседах, изобретателях и фантазерах – словом, об обычных мальчишках и девчонках. Носов не выдумывал героев, а находил их везде – по соседству, в гостях, просто на улице, и слушал, и позволял услышать своим читателям их рассказы о жизни, о друзьях, о самих себе. (Рассказ учителя) Сейчас я буду вам по очереди показывать факты из биографии Н,Н,Носова и других авторов. Вам нужно будет определить, что относится к Н.Н.Носову и прикрепить его на доску. - Замечательно. Вы справились с первым заданием – оцените свою работу, если у вас все получилось, то поставьте плюс, галочку напротив улыбающегося смайлика, если же возникли некоторые трудности в выполнении задания, то поставьте. плюс, галочку под смайликом с нейтральным выражением. Давайте откроем часть фразы. - Когда вы читали произведение дома, я попросила вас карандашом отметить те слова, которые вам непонятны. Назовите их. У вас на партах лежат листочки. Соедините стрелкой слово и его определение. Словарная работа - Давайте сейчас их разберем. Рокочущим басом – низким мужским голосом Титулярный советник – гражданский чин 9 класса Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами. Борзая – быстрая. Репродуктор- Устройство для громкого воспроизведения звука. - Замечательно. Вы справились с первым заданием – оцените свою работу. Давайте откроем часть фразы. Возьмите желтый конверт и посмотрите какое задание вас ждет. Из репродуктора послышались звуки рояля. Дома никого не было. Он отрегулировал репродуктор. Пойду лучше к Юре Сорокину. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново. - Верно. И он перепутан. Вам нужно восстановить цепь событий в рассказе и записать правильный порядок цифр рядом. Оцените себя. - Замечательно. Вы справились с еще одним заданием, а значит мы можем открыть следующую часть фразы | Выполняют задание учителя. Один из учеников открывает конверт и вешает слово на доску. - Отвечают на вопросы. - Цитатный план. - 2, 3, 1, 5, 4. Один из учеников открывает конверт и вешает слово на доску. |
| 1. Выборочное чтение. - Найдите и прочитайте, что обрадовало Федю, когда он пришёл домой? - Как он это объяснил? - Прочитайте, как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам. - Найдите и прочитайте, как Федя знакомился с условием домашней задачи. 2. Выразительное чтение по ролям. - Получилось ли у Феди решить задачу во время первой песни? - Прочитайте этот отрывок самостоятельно и отметьте слова героев. - Сколько действующих лиц в этом отрывке? (3) - Назовите их (Автор, Федя, певец). Читаем по ролям отрывок. -А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки -Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? - А как бы вы поступили? -Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? - Почему Федя не мог решить задачу? Найдите и зачитайте, на что отвлекался Федя? -Чем заканчивается рассказ? Слайд 19 -Сейчас мы проведем в классе эксперимент. Прочитайте инструкцию. Цель: проверить, можно ли делать два дела сразу, не ошибаясь. Алгоритм работы Работайте индивидуально. По сигналу учителя начинайте решать пример и слушайте слова песню. Сделайте вывод. - Я засекаю время. Решайте. - Стоп. Кто успел решить? Кто сбился? - Назовите ответ. - Что помешало сосредоточиться? - Песня? О чем была песня? Кто помнит слова? - Так можно ли делать два дела сразу — решать и слушать музыку? Замечательно! Оцените себя. Давайте откроем следующую часть фразы. Слайд 20 - Прочитайте пословицы и скажите, какая из них подходит к нашему рассказу и выражает главную мысль. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ум хорошо, а два лучше. Делу время, потехе час. Сделал дело, гуляй смело. - Сформулируйте главную мысль. Главную мысль мы положим в кузовок и запомним. 4. Вторичный синтез. Упражнение «Отзыв». ( Карточки на партах) - У вас на партах лежат карточки. Дайте характеристику главному герою рассказа в этих карточках. (Работа в парах) - Какую характеристику вы дали герою? Прочитайте. Что бы вы посоветовали Феде? Какие черты характера ему необходимо развивать? Как автор относится к герою своего рассказа? Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять? | (отсутствие мамы и сестры (никто не будет мешать делать уроки) («Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»). Включил радио, решил делать уроки под музыку Не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки. Выполняют действия, предложенные учителем Делает сразу несколько дел. Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио. Федя имел плохую привычку – одновременно с выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор. Выполняют действия, предложенные учителем Пошёл к другу. Выполняют действия, предложенные учителем Решают пример под музыку Дети поднимают руку Песня Дети отвечают на вопрос учителя Трудно, невозможно Выполняют действия, предложенные учителем Не делай сразу два дела, не отвлекайся. Федя Рыбкин-школьник. Он довольно ответственный мальчик, хотя и не всегда организованный. Например, он сел решать домашнее задание по математике, но при этом включил телевизор и постоянно отвлекался и не мог сосредоточиться. В результате, задача не решалась и Федя совершенно запутался. Но всё-таки он решает довести дело до конца и идёт к своему другу, Юре Сорокину, чтобы вместе решить задачу. Это характеризует Федю Рыбкина с хорошей стороны. |
Подведение итогов Рефлексия | Ну что же, мы выполнили все задания и теперь мы можем собрать фразу. Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. Слайд 22 -Какие учебные задачи мы ставили перед собой? - Справились ли мы с поставленными задачами? - Итак, какую главную мысль рассказа мы с вами сегодня узнали, и какой вывод из этого можем сделать? Как вы понимаете эту фразу? Посмотрите на свои листы само оценивания. Хорошо проанализируйте свои плюсы. и приклейте нужный смайлик. SMSка учителю». – Учащимся предлагается отправить учителю «SMSку» с использованием рисунков-смайликов. Смайлики: - улыбка - хорошо работал, доволен собой; - нейтральное лицо - хорошо работал, но умею еще лучше; - унылое лицо - работа не получилась, не доволен собой. Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий его работе на уроке и приклеивают его на «мобильный телефон». | Учитель помогает ученику раскрыть его лучшие качества и таланты, обрести необходимые знания. От вашего профессионализма, опыта и педагогического мастерства во многом зависит, какими вырастут наши дети. |