СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации по теме "Добро и зло в произведении А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"". 

Планируемые результаты: повторить содержание прочитанного произведения;

воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,

давать характеристику героям.

Планируемые результаты: повторить содержание прочитанного произведения;

воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,

давать характеристику героям. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе»

Предмет, класс: литература, 5 «Б» класс (по УМК Коровиной В.Я.)

Тема урока: Добро и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Цели урока: 1. Содержательная. Давать сравнительную характеристику образов; раскрыть значение терминов «добро» и «зло».

2. Деятельностная. Находить в тексте примеры «доброго» и «злого» .

Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.

Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную

позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Метапредметные УУД.

Личностные: находит в себе элементы добра и зла.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с

учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,

действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной,

схематичной, модельной форме, работает над содержанием текста (сравнивает, характеризует образы персонажей).

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет

совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-

познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, оценочные листы.

Тип урока: обобщения и систематизации .

Планируемые результаты: повторить содержание прочитанного произведения;

воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,

давать характеристику героям.

Ход урока.

1-ый этап. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с началом второй четверти! Мне очень приятно видеть вас отдохнувшими, полными сил и желания получать новые знания, работать на уроках…

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Хотите улучшить результаты первой четверти? Готовы работать? У каждого из вас на столах есть оценочный лист. Туда вы будете заносить оценки за выполненное задание.

Актуализация опорных знаний. Задание № 1. Установить соответствие.

  1. «И осталась она у разбитого корыта». А. «Гуси-лебеди».

  2. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Б. «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».

  3. « Съешь моего пирожка – скажу». В. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  4. « Что ты, мой конь, споткнулся, Г. «Сказка о царе Салтане».

черный ворон встрепенулся..».

5.« Я ль на свет всех милее, всех румяней и белее?» Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Е. «Царевна-лягушка».



1.____, 2.____, 3____, 4.____, 5._____. Работа в парах. Проверили по слайду.



Откуда эти фразы?

2-ой этап. Постановка учебной задачи. Учитель рассказывает притчу.

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро

и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы

стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало

Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое

Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило

содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро

и зло, чего в его душе больше.

- Почему я вам эту притчу прочитала? Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова тема?

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке

А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

- Правильно, молодцы. Исходя из темы, какова цель нашего урока?

. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели (грузинский госдеятель и поэт 12 века).

- Как вы думаете, так ли это?

- Отвечают.

- Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку

А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Подумайте, что же такое Добро, а что

такое Зло. Слушаем ответы.

- Хорошо, ребята, молодцы. Посмотрим словарную статью и уточним определение этих понятий.

Слайд 3

4-ый этап. Работа над темой урока.

Сказка близка к народным, а в народных сказках все персонажи делятся на + и -, т.е. на добрых и злых.

- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

- Царевны и царицы. Ну прошлом уроке вам задано было нарисовать иллюстрацию к сказке. Какие иллюстрации у вас получились (д/з)? Почему выбрали именно эти? Слайд 4. Можем ли мы разграничить положительных и отрицательных героев в сказке?

- Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер,

месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили

проявление добрых качеств героев.

- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.

Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху)

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

- Как разворачиваются события дальше?

- Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и

любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой

красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление работа над образами по вариантам.

Работа над образом царевны. Заполнение таблицы, используя текст. Слайд 6 .

Работа над образом Царицы/ Царевны.

Признаки характеристики.

Царица-мачеха/Царевна

Синонимы к « имени» героини.

Высока
Стройна
Бела

Внешность.


Качества характера.


Поступки.


















Учитель распределяет задания по вариантам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы. Ответы учеников. Проверка таблицы по слайду. Оценка.

Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она

обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о

том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы. Слайд 8

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много

помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает. Жалко Царицу? Почему?

7-ой этап. Экспресс-диагностика на знание текста.

Закончить предложения.

  1. Царица каждый раз у зеркала спрашивала________________________________________.

  2. Королевич Елисей приходился Царевне__________________________________________.

  3. Число 140 в сказке обозначает количество________________________________________.

  4. Пса, защищавшего Царевну от мачехи, звали______________________________________.

  5. Королевич Елисей в поисках Царевны обращался к_________________________________.

8-ой этап. Рефлексия деятельности.

Если бы вам предложили поучаствовать в постановке сказки на сцене, какого персонажа вы бы выбрали? Обратимся к иллюстрациям.

Заполняют таблицу-анкету.

Рефлексия. Ф.И._________________________________________________

Утверждение.

Ответ.

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

На уроке я работал активно




Своей работой на уроке я доволен




Урок для меня показался длинным




За урок я устал




Мое настроение стало лучше




Материал урока мне был понятен




Домашнее задание показалось мне сложным и неинтересным








Итог урока. Слайд 10

Оцените свою работу на уроке. Выставляют себе оценки в оценочные листы, учитель

контролирует.

Д/З На выбор:. Написать письмо одному из главных персонажей (положительному или отрицательному).















Приложение.

Оценочный лист.

Ф.И. ученика_____________________

Задание

Оценка

1.

Задание на сопоставление.


2.

Характеристика образа.


3.

Задание на знание содержания текста.



Средняя оценка за урок.





Задание на сопоставление.

Установить соответствие.

  1. «И осталась она у разбитого корыта». А. «Гуси-лебеди».

  2. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Б. «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».

  3. « Съешь моего пирожка – скажу». В. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  4. « Что ты, мой конь, споткнулся, Г. «Сказка о царе Салтане».

черный ворон встрепенулся..».

5.« Я ль на свет всех милее, всех румяней и белее?» Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Е. «Царевна-лягушка».



1.____, 2.____, 3____, 4.____, 5._____.



Работа над образом Царицы.

Признаки характеристики.

Царица-мачеха.

Синонимы к « имени» героини.


Внешность.


Качества характера.


Поступки.












Признаки характеристики.

Царевна.

Синонимы к «имени» героини.


Внешность.


Качества характера.


Поступки.


Заполнить таблицу примерами из текста





Задание на знание содержания текста.

Закончить предложения.

  1. Царица каждый раз у зеркала спрашивала________________________________________.

  2. Королевич Елисей приходился Царевне__________________________________________.

  3. Число 140 в сказке обозначает количество________________________________________.

  4. Пса, защищавшего Царевну от мачехи, звали______________________________________.

  5. Королевич Елисей в поисках Царевны обращался к_________________________________.

Рефлексия. Ф.И._________________________________________________

Вопрос.

Ответ.

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

На уроке я работал активно




Своей работой на уроке я доволен




Урок для меня показался длинным




За урок я устал




Мое настроение стало лучше




Материал урока мне был понятен




Домашнее задание показалось мне сложным и неинтересным