Акмолинская область
г. Кокшетау
ГУ «Средняя школа №12»
Открытый урок литературного чтения
во 2 «в» классе по теме:
Музафар Алимбаев
«Кто, если не ты?»
Подготовила:
учитель начальных классов
Тургумбаева Г.
Тема: Музафар Алимбаев «Кто, если не ты?»
Цель: Познакомиться со стихотворением М. Алимбаева «Кто, если не ты?»
Задачи:
• совершенствовать технику чтения, работать над выразительным осознанным чтением; формировать умение анализировать содержание прочитанного;
• развивать речь учащихся, память, творческие способности;
• воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Ход урока:
1. Организационный момент
Ребята, сегодня на наш урок к нам пришли гости. Поприветствуем их дружными аплодисментами.
1-слайд. А сейчас мы с вами посмотрим видеоролик «Экологическая сказка «Береги природу»
Вопросы:
- Какие чувства вы испытали, поглядев этот ролик?
- Как часто вам приходилось видеть содранную кору и сломанные ветки на деревьях? Отчего это происходит? Кто виноват?
- Как стать другом природы?
- Кто в ответе, за все живое на планете?
2-слайд. И так, сегодня мы будем говорить с вами об охране природы. Девиз нашего урока - «Берегите планету»
Вступительная беседа учителя.
3- слайд. Посмотрите, как загрязняется атмосфера?
4- слайд. Как загрязняются леса, реки, озера?
5-слайд. Сколько лет будут разлагаться бумага или пакет, который вы оставили в лесу?
«Мы знаем, что природу надо охранять. Но от кого?»
6-слайд. На этот вопрос мы получим ответ в конце урока. Сегодня у нас итоговый урок по разделу «Человек и природа» Мы с вами познакомимся с произведением М. Алимбаева « Кто, если не ты?» Сообщение темы и цели урока.
7-слайд. Биографию писателя рассказывает ученик.
Знакомство со стихотворением Музафара Алимбаева «Кто, если не ты?» (читает учитель)
Вопросы:
- Объясните, почему так названо стихотворение?
- Чему учит стихотворение?
- Как нужно охранять природу?
- Расскажите, были ли случаи, когда вам приходилось защищать природу.
Чтение стихотворения учащимися: стр 77-78
- Ребята, представьте, что вы оказались в лесу и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред.
8-слайд: Перед вами экологические знаки.
Подумайте, что же означает каждый (открываются по щелчку мыши, дети читают названия знаков)
НЕ РАЗОРЯЙТЕ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА
НЕ УБИВАЙ ЛЯГУШЕК И ЖАБ
НЕ ЛОВИ БАБОЧЕК, ШМЕЛЕЙ, СТРЕКОЗ И ДРУГИХ НАСЕКОМЫХ
НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ
НЕ ЛОВИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И НЕ УНОСИ ИХ ДОМОЙ
НЕ РВИ В ПРИРОДЕ ЦВЕТОВ
9-слайд. Чем же мы можем помочь?
10-слайд: сейчас во дворе зима. Но через месяц придет весна. Мы с нетерпением ждем прилета птиц. Я вам предлагаю физминутку “Прилетели птицы”.
Мы с вами поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что–то другое, то нужно хлопать.
Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(Дети хлопают.)
– Что неправильно? (Мухи)
– А мухи – это кто? (Насекомые)
– Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают.)
Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Если дети не обращают внимание на куниц, учитель объявляет счет: “Один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы”.
(Игра продолжается)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…
(Если дети не реагируют на страусов, еще одно штрафное очко. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
(Дети хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы–сплюшки,
Лебеди, скворцы…
– Все мы молодцы!
11-слайд. Литературная игра «Откуда эти строки?»
12- слайд.
1)«Я –человек, и я –повелитель, я должен брать плоды и ягоды, чтобы жить» (Как Человек с Землей поспорил. Кубинская народная сказка)
2) «Жадный рыбак- для себя –враг, для народа- паразит, а для рыбы-чума» (Клад Р.Погодин)
3) «А пускай летят,- говорит Старик.- Что от них толку: ни меду, ни воску,- волдыри только» (Сова В.Бианки)
4) «Счастливый путь, утята!» (Ребята и утята М.Пришвин)
13- слайд.
5) «-Знаю,- ответила мама. –Я уже приготовила для вас самые теплые одеяла» (Первый снег Туве Янсон)
6) «Ах, красавица! Ах, умница! Слезай! Я домой тебя доведу» (Девочка Снегурочка В.Даль)
7) «Тепло ли тебе, девица?» (Морозко Русская народная сказка)
8) «Теперь мне никогда не увидеть бельчонка Кирре» - думала она.» (Бельчонок и елочка Анне Сван)
( На интерактивной доске отображаются слайды со строками пройденных ранее произведений по разделу «Человек и природа», по щелчку мыши данные строки и ответы)
14-слайд. Домашнее задание:
Выучить стихотворение «Кто, если не ты?». стр 77-78
15-слайд: Итог урока.
Рефлексия. «Кто, если не я?»
(Дети встают в круг и произносят фразы, чем они могут помочь природе. Например: кто, если не я накормит птиц зимой?; согреет бездомную собачку; будет читать книги о природе, чтобы знать о ней больше и т.д.)