Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе
по теме: Н. Носова «Клякса».
Разработала урок
учитель начальных классов
Абдулгаджиева Барият Ахмедовна
Цели: совершенствование техники чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
расширение словарного запаса детей;
развитие мировоззрения;
формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора;
воспитание на примере литературных героев.
Оборудование: книги с произведениями Н.Н.Носова, портрет писателя
1. Организационный момент. ( Эмоциональный настрой)
Здравствуйте , ребята !
Здравствуйте , гости дорогие!
Давайте улыбнёмся, друг другу, и от улыбок станет всем уютнее и теплее!
Стало в классе светлее даже.
В хорошем настроении примемся за работу.
Чтение стихотворения детьми
Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем знакомы отлично.
И чем там закончится - тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны.
1.Проверка домашнего задания.
Дети задают друг другу самостоятельно составленные вопросы по тексту Н.Носова «Огородники».
2.Подготовка к первичному восприятию текста.
Постановка цели урока.
Посмотрите на выставку книг
Догадайтесь, произведение какого автора сегодня мы будем изучать. Да, тоже Н. Носова. Но среди книг есть «лишняя» книга. Найдите её (книга Е.Носова).
Несколько слов о писателе
Вглядитесь в портрет писателя. Каким он вам представляется? Какие произведения писал Носов, в каком жанре? (рассказы). На какую тему? (0 детях).
Ребус
Посмотрите на слайд. Отгадайте название рассказа, который будем сегодня читать:
(После отгадывания на доске появляется обложка книги.)
Работа со словом.
Что обозначает слово «клякса»? (Ответы детей.) В словаре С.И.Ожегова можно найти ответ: «Чернильное пятно на бумаге»
Как вы думаете, это современное слово или устаревшее? Кто будет хорошо на уроке работать, тот будет иметь возможность после урока поставить настоящую кляксу.
Нам ещё встретятся слова
«флакончик туши» (пузырёк краски); «пятак» (монета в 5 копеек); «во всю прыть» (очень быстро); «потешаться» (смеяться не со зла), «покачала головой сокрушённо» (огорчённо), «сидел как на иголках» (беспокойно).
3.Первичное восприятие текста, проверка первичного восприятия.
(Чтение по цепочке).
Чем похож этот рассказ на предыдущий?
(он о детях; дети попадают в необычные ситуации, смешные и грустные одновременно; тексты поучительны).
4. Физкутминутка .Носов писал не только рассказы,но и стихи.Так на его стихи была написана знаменитая песня «В траве сидел кузнечик»Давайте под эту песню отдохнем.1мин
5.Анализ литературного произведения.
Откройте словарик настроений. Определите, какой этот рассказ по настроению? (серьёзный и грустный, смешной, радостный). Найдите слова из текста, которые подтверждают это.
Составление портретов главных героев
Каким предстаёт перед читателями главный герой рассказа Федя Рыбкин в начале рассказа? (зачитайте).
Как изменился ли Федя в конце истории? (зачитайте).
Какие чувства испытывал Федя за время этой истории? (На доске выписываются нужные слова).
Как вам кажется, Федю можно назвать шалуном или хулиганом? Почему?
Что заставило Федю измениться?
Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так?
Какой вы представляете себе Зинаиду Ивановну? (мудрой, справедливой).
Как вы считаете, права ли учительница в отношении к мальчику? (Докажите).
От лица кого ведётся рассказ? (от лица мальчика, ученика этого класса).
Что вы можете сказать о друге Феди? (поддерживал, предлагал резинку…)
Найдите пословицу, которая подходит к отношению двух друзей
(«Не в службу, а в дружбу»). Объясните её смысл.
Найдите рисунок к тексту и отрывок, который подходит к данной пословице.
6.Обобщение результатов анализа.
Чтение по ролям.
Как будем читать: громко или тихо? Почему (Тихо, так как идёт урок).
Каким тоном будем читать за Федю? (тревожным, беспокойным).
За Гришу? (озабоченным, деловым)
Работа со словарными словами. Ребята, чтобы содержание рассказа было понятным ,нужно поработать со словарными словами.3мин
7.Словарная работа
1.Работа по группам.
Тушь – акварельная краска специального приготовления для письма, черчения и рисования.
Флакончик – небольшая плотно закрывающаяся бутылочка.
Пятак – пятикопеечная монета.
Волдыри – водяной подкожный пузырь от ожога или от долгого трения.
Лишаи – кожная болезнь в виде сыпи, коросты.
Язвочки – гноящееся или воспалённое место на поверхности кожи.
Промокашка – промокательная бумага, используемая при письме чернилами (теперь бумажная салфетка).
2.Объяснение учителя.
Во всю прыть – (прыть – быстрота в беге) очень быстро.
Пиши пропало – всё закончится плохо
8.Итог урока.
Чему хотел научить нас автор? (Чтобы мы всё делали вовремя: учились на уроках, веселились на переменках; ответственно относились к тому делу, которым занимаемся). Какая пословица подходит к данному рассказу? («Делу время – потехе час»)
3.Творческое задание.
На выданных листочках нарисуйте кляксу и напишите пожелание Феде (под музыку).
Дорисуйте её таким образом, чтобы она «ожила». Как называется такой литературный приём? (олицетворение). Какой вы ещё знаете литературный приём? (сравнение). Сравните кляксу, на что она похожа? (на облачко, лужу…)
А кляксы на слайде на что похожи?
Вспомните, в какой сказке один нерадивый ученик поставил кляксу в тетради? (на доске – иллюстрация к сказке «Приключения Буратино»)
9.Самооценивание с использованием карточек красного, зеленого и желтого цветов.
10Домашнее задание.
Чтение по ролям; представить себя автором и подумать, что бы вы изменили в рассказе.
Время даром не теряйте-
Книги Носова читайте!
После урока дети ставят на листочках кляксы и делятся друг с другом мнением, на что они похожи.
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв коллег
об открытом уроке литературного чтения в 4 «б» классе
Н. Носова «Клякса»
учителя начальных классов
Абдулгаджиевой Барият Ахмедовны
Урок Барият Ахмедовна построила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый, наглядно-образный, объяснительно-иллюстративный метод; индивидуальную, фронтальную и самостоятельную работу учащихся.
При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка, были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках, а также вводятся новые понятия: «персонаж», «иллюстрация», главный герой и действующие лица, сказка народная и авторская.
Поскольку класс по уровню развития и сформированности умений и навыков является средним, то передо мной стояла задача создать на уроке такую атмосферу, чтобы каждый ученик был вовлечен в работу.
Урок Барият Ахмедовна старалась вести таким образом, чтобы ученики были активными участниками учебного процесса.
В содержание урока Барият Ахмедовны были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям, а именно:
- на речевой разминке при чтении стихотворения «Учебник» -предметные умения – чтение вслух плавно по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения;
- на этапе мотивации учебной деятельности формировались познавательные умения при разгадывании спрятанного слова «Рассказ»
- ученики прогнозировали содержание произведения по его названию и ключевым словам.
- во время словарной работы дети дают свое объяснение слов: тушь, флакончик, пятак, волдыри, лишаи, язвочка, промокашка;
- на этапе выборочного чтения формируются познавательные УУД, при выделении существенной информации из художественного текста, формировании навыков выборочного чтения.
- при составлении картинного плана рассказа дети устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев и соотносят прочитанный текст с данными картинками.
- при подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников с помощью приготовленных смайликов, где учащиеся оценили уровень работы на уроке.
Дети работали в парах, в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности.
Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель.
Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена физминутка, использовалась игра, что позволило детям двигаться, были использованы карточки на стенах, что способствовало развитию глазомера, детям были предложении скороговорки для развития речевого аппарата.
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв родителей
об открытом уроке литературного чтения в 4 «б» классе
Н. Носова «Клякса»
учителя начальных классов
Абдулгаджиевой Барият Ахмедовны
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок Барият Ахмедовна строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке прослеживалась межпредметная связь: с уроками ИЗО и окружающего мира.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 4 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками. Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения. Технология, поэтапного анализа по абзацам нового произведения, способствует развитию умения детей анализировать произведение, выражать своѐ отношение к прочитанному, развитию речи обучающихся. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Барият Ахмедовна поощряла детей, тем самым создавая благоприятную обстановку в классе. Учитель сумел мотивировать детей на продуктивную деятельность. Создавал условия для проявления самостоятельности учащихся.
Родители 4б класса