урок литературного чтения в 3 классе
ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН.
«ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М.Гаршина, произведением «Лягушка-путешественница»; учить детей понимать глубину содержания произведения, рассуждать; развивать внимание, наблюдательность; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя: понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет В.М. Гаршина, книга «Всеволод Гаршин.Собрание сочинений. Литературная гордость Луганщины», книга «Художественная галерея. И.Репин», карточки для речевой разминки, керамическая фигурка лягушки, аудиосказка «Лягушка-путешественница», иллюстрации к сказке.
Ход урока
Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. 8 мин
1.Рассматривание рисунков, подготовленных уч-ся к «Сказке про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» Д. Мамина-Сибиряка.
2. Как бы вы объяснили смысл пословицы «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет»?
III. Речевая разминка (работа над техникой чтения) 2 мин
Учащимся раздаются индивидуальные тексты для чтения за одну минуту.
Учащиеся читают вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Упражнения по таблице В.Базарного(зрение)1мин
IV. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя об авторе сказки. 5мин
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)- русский писатель. Родился на хуторе Гаршиновка недалеко от г. Старобельск (Луганская область). (портрет) (запись в рабочей тетради по литературному чтению).
За недолгих 33 года своей жизни писатель успел пожить в Харькове, Одессе, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, многих российских губерниях, прошел в составе пятой роты 138 Болховского полка русской армии Болгарию, Молдавию и Румынию. Но Родиной для него всегда оставался Старобельск.
Куда бы не заносила его судьба, всегда вспоминал он родной хуторок Гаршиновка в Литвиновом яру Екатеринославской губернии. Зимой семья перебиралась в Старобельск.
Старобельчане бережно относятся к памяти великого земляка. В 1969 г. Был открыт памятник Гаршину, одна из улиц города названа именем писателя. (фото)
Мама писателя, Екатерина Степановна, знавшая несколько иностранных языков, оказала огромное влияние на сына. Некоторое время она была разлучена с ним. В 1864 году мальчик переехал в Санкт-Петербург к матери и поступил в гимназию. В 1874 г.-в Горный институт. В 1877 г. началась Османская война (Турция) и Гаршин стал добровольцем. Был ранен. Когда он находился в госпитале, написал свой первый известный рассказ «Четыре дня».
Творческое наследие Гаршина вмещается в одну книгу (демонстрация книги), но значение её огромно. Уже при жизни, известные русские писатели оценили творчество Гаршина. И еще одна интересная деталь. Илья Репин, известный русский художник, написал портрет Гаршина (демонстрация), который находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Так же в картинах Репина «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» мы тоже можем увидеть лицо Гаршина.
2.Введение в сказку «Лягушка-путешественница» 2 мин
Героиня сказки может поместиться у меня на ладони.
Загадка
Выпучив глаза, сидит,
По-французски говорит,
По-человечьи плавает,
Хорошо прыгает.
(демонстрация керамической фигурки лягушки)
Физкультминутка 2 мин
3.Слушание аудиосказки (дети следят по учебнику) 12 мин
4.Беседа по прочитанному- проверьте себя, внимательно ли вы слушали.
2 мин
- Какое время описывается в сказке? (осень)
-Что интересовало Лягушку в рассказе о юге? (много мошек и комаров)
-Чем Лягушка прицепилась к прутику? (ртом)
V. Итог урока. 4 мин
-Составим синквейн про лягушку (вспомнить, что такое синквейн)
Например:
Лягушка
Любопытная, смелая
Квакала, соображала, летела
Лягушка путешествует с утками.
Путешественница.
Домашнее задание: перечитать сказку В. М. Гаршина «Лягушка- путешественница» (с. 188–195, часть 1-я), подготовиться читать по ролям.
Составить свой синквейн в тетради. 2 мин