Тема: «Обобщение по теме «Унылая пора! Очей очарованье».
(с презентацией).
Цель урока:
Раскрыть красоту осенней природы посредством художественных произведений. Развивать способность внимательного отношения к авторскому слову. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, умение ее видеть и понимать, чувствовать.
Учебная задача: через обобщение прочитанных произведений об осени увидеть, почувствовать красоту осенней природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнем.
Наш урок начнем.
2. Обобщение изученного материала.
Вводное слово учителя.
- Как вы понимаете выражение «Унылая пора! Очей очарованье!»?
(отмеченное Пушкиным сочетание в осени противоположных свойств говорит о возможности по-разному относиться к этому времени года.
- Какие краски осени названы в стихотворении? (золотисто-жёлтая, красная(багряная)).
(чтение стихотворения детьми)
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… А. С.Пушкин
- Как вы понимаете значение слова «благодатный»? (щедры, обильны, радостны).
(чтение стихотворения детьми)
Уж падают жёлтые листья,
Уж воздух остыл и свежей,
На землю спускается вечер
Всё раньше, с днём каждым темней.
Прощайте, прекрасного лета
Цветущие яркие дни!
Как были они благодатны,
Как быстро промчались они! П. А. Вяземский
- Чему должны научиться молодые журавли перед отлётом на юг?
В. Бианки «Учебные площадки» ( со слов: «Молодые журавли….» до конца) - выборочное чтение
И. А. Бунин «Вчера в степи…» (чтение стихотворения детьми)
Вчера в степи я слышал отдалённый
Крик журавлей. И дико и легко
Он прозвенел над тихими полями…
Путь добрый! Им не жаль нас покидать:
И новая цветущая природа,
И новая весна их ожидает
За синими, за тёплыми морями,
А к нам идёт угрюмая зима…
- Какие перемены осенью заметил а. А. Фет?
(чтение стихотворения детьми)
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спиться
На дворе темно.
Лист сухой валиться,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно с перепугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле
Тяжело, хоть плачь!
Смотришь – через пол
Перекати-поле
Прыгает, как мяч. А. А. Фет
Физминутка «Мы листики осенние…»
- Куда ведут осенние птичьи дороги?
Большинство птиц улетают в Африку.
В. .М. Песков «Земляки в Африке» (выборочное чтение)
В народе получил названия студень,полузимник, предзимье.
Реки уходят под лёд.
Рыбы собираются в зимовальных ямах.
Кроты прячутся в норы.
Начинаются морозы.
3. Подведение итогов урока.
1. К осени вырос в поле дом, полон этот дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. (колос)
2. Осень их позолотила, ими землю устелила, потихонечку лежат,как пойдёшь по ним – шуршат. (листья)
3. Вот осенний злюка мчится, в окна-двери он стучится, ворота отворяет, пыль поднимает. (ветер)
4. Взял его в ненастье я – защитит он от дождя. (зонт)
5. Шёл долговяз, во сырой земле увяз. (дождь)
Соотнеси автора с его произведением:
А. С. Пушкин «Унылая пора!»
«Встаёт заря во мгле холодной»
П. А. Вяземский «Уж падают жёлтые листья
«Кокетничает осень с нами»
И. А. Бунин «Вчера в степи»
«Листопад»
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
А. А. Фет «Ласточки пропали»
С. А. Есенин «Нивы сжаты»
Н. М. Рубцов «Осень! Летит по дорогам»
4.Вывод: Осень бывает разная. В своих произведениях поэты и писатели открыли нам свою душу, запечатлев в них безграничную любовь к природе России, к прекрасному времени года – осени. Все они по-своему изображают это время года, но все восхищаются красотой осенней природы. Во всех произведениях слышатся радость и в то же время и щемящая грусть.
5.Рефлексия.
- Покажите, какое настроение у вас сейчас?
- Что особенно понравилось?
– Оценим свою совместную работу. Можем ли мы сказать, что мы мыслили, сочиняли, творили, рисовали, слушали? (Выставление оценок, обоснование.)