Дата: 21.02.2020г.
Урок № 70
Класс: 4
Тема М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения.
Планируемые результаты:
1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.
Тип урока: освоение новых знаний.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой, парной работы), тесты, гора успеха (рефлексия), аудиозапись шум леса.
Ход урока
Орг. момент (проверка готовности к уроку, приветствие)
Я рада видеть каждого из вас,
Уже февраль весной немного в окна дышит,
И пусть наш дружный класс
Друг друга любит, чувствует и слышит
Чтоб не было для лени, скуки места,
Пускай нам будет на уроке интересно.
(Слайд1)
Речевая разминка
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Мы учим их – они учат нас. (с удивлением, голосом лягушки, с ускорением, с любовью). 3 мин
Проверка домашнего задания
Вам нужно было нарисовать рисунок к рассказу?.....А.И.Куприна «Барбос и Жулька», и по желанию , придумать др. конец рассказа. – 3 мин
Самоопределение темы и целей урока учащимися.
-А сейчас небольшое для вас задание.
- Я включу музыку, вы должны будете представить, что вы услышали . Звучит музыка «Звуки леса- релакс»
-
-А что объединяет вот то, что вы слушали и эти замечательные слова?(Там все про природу говорится)
-Это звуки природы. Они живут в каждом из нас И я , действительно, очень рада, что вы все смогли это услышать.
-Сегодня на уроке мы будем знакомиться с еще одним очень интересным рассказом. Кстати, автор этого рассказа, как раз и написал вот эти слова.
-Но что это за рассказ, что там за герои будут, кто автор этого рассказа, мы сейчас вместе с вами попытаемся догадаться и определим. А для этого я предлагаю вам поработать в группах. Для каждой группы я приготовила задание. 1 мин
1группа- лексическое значение слова.
………- человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.(Ожегов)
……..- тот, кто вмешивается в какое-л. дело, желая выслужиться, обратить на себя внимание.( по Ефремовой)
………- человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-нибудь.(Ушаков)
2 группа – портрет
-Начнем с автора, кто написал этот рассказ. Кто у вас будет выступать? ..А вы знаете фамилию этого человека?( тайна)
- выскочка..это пока предположение, а потом мы узнаем так это или нет.
Загадки.
2.С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
1. Любопытством этой птицы
Нам нельзя не восхититься!
Что на солнце заблестело,
Стащит ловко и умело.
Ну а новости так те,
Нам “приносит на хвосте”.
- Отгадкой будут служить те слова, кто у нас будут главные герои. 4 мин
Зачитываю загадки.
«ВЫСКОЧКА»
СОРОКА
СОБАКА
-Мы говорили, что по заголовку можно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.
- Выскочка- это человек. А там почему-то главные герои – сорока, собака?(собака может быть выскочкой, сорока).
-Можем ли мы сейчас по заголовку и главным героям предположить, о чем или о ком будет данный рассказ? Что там будет происходить?
Определение целей урока
Совершенствовать знания о творчестве М.М, Пришвина.
Учиться исследовать содержание произведения и правильно, выразительно читать его.1 мин (Слайд)
-Посмотрите внимательно на портрет автора. Михаил Пришвин прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Он родом был из купеческой семьи, он с родителями проживал в Орловской области, получил очень хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал только в 30 лет. Но Михаил Пришвин был очень влюблен в природу, он до безумия восхищался красотой этой природы, он восхищался лесом, реками, полями, горами, животным миром. Все ого произведения, все о чем он писал- проникнуты большой любовью. ( 1 мин)
- Итак, цели у нас есть, автора и название мы знаем, а сейчас я предлагаю вам открыть ваши учебники на стр.92
2) Словарная работа (в парах)
- Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу.
бдительность – внимательность, настороженность
срам - стыд и позор
радужный - разноцветный
выводок – птенцы, выведенные одной матерью ( птицей)
поскакала – дуром – двигалась странно
с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении
на свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность
улучила момент – нашла подходящее время 2 мин (15-16 мин урока)
Чтение текста, работа с текстом.
(аудио приложение)
Чтение рассказа детьми
-Так почему же М.Пришвин назвал рассказ выскочка, если все таки главные герои собака и сорока? (Потому что сорока выскочила. А ее сестрички говорила ей улетать, но она не послушала их) Потому что она хотела выхвалиться, чтоб ее все считали героиней) 25 мин
6. Физминутка
- Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.
- Поднимите руки вверх, если в рассказе дело было поздней осенью.
- Опустите руки, если было семь сорок.
- Присядьте, если верно, что сороки постигли от своих родителей все тайны воровства.
- Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость.
- Попрыгайте, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах.2 мин
7. Продолжение работы над темой урока
1) Первичное понимание прочитанного
А этот рассказ грустный или веселый?
- Как у собаки появилась такая кличка?
- Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
- Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
- Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?
- Как повела себя Выскочка?
- Найдите самый тревожный момент , кульминации. Рассказа?? Найдите в тексте
-Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?
- Как отнеслись к этому её сородичи (С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).
-Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)
5 мин
8. Организация исследовательской деятельности учащихся-
2) Работа в группах кластер
1 группа
Описание Вьюшки
(Веселая собачка, охотничья собака - эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)
2 группа
Описание сороки 35 мин
Выборочно ….Работа с пословицами (слайд)
-К какому жанру относится это произведение?
-Какова тема?
-Главная мысль? (Не надо быть выскочкой) 4 мин
С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.
С пыльцой в голове - метафора
Поскакала дуром - быстро, не подумав
Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты
Воровка яиц – метафора
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
11. Рефлексия Тест
-А теперь оцените работу «Гора успеха» 5 мин.
10. Итог урока (слайд)
-Справились ли мы с задачами урока
-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким? -Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)
12. Домашнее задание (Слайд)
1.Чит. стр. 92-95, переск.
2. Пересказать от имени сороки
3 .Составить план рассказа.
4*. Придумать доводы, оправдание на защиту сороки. (5 +5)
- Спасибо за урок!
- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель - глазами доброго человек.
7