Урок-творчество к году дополнительного образования
Класс: 5-6
Тема: Русские народные песни
Цель урока:
- актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;
- углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
Ход урока:
I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, - главный из которых язык.
Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.
- Это устное народное творчество.
- В научной литературе его называют фольклор (на доску). Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?
Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы? (ответы детей) - Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки.
- А теперь послушаем аудиозапись и разгадываем, что мы должны сегодня изучить? (звучит русская народная песня «калинка»)
- Молодцы. Тема нашего урока – «Русские народные песни»
Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни.
Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.
Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.
Работа по теме урока.
- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.
-Русские народные песни бывают разные. Послушайте запись и скажите, когда пели эту песню. (Учитель включает запись колыбельной песни)
-Правильно. Это колыбельная песня.
- Что такое «колыбель»?
Словарная работа: Колыбе́ль (от др.-рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.
- Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.
- Может кто-то знает колыбельную песню.
2.Познакомимся со следующим видом песен. Прочитайте текст на карточке.
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)
- А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)
АКШЕТОП. (На доске)
- Правильно, ребята, вы прочитали потешку.
- Итак, что такое потешка?
- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.
- Ребята, послушайте запись песни-потешки. (Учитель включает запись песни-потешки)
- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)
- А чтобы детям было веселей, взрослые делали движения, которые смешили детей. Давайте вспомним еще одну потешку «Про козу рогатую»
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
— Того коза забодает,
Забодает, забодает!
3.Заранее подготовленные ученики инсценируют прибаутки.
Сценка №1 «Федул» - Федул, что губы надул? - Кафтан прожёг? - Можно зашить. - Да иглы нет. - А велика дыра? - Один ворот остался. | Сценка №2 «Храбрец» - Я медведя поймал! - Так веди сюда! - Так не идёт. - Так сам иди! - Да он меня не пускает! |
- Ребята, чем похожи и чем отличаются потешки от услышанных стишков?
(Стихи в сценках и в потешках смешные, но в сценках стихи в виде разговора двух людей, животных)
- Итак, в народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Диалог – разговор двух людей.
4.- Следующий вид русских народных песенок – «заклички». Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются.
- Послушайте песню-закличку. (В записи)
- К кому обращаются в песне. Кого кличут?
5.- Ребята, послушайте еще одну песенку и ответьте шуточная или серьезная песенка. (Звучит запись частушки)
- Почему?
С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.
Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX
– начале XXвеков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.
6.Рассказ о прикладном народном творчестве.
- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.
- Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева. Так появились первые детские куклы-игрушки, которые называются «матрешка». У матрешки было лицо куклы, руки, а также красивый цветатстый сарафан. В большой матрешке была матрешка поменьше. В матрешке поменьше – другая матрешка меньшего размера и т.д. (Показ рисунка «Матрешка»)
- В других мастерских делали детские игрушки из глины.
- Девушки шили и вышивали. Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни. Сейчас мы с вами представим, как-будто мы очутились в одной из таких мастерских и сделаем куклу-матрешку из соленого теста. (Учитель раздает детям соленое тесто). Какой праздник приближается? (День матери). 15 октября- день матери сельской местности, 16 октября- день матери Якутии, 27 ноября- День матерей России, 8 марта- Международный женский день, 8 июня- Международный день матери. Сколько же дней матери мы отмечаем в год! Сейчас мы сделаем подарок ко дню матери- сувенир – матрешку из соленого теста. Итак, приступаем. А чтобы было веселей мы сейчас послушаем песню «Матрешки»
- Какие красивые матрешки! Молодцы, справились с заданием.
- А теперь давайте споем-те частушки.
- С какими видами народных песен вы познакомились?
- Как вы думаете, сейчас поют народные песни? (Да). Каких народных артистов вы знаете? (Надежда Бабкина, Надежда Кадышева, Иосиф Кобзон, Пелагея и многие другие)
Рефлексия.
- Чем понравился урок?
- Что нового узнали?
- Чему учились?
- Как оцениваете свою работу?
Д.З.: Дома каждый должен выучить наиболее понравившуюся ему песню.