СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе 8 класс М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе 8 класс "Мцыри". В разработке раскрыта тема и идея художественного произведения

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе 8 класс М.Ю.Лермонтов "Мцыри"»

КГУ «Средняя школа- детский сад имени Абылай- хана»

Учитель русского языка и литературы Аскарбаева Гаухар Курмангалиевна

Класс 8 класс

Тема урока М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Тема и идея художественного произведения

Цели:

Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать  художественные открытия  поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие:  развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом,  мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой

  2. Проверка домашнего задания.

Слайд 2 -3 «Говорящие цифры»


Слово учителя.Как было сказано сейчас Поэма «Мцыри» была написана в 1838 году

- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» вами прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

Слайд 4

Рассказ ученика:

- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мухета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов  оставил его в монастыре. Он  долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря. 

В чем разница между героем поэмы и героем легенды ?(5м)

Ответ учащегося

3. Сообщение темы урока.( Запись учащимися темы урока) 

 Слово учителя.   1) Поэма называется «Мцыри». Что означает это слово?

Мцыри – это … Слайд 5-6

- В своей исповеди перед смертью  Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Слайд 7

Главная  цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

                                                   В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот  проблемный вопрос записан на доске).

 И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы

4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.

    Какое значение больше подходит Мцыри?

5. Усвоение новых знаний. Композиция поэмы

- В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В  начале 3-ей главы читаем:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю…»

Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на доске).

 В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Композиция произведения .Слайд 8

послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им дост(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный игнута.)

  1.Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

2.Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)

3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски

.Слайд 9 Мозговой штурм 10-11-12-13 слайд

Первое задание для групп.1.Как жил Мцыри в монастыре?

2.Что произошло за три д ня на свободе?


2 задание. Групповая работа. Постер

  1. Какова цель побега Мцыри? Слайд 14

  2. Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе…

 Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

  Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.) Давайте найдем в тексте и прочитаем  







Тестирование по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Выберите один правильный ответ из предложенных, запишите его номер

А1. Определите жанр произведения «Мцыри»:

1) поэма;

2) рассказ;

3) баллада

А2. К какому литературному направлению можно отнести произведение «Мцыри»?

1) реалистическое;

2) символистическое;

3) романтическое:

А3. Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, поэт избрал форму:

1) монолога-исповеди героя;

2) диалога между Мцыри и монахом;

3) монолога-проповеди героя

А4. Когда Мцыри совершил побег из монастыря?

1) во время грозы;

2) ночью, когда все спали;

3) во время богослужения

А5. Местом действия в произведении выбран Кавказ, потому что:

1) поэт любуется красотой Кавказа;

2) могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре Мцыри;

3) природа гор Кавказа противопоставляется мятежному Мцыри

А6. Что или кого можно назвать символом свободы в произведении?

1) степь;

2) Кавказ;

3) барса

А7. В исповеди Мцыри звучит:

1) гнев, негодование;

2) грусть, размышления;

3) утверждение своей правоты

А8. Выделите черты романтизма в произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1) бурная, неистовая природа;

2) гибель героя;

3) герой одинок и не понят миром

А9. Какое событие НЕ изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

1) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри;

2) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы;

3) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

А10. Укажите тему произведения:

1) показать прошлое Грузии;

2) рассказать о жизни в монастыре;

3) показать красоту человека, готового умереть за свободу


- Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

 (Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".)

Выводы о поэме

Тема и идея поэмы.Слайд 17


7. Итоги  урока, выставление оценок. 

  Итог нашего урока –ответ на вопрос о смысле жизни Мцыри чем является-темой поэмы «Мцыри»  или ее идеей.

Прочитайте определения и запишите в тетрадь.

8. Домашнее задание:

Доказать,что поэма яв-ся романтическим прозведением