СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному творчеству. 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению. 1 класс. Тема "Сказки народов России"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному творчеству. 1 класс»



Тема: «Сказки народов России. Татарская народная сказка "Три дочери»

Цель: совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения и понимания прочитанного.

Задачи:

Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.

Метапредметные:

регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;

познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное;

коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).

личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.

Оборудование: учебники «Литературное чтение», 1 класс,

презентация «Татарстан»;

фотографии «Мама с дочкой»;

карточки с определениями «заботливая, внимательная, неблагодарная, отзывчивая, равнодушная, беззаботная» на сенсорных тренажерах «коромыслах»;

карточки с вопросами для работы в группах;

фигурки в татарских костюмах на панно;

«волшебная» чаша;

Ход урока:


Деятельность учителя



Деятельность учащихся


I.Мотивация учебной деятельности


1.- Сегодня на урок литературного чтения пришли гости.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

2.- Скажите, пожалуйста, произведения какого жанра мы изучаем сейчас?

О чем скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки,

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.


II.Повторение пройденного:



- Давайте вспомним, что мы уже узнали о сказках.

Ответы на вопросы (с примерами):

- Чем сказка отличается от рассказа?





- На какие 2 группы можно разделить все сказки?



- Какие виды сказок вы уже знаете?



- Назовите характерные признаки сказки



- У нас сегодня есть необычный предмет – волшебная чаша. Она пуста. На уроке мы ее будем наполнять нашими чувствами и переживаниями. И, возможно, сегодня произойдет волшебство.








III.Определение темы урока

На доске фотографии девочек (учениц-первоклассниц) с их мамами.

- Какое слово у людей всех национальностей самое теплое, самое родное, самое нежное?

- Конечно, это слово – мама.

- Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете?

- А почему? Потому, что вы уверены, что мама первой придет к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует вам. Мамы всегда заботятся о своих детях, переживают, волнуются, учат нас доброму и хорошему. Много рассказов, сказок , стихов написано о маме.

- Посмотрите на эти фотографии….. (На доске фотографии учениц с их мамами)

- И неслучайно на фотографиях с мамой рядом дочка…

- Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке?





- Вы предположили, что на уроке речь пойдет о маме и дочери.

Давайте проверим.

- Откройте учебники на странице 80, прочитайте название сказки. («Три дочери». Татарская народная сказка.)

- Помните, на уроке окружающего мира мы говорили с вами о том, что велика наша Родина, и живут на ее территории много разных народностей. Каждый народ имеет свою культуру, язык, обычаи, традиции, национальный костюм.

- Посмотрите несколько кадров (столица Татарстана – Казань, национальный костюм)

- Предположите, кто будут главными героями сказки?

- Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются дочери и их мама.



IV.Работа по теме урока

1. - Давайте подойдем к панно.



- Посмотрите, вот в такой маленькой татарской деревушке жили мать со своими дочерьми. Мы сейчас постучимся к ним и попадем в сказку.

-Но мы сегодня не просто познакомимся со сказкой, мы должны наполниться чувствами, почувствовать печаль, боль и радость…

-И если у нас это получится, то на этом дереве должны появиться плоды, наполненные вашими чувствами, переживаниями и знаниями.

- Пройдите на свои места.


2. Определение задач урока


-Сформулируйте задачи урока


- Дополните предложения: 





На доске:

  • Познакомиться…



  • Охарактеризовать…



  • Определить… (главную мысль)


3. Знакомство с содержанием сказки



4.Ответы на вопросы:

- Почему это произведение можно назвать сказкой? Докажите.

- Кто из героев сказки вам понравился?


5. Словарная работа


а) объяснение значения слов

вовек – всегда, вечно

ярмарка – большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый обычно в одном месте в одно время

холст – льняная ткань

ткать – изготовлять материю путем плотного соединения переплетенных нитей

день-деньской - ежедневно



б) трудные для прочтения слова


рас-сер-ди-лась - рассердилась

не ос-та-нав-ли-ва-ясь - не останавливаясь

пре-вра-ти-лась - превратилась

про-снет-ся - проснется


6. Повторное чтение сказки




7. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с заданием.































- Ребята, вы ответили на свои вопросы. Теперь поделитесь своими мыслями с остальными ребятами. А они поделятся с вами.

- Уважительные ли причины были у двух дочерей, чтобы не пойти к больной маме?



8. Поисковая деятельность

На коромыслах слова: заботливая, равнодушная, отзывчивая, беззаботная, внимательная, неблагодарная

Задания 1 группе:

Выбрать на коромыслах слова, характеризующие 1 и 2 дочерей

Задание 3 группе:

Выбрать на коромыслах слова, характеризующие 3 дочь

равнодушная заботливая

беззаботная отзывчивая

неблагодарная внимательная

- К какой группе вы отнесли бы себя?

9. Подведение итогов

- Чему учит эта сказка?



Мама – это святое, и сказка учит заботе о самом дорогом и близком нам человеке, никогда ее не забывать и в трудную минуту быть рядом.

В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по-сказочному: они были превращены в черепаху и в паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.

Эта сказка похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам, присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.

Сказка– это мудрость народная. Ведь недаром говорят: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок».

10. Выбор пословицы, соответствующей теме сегодняшнего урока

Сердце матери лучше солнца греет.

Кто мать почитает, тот век проживает.

С матерью жить – ни горя, ни скуки не знать.

V.Рефлексия учебной деятельности

- Девочки, я думаю, вы сегодня на уроке испытали разные чувства.

- Кто сегодня испытал радость, возьмите красные яблочки.

- Кто – грусть, возьмите желтые.

Прикрепите эти яблочки на дерево, которое растет рядом с домиком наших главных героев на панно.

А кто не испытал никаких чувств и остался равнодушным не прикрепляйте яблочко.

Посмотрите, сколько плодов, наполненных нашими чувствами и знаниями появилось на этом дереве.

Я очень рада, что сегодняшний урок оставил след в вашем сердце.

- Девочки, посмотрите, в чаше появился мерцающий огонек.

А загорелся он потому, что в вашем сердце остались такие чувства, как любовь, доброта, сопереживание.

2 физминутки проводятся по сигналу офтальмотренажера













Дома: перечитать сказку и закончить предложение «Если моей маме понадобится помощь……»
















Дети приветствуют гостей



- Мы изучаем сейчас сказки.

























- В сказке есть вымысел, а в рассказе отражаются события, которые происходили или могли бы происходить на самом деле



- Все сказки можно разделить на народные и авторские



- Мы знаем, что сказки бывают о животных, волшебные и бытовые

- Зачин, троекратное повторение, концовка, добро побеждает зло (с примерами)



















- Это слово – мама…






Конечно, мы зовем …маму



















- Можно предположить, что речь на уроке пойдет о маме и



дочке









Наше предположение оказалось верным..















Просмотр презентации (2 кадра)



- Мы можем предположить, что главными героями сказки будут дочери и их мама.









Дети встают и подходят к панно.






















Девочки возвращаются на свои места.




Дети определяют задачи урока, дополняя предложения:


- Познакомиться с произведением.


- Охарактеризовать героев.



- Познакомиться с произведением.


- Охарактеризовать героев.




- Определить главную мысль произведения.



Чтение сказки подготовленными детьми по ролям.




- Это произведение – сказка, потому что есть зачин, концовка, троекратное повторение, волшебные превращения.



Учащиеся объясняют значения слов. Те слова, которые им не понятны, объясняет учитель.












Слова читают сначала по слогам, а затем целыми словами.




6. Повторное чтение сказки




Дети объединяются в группы и выполняют задание

Карточка № 1.

1.Трудно ли было женщине растить дочерей?

2.Какими выросли дочери?

Карточка № 2.

1.Зачем мать посылает к дочерям белочку?

2.За что белочка превращает старшую дочь в черепаху?

Карточка № 3.

1.Чем была занята вторая дочь?

2.В кого превратила ее белочка, почему?





Карточка № 4.

1.Как поступила младшая дочь?

2.Как белочка ее отблагодарила?

Девочки по очереди дают ответы на вопросы своей карточки.



- Конечно, неуважительные. Ничто не могло им помешать все бросить и отправиться на помощь маме.




1 и 3 группы выполняют задания.












Слова вывешиваются на доске:

неблагодарная отзывчивая

равнодушная внимательная

беззаботная заботливая





- Ко второй.



- Сказка учит доброте и отзывчивости. Учит быть добрыми и благодарными, особенно к маме.


































Дети выбирают пословицу

«Кто мать почитает, тот век проживает»





















Девочки прикрепляют на дерево на панно яблочки разного цвета.



























1-ая.Девочки ловят огоньки на тренажере (фонари) и даря их всем окружающим.

2-ая. Упражнение для глаз на тренажере на потолке. По красному овалу уползла черепаха, по зеленому – пополз паук, а по голубой восьмерке – летает пчелка. А мы побежали по тропинкам на помощь маме (по сюжету сказки).