I.Мотивация учебной деятельности 1.- Сегодня на урок литературного чтения пришли гости. - Давайте поздороваемся с нашими гостями. 2.- Скажите, пожалуйста, произведения какого жанра мы изучаем сейчас? О чем скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки, И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски, Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка. II.Повторение пройденного: - Давайте вспомним, что мы уже узнали о сказках. Ответы на вопросы (с примерами): - Чем сказка отличается от рассказа?
- На какие 2 группы можно разделить все сказки?
- Какие виды сказок вы уже знаете?
- Назовите характерные признаки сказки
- У нас сегодня есть необычный предмет – волшебная чаша. Она пуста. На уроке мы ее будем наполнять нашими чувствами и переживаниями. И, возможно, сегодня произойдет волшебство. III.Определение темы урока На доске фотографии девочек (учениц-первоклассниц) с их мамами. - Какое слово у людей всех национальностей самое теплое, самое родное, самое нежное? - Конечно, это слово – мама. - Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете? - А почему? Потому, что вы уверены, что мама первой придет к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует вам. Мамы всегда заботятся о своих детях, переживают, волнуются, учат нас доброму и хорошему. Много рассказов, сказок , стихов написано о маме. - Посмотрите на эти фотографии….. (На доске фотографии учениц с их мамами) - И неслучайно на фотографиях с мамой рядом дочка… - Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке?
- Вы предположили, что на уроке речь пойдет о маме и дочери. Давайте проверим. - Откройте учебники на странице 80, прочитайте название сказки. («Три дочери». Татарская народная сказка.) - Помните, на уроке окружающего мира мы говорили с вами о том, что велика наша Родина, и живут на ее территории много разных народностей. Каждый народ имеет свою культуру, язык, обычаи, традиции, национальный костюм. - Посмотрите несколько кадров (столица Татарстана – Казань, национальный костюм) - Предположите, кто будут главными героями сказки? - Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются дочери и их мама.
IV.Работа по теме урока 1. - Давайте подойдем к панно.
- Посмотрите, вот в такой маленькой татарской деревушке жили мать со своими дочерьми. Мы сейчас постучимся к ним и попадем в сказку. -Но мы сегодня не просто познакомимся со сказкой, мы должны наполниться чувствами, почувствовать печаль, боль и радость… -И если у нас это получится, то на этом дереве должны появиться плоды, наполненные вашими чувствами, переживаниями и знаниями. - Пройдите на свои места. 2. Определение задач урока -Сформулируйте задачи урока - Дополните предложения:
На доске:
3. Знакомство с содержанием сказки 4.Ответы на вопросы: - Почему это произведение можно назвать сказкой? Докажите. - Кто из героев сказки вам понравился? 5. Словарная работа а) объяснение значения слов вовек – всегда, вечно ярмарка – большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый обычно в одном месте в одно время холст – льняная ткань ткать – изготовлять материю путем плотного соединения переплетенных нитей день-деньской - ежедневно б) трудные для прочтения слова рас-сер-ди-лась - рассердилась не ос-та-нав-ли-ва-ясь - не останавливаясь пре-вра-ти-лась - превратилась про-снет-ся - проснется 6. Повторное чтение сказки 7. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. - Ребята, вы ответили на свои вопросы. Теперь поделитесь своими мыслями с остальными ребятами. А они поделятся с вами. - Уважительные ли причины были у двух дочерей, чтобы не пойти к больной маме?
8. Поисковая деятельность На коромыслах слова: заботливая, равнодушная, отзывчивая, беззаботная, внимательная, неблагодарная Задания 1 группе: Выбрать на коромыслах слова, характеризующие 1 и 2 дочерей Задание 3 группе: Выбрать на коромыслах слова, характеризующие 3 дочь равнодушная заботливая беззаботная отзывчивая неблагодарная внимательная - К какой группе вы отнесли бы себя? 9. Подведение итогов - Чему учит эта сказка?
Мама – это святое, и сказка учит заботе о самом дорогом и близком нам человеке, никогда ее не забывать и в трудную минуту быть рядом. В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по-сказочному: они были превращены в черепаху и в паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал. Эта сказка похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам, присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности. Сказка– это мудрость народная. Ведь недаром говорят: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок». 10. Выбор пословицы, соответствующей теме сегодняшнего урока Сердце матери лучше солнца греет. Кто мать почитает, тот век проживает. С матерью жить – ни горя, ни скуки не знать. V.Рефлексия учебной деятельности - Девочки, я думаю, вы сегодня на уроке испытали разные чувства. - Кто сегодня испытал радость, возьмите красные яблочки. - Кто – грусть, возьмите желтые. Прикрепите эти яблочки на дерево, которое растет рядом с домиком наших главных героев на панно. А кто не испытал никаких чувств и остался равнодушным не прикрепляйте яблочко. Посмотрите, сколько плодов, наполненных нашими чувствами и знаниями появилось на этом дереве. Я очень рада, что сегодняшний урок оставил след в вашем сердце. - Девочки, посмотрите, в чаше появился мерцающий огонек. А загорелся он потому, что в вашем сердце остались такие чувства, как любовь, доброта, сопереживание. 2 физминутки проводятся по сигналу офтальмотренажера
Дома: перечитать сказку и закончить предложение «Если моей маме понадобится помощь……»
| Дети приветствуют гостей - Мы изучаем сейчас сказки. - В сказке есть вымысел, а в рассказе отражаются события, которые происходили или могли бы происходить на самом деле
- Все сказки можно разделить на народные и авторские
- Мы знаем, что сказки бывают о животных, волшебные и бытовые - Зачин, троекратное повторение, концовка, добро побеждает зло (с примерами) - Это слово – мама… Конечно, мы зовем …маму - Можно предположить, что речь на уроке пойдет о маме и дочке Наше предположение оказалось верным.. Просмотр презентации (2 кадра) - Мы можем предположить, что главными героями сказки будут дочери и их мама. Дети встают и подходят к панно. Девочки возвращаются на свои места. Дети определяют задачи урока, дополняя предложения: - Познакомиться с произведением. - Охарактеризовать героев. - Познакомиться с произведением. - Охарактеризовать героев. - Определить главную мысль произведения. Чтение сказки подготовленными детьми по ролям. - Это произведение – сказка, потому что есть зачин, концовка, троекратное повторение, волшебные превращения. Учащиеся объясняют значения слов. Те слова, которые им не понятны, объясняет учитель. Слова читают сначала по слогам, а затем целыми словами. 6. Повторное чтение сказки Дети объединяются в группы и выполняют задание Карточка № 1. 1.Трудно ли было женщине растить дочерей? 2.Какими выросли дочери? Карточка № 2. 1.Зачем мать посылает к дочерям белочку? 2.За что белочка превращает старшую дочь в черепаху? Карточка № 3. 1.Чем была занята вторая дочь? 2.В кого превратила ее белочка, почему?
Карточка № 4. 1.Как поступила младшая дочь? 2.Как белочка ее отблагодарила? Девочки по очереди дают ответы на вопросы своей карточки. - Конечно, неуважительные. Ничто не могло им помешать все бросить и отправиться на помощь маме. 1 и 3 группы выполняют задания.
Слова вывешиваются на доске: неблагодарная отзывчивая равнодушная внимательная беззаботная заботливая - Ко второй.
- Сказка учит доброте и отзывчивости. Учит быть добрыми и благодарными, особенно к маме. Дети выбирают пословицу «Кто мать почитает, тот век проживает» Девочки прикрепляют на дерево на панно яблочки разного цвета. 1-ая.Девочки ловят огоньки на тренажере (фонари) и даря их всем окружающим. 2-ая. Упражнение для глаз на тренажере на потолке. По красному овалу уползла черепаха, по зеленому – пополз паук, а по голубой восьмерке – летает пчелка. А мы побежали по тропинкам на помощь маме (по сюжету сказки). |