Республика Дагестан
Министерство образования и науки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОШ №5 с. Нижнее Казанище»


Методическая разработка урока по ФГОС
литературное чтение 1 класс
на тему:
«Почему «А» поется,
а «Б» - нет»
Подготовила:
учитель начальных классов,
Мусаева Саида Умаровна
2019 год
Методическая разработка урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1 «б»
Тема: «Почему «А» поется, а «Б» - нет»
Тип урока: комбинированный
Автор разработки: Мусаева Саида Умаровна
учитель начальных классов


Технологическая карта

Цели деятельности педагога | Развивать у детей речь, фонетический слух, развивать творческие способности, учить читать по ролям |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты образования | Предметные: читать правильно, выразительно с интонацией |
Личностные: прививать любовь к чтению, умение оценивать свою работу |
Метапредметные | Универсальные учебные действия |
Регулятивные | Воспринимать критику учителя и одноклассников, умение себя оценивать |
Познавательные | Умение характеризовать героев, содержание произведений |
Коммуникативные | Умение работать в парах, в группах, вступать в диалог с детьми |
Формы и методы обучения | Фронтальная, объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, понятия и термины | Алфавит, Гласные и согласные звуки, особенности их произношения, расположение звука в начале, середине и конце слова |
Образовательные ресурсы | Алфавит, картинки предметные, карточки для работы в группах, парах, карточки с пословицами (разрезать и собрать пословицу), портрет Кривин Феликс Давидович, произведение. |
Цели: создать условия для | Образовательные: | Усвоения предметных знаний | Закрепление произношения букв и звуков |
Формирования предметных умений | Формирования умений уметь различать гласные и согласные звуки знать парные, звонкие, глухие согласные |
Формирования межпредметных умений (ОУУН) | Развития умений |
Развивающие: | Развития речи | Развития умений грамотно формулировать мысль выражать мысли правильно построенными предложениями обогащать словарный запас новыми терминами |
Развития внимания | Концентрации. Переключаемости. Мобильности. |
Развития познавательного интереса | Развитие интереса к предмету и познавательного интереса через показ важности и полезности информации для каждого человека. |
Воспитательные: | Развития личностных качеств | Целеустремлённости через потребности ставить перед собой цели и достигать их. Чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся. Развитие заинтересованности в изучении литературного чтения. |
Формирования активной жизненной позиции | |
Структура целей урока
Педагогический и методический сценарий урока.
Этап урока | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Показатели выполнения задачи | Приложения |
Организация начала урока 2 мин | Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя. | Психологическая подготовка учащихся к активной работе на уроке. | Выполнение психологического упражнения. | Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования. | Компьютерные слайды |
Актуализация знаний 17 мин | Активизация и актуализация опорных знаний и умений. | Работа по алфавиту, гласные и согласны буквы и звуки | Ответы на вопросы, работа в группах | Принятие цели учащимися. Осознанное выполнение работ | Компьютерные слайды, карточки в группах |
Физминутка 1.5 мин. | Отдых | Выполнение упражнений вместе с учениками | Выполнение упражнений | Отдых | Видеоролик |
Изучение нового материала 17 мин. | Добиться от учащихся восприятия ,осознания, первичного обобщения, осмысления. | Чтение рассказа «Почему «А» поется, а «Б» - нет», его анализ, словарная работа, | Слушают учителя, ответы на вопросы, чтение стихотворения двух учеников. | Понимание учащимися нового материала, освоение изученного материал | Компьютерные слайды |
Продолжение изученного материала 5.5 мин. | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Дать возможность показать свое видение предложенной темы и проблемы | Чтение рассказа «Всегда вместе», чтение диалога учениками «Спор», работа в парах по предметным карточкам | Чтение диалога «Спор», работа в парах по карточка, выборочное чтение. | Умение применять полученные знания, умение работать в парахё | Компьютерные слайды, предметные карточки |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 2 мин. | Анализ успешности овладения ЗУН и способами деятельности. | Организация общения для самостоятельного подведения итогов. Рекомендации учащимся по ликвидации пробелов. Оценка активности учащихся. Оценка качества учебной деятельности учащихся словесно. | Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ её успешности: «На уроке было легко…», «На уроке было трудно…», «На следующем уроке необходимо поработать над…». | Формулировки новых знаний и умений, путей их формирования, причин успеха и неуспеха. | Компьютерные слайды |
Конспект открытого урока (1слайд)
по литературному чтению в 1 «б» классе
Тема: «Почему «А» поется, а «Б» - нет»
I. Организационный момент
Готовность к уроку
«Здравствуйте» -
ты скажешь человеку: «Здравствуй»
- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет целый век. (2СЛАЙД)
Ребята, а почему мы здороваемся? Мы желаем друг другу здоровья. И поэтому ребята, если мы будем каждый день здороваться, мы будем желать здоровья, никто не будет болеть.
Приветствие гостей (Кивком приветствуем гостей)
Я желаю, чтобы провести этот урок с хорошим настроением, как у этого солнышка. (3СЛАЙД)
II. Актуализация знаний
Мы закончили азбуку и начали литературное чтение
Чему нас научила азбука?
Чему научились мы?
А что такое алфавит? Или как его называют правильно! А какой ещё мы знаем алфавит? (алфавит родного языка, но там есть небольшие изменения) (4СЛАЙД)
Сколько букв? А звуков живет в алфавите?
На какие группы делятся звуки?
Сколько гласных? Почему они гласные?
Что можете сказать о гласных звуках?
у и о ы э – обозначают твёрдые, я е ю ё и – мягкие согласные.
А согласных сколько? Почему они согласные? (звонкие и глухие)
Что можете сказать про Ь и Ъ?
Давайте разберем слова ШАПКА – какие звонкие, гласные, согласные, глухие.
Из букв можем составить слоги из слогов слова, из слов предложения. Из чего состоит предложение.
Ребята! Как вы думаете, какая бывает речь? (устная и письменная) (5 СЛАЙД)
А что означает устная речь, письменная речь.
Давайте над этим поработаем.
Сейчас у нас с вами работа в группах.
(Карточки – работа в группах, с разноуровневыми заданиями- отметка в углу)
Доказывают, анализируют – каждое задание.
Произносят звуки и характеризуют их (гласные и согласные, почему они гласные и согласные).
Оценивание за работу в группах. (МОЛОДЦЫ, УМНИЧКИ)
Физминутка.
Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два –изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Продолжаем работу.
Прочитать зашифрованные слова на слайде. (Шмель, змея, собака, врач).
Вам нужно переставить буквы так чтобы получить слово. (6СЛАЙД)
Какое слово лишнее? Почему? (врач)
(7СЛАЙД) Как жужжит шмель? – Жжжж (звонкая, парная)
Произнесите. Какой это звук?
Как рычит собака?- Ррррр (звонкая, сопрон)
Произнесите. Какой это звук?
Как шипит змея?- Шшш (глухая, парная) Какое правило мы знаем?
Произнесите звук ш какой это звук? Глухой, парный
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? А-а-а-а-а-а-а
Произносите звук а какой это звук? Гласный
Что делает рядом с согласным? (обозначает твердость согласн.)
(8СЛАЙД) О чем мы говорим. Какая тема? Чтение чистоговорки.
Жу-жу Жа-жа Жи-жи Же – же Жо – жо

III. Физминутка (видеоролик) (9СЛАЙД)
IV. Изучение нового материала.
Какие буквы спрятались (картинки – солнышко, кошка, арбуз, капуста, ананас) (10 СЛАЙД)
Какое слово у нас с вами получилось СКАЗКА
Как начинаются сказки? (Жили- были)
А какие мы с вами читали сказки? Вспомним как они начинаются.
И сегодня мы прочитаем произведение и вы скажите сказки или это рассказ.
А написал этот рассказ писатель Кривин Феликс Давидович (фото) (11 СЛАЙД)
(Автор детских книг)
Послушайте. (Читаю? Рассказ «Почему «А» поется, а «Б» - нет» - по учебнику)
Как вы думаете рассказ это или сказка? Почему?
Словарная работа.
Что такое рассказ? – это небольшое произведение,
где описывается чаще всего один эпизод. (Выборочное чтение.)
Найдите звуки которые можно петь и прочитать?
Как называет их писатель? (хорошо поставленными голосами).
Это голоса людей, научившихся хорошо и выразительно петь.
Давайте споем, а о у и ы (12СЛАЙД)
Это звуки и называются гласными от слова глас, голос, то есть они голосные.
А какие нельзя петь Р, Б, В, Ж и т.д.
Почему? Что мешает нам? Найдите это место в тексте.
– А какие поголосистее, найдите это.
Найдите, где говорится о гласных?
Найдите, где говорится о согласных.
Стихи читают ученики (одев форму):
Хабидат: Гласные тянуться в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Саид: А согласные согласные
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-Ссс… - змеиный слышен свист.
- Шшш…- шуршит опавший лист.
-Жжж… - шмели в саду жужжат.
V. Продолжение изучения нового материала
Работа в парах (картинки предметные)
Давайте послушаем сценку о гласных и согласных. «СПОР»
Автор – Латифа, гласные - Марьям, согласные – Умар.

Как вы думаете, какие звуки важнее?
Кто по-вашему прав гласные или согласные. Почему?
А как нужно жить? Надо ли спорить? И мы должны жить дружно и не спорить.
А теперь послушайте так ли это? (чтение рассказа учителем)
ВСЕГДА ВМЕСТЕ
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны.
Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак!
Кашлянули:
– Кх!
Чихнули:
– Пчх!
Хмыкнули:
– Хм!
Зачем-то позвали кошку:
– Кс, кс, кс!
И заскучали … Вдруг:
– Тс-с!
Показалось им, что где-то рыдают. Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали как маленькие дети:
– Уа! Уа!
Аукались:
– Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное (но тоже непонятное):
У-Е Е-А Е-Е!
Заключили буквы мир, снова стали рядом, внятно сказали:
БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет снова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все равно мириться.
Вам понравилось? Что именно? Чему она учит нас? (быть дружными) (13 СЛАЙД)
Давайте прочитаем пословицу о дружбе: «Один за всех, и все за одного».
О чем она? Чему она нас учит? Что мы должны делать?
VI. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Какие трудности вам встретились?
Какие знания помогали нам сегодня на уроке?
Чему нас учит это рассказ?

Оценивание детей за урок. (14 СЛАЙД)
Составление «картины» деятельности на уроке:
«Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…»,
«У нас не получилось…»,
анализ её успешности:
«На уроке было легко…», «На уроке было трудно…»,
«На следующем уроке необходимо поработать над…».
Домашнее задание. Составить рассказ.
Девочки про гласные буквы, а мальчики про согласные буквы.
Хочу закончить на урок со словами: (15 СЛАЙД)
«Посмотрите на солнышко, вот мы целый урок были в таком настроении как у солнышка.
И мне бы хотелось что бы у нас всегда было такое настроение. Спасибо за урок.
До свидания.»