КГУ «Средняя школа- детский сад имени Абылай- хана»
Учитель русского языка и литературы Аскарбаева Гаухар Курмангалиевна
Класс 8 класс
Тема урока М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Тема и идея художественного произведения
Цели:
Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.
Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения
Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.
Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”)
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой
Проверка домашнего задания.
Слайд 2 -3 «Говорящие цифры»
Слово учителя.Как было сказано сейчас Поэма «Мцыри» была написана в 1838 году
- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» вами прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.
Слайд 4
Рассказ ученика:
- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мухета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.
В чем разница между героем поэмы и героем легенды ?(5м)
Ответ учащегося
3. Сообщение темы урока.( Запись учащимися темы урока)
Слово учителя. 1) Поэма называется «Мцыри». Что означает это слово?
Мцыри – это … Слайд 5-6
- В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».
Слайд 7
Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?
В чем смысл жизни для Мцыри?
(Этот проблемный вопрос записан на доске).
И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы
4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.
Какое значение больше подходит Мцыри?
5. Усвоение новых знаний. Композиция поэмы
- В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3-ей главы читаем:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю…»
Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на доске).
В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
Композиция произведения .Слайд 8
послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им дост(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный игнута.)
1.Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.
2.Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)
3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски
.Слайд 9 Мозговой штурм 10-11-12-13 слайд
Первое задание для групп.1.Как жил Мцыри в монастыре?
2.Что произошло за три д ня на свободе?
2 задание. Групповая работа. Постер
Какова цель побега Мцыри? Слайд 14
Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.
(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.
б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.
в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.
г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе…
Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.
Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.) Давайте найдем в тексте и прочитаем
Тестирование по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Выберите один правильный ответ из предложенных, запишите его номер
А1. Определите жанр произведения «Мцыри»:
1) поэма;
2) рассказ;
3) баллада
А2. К какому литературному направлению можно отнести произведение «Мцыри»?
1) реалистическое;
2) символистическое;
3) романтическое:
А3. Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, поэт избрал форму:
1) монолога-исповеди героя;
2) диалога между Мцыри и монахом;
3) монолога-проповеди героя
А4. Когда Мцыри совершил побег из монастыря?
1) во время грозы;
2) ночью, когда все спали;
3) во время богослужения
А5. Местом действия в произведении выбран Кавказ, потому что:
1) поэт любуется красотой Кавказа;
2) могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре Мцыри;
3) природа гор Кавказа противопоставляется мятежному Мцыри
А6. Что или кого можно назвать символом свободы в произведении?
1) степь;
2) Кавказ;
3) барса
А7. В исповеди Мцыри звучит:
1) гнев, негодование;
2) грусть, размышления;
3) утверждение своей правоты
А8. Выделите черты романтизма в произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
1) бурная, неистовая природа;
2) гибель героя;
3) герой одинок и не понят миром
А9. Какое событие НЕ изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
1) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри;
2) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы;
3) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе
А10. Укажите тему произведения:
1) показать прошлое Грузии;
2) рассказать о жизни в монастыре;
3) показать красоту человека, готового умереть за свободу
- Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
(Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".)
Выводы о поэме
Тема и идея поэмы.Слайд 17
7. Итоги урока, выставление оценок.
Итог нашего урока –ответ на вопрос о смысле жизни Мцыри чем является-темой поэмы «Мцыри» или ее идеей.
Прочитайте определения и запишите в тетрадь.
8. Домашнее задание:
Доказать,что поэма яв-ся романтическим прозведением