СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению 4 класс "Унылая пора, очей очарованье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: «Обобщение по теме «Унылая пора! Очей очарованье».

(с презентацией).

Цель урока:

Раскрыть красоту осенней природы посредством художественных произведений. Развивать способность внимательного отношения к авторскому слову. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, умение ее видеть и понимать, чувствовать.

Учебная задача: через обобщение прочитанных произведений об осени увидеть, почувствовать красоту осенней природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем.

Наш урок начнем.

 

 2. Обобщение изученного материала.

Вводное слово учителя.

     -  Как вы понимаете выражение «Унылая пора! Очей очарованье!»?

(отмеченное Пушкиным сочетание в осени противоположных свойств говорит о возможности по-разному относиться к этому времени года.

    -   Какие краски осени названы в стихотворении? (золотисто-жёлтая, красная(багряная)).

 (чтение стихотворения детьми)

     Приятна мне твоя прощальная краса –     

    Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и золото одетые леса…         А. С.Пушкин

 

     -  Как вы понимаете значение слова «благодатный»? (щедры, обильны, радостны).

(чтение стихотворения детьми)

   Уж падают жёлтые листья,

Уж воздух остыл и свежей,

На землю спускается вечер

Всё раньше, с днём каждым темней.

Прощайте, прекрасного лета

Цветущие яркие дни!

Как были они благодатны,

Как быстро промчались они!       П. А. Вяземский

 

     -  Чему должны научиться молодые журавли перед отлётом на юг?

В. Бианки «Учебные площадки» ( со слов: «Молодые журавли….» до конца) - выборочное чтение

      

И. А. Бунин «Вчера в степи…»  (чтение стихотворения детьми)

 Вчера в степи я  слышал отдалённый

Крик журавлей. И дико и легко

Он прозвенел над тихими полями…

Путь добрый! Им не жаль нас покидать:

И новая цветущая природа,

И новая весна их ожидает

За синими, за тёплыми морями,

 А к нам идёт угрюмая зима…

 

     -  Какие перемены осенью заметил а. А. Фет?

(чтение стихотворения детьми)

 

    Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спиться

На дворе темно.

Лист сухой валиться,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

    Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно с перепугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь – поневоле

Тяжело, хоть плачь!

Смотришь – через пол

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.      А. А. Фет

 

Физминутка «Мы листики осенние…»

 

    -   Куда ведут осенние птичьи дороги?

Большинство птиц улетают в Африку.

В. .М. Песков «Земляки в Африке» (выборочное чтение)

(Со слов: «Можно ли среди…» до конца)

                           

Тропические      ласточки,    стрижи,       аисты,       иволга,  сизоворонки

леса

      Что значит кокетничает? (хочет понравиться)

(чтение стихотворения детьми)

 

 Кокетничает осень с нами!

Красавица на западе своём

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днём…

Всё мне в ней нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.                                    П. А. Вяземский

 

      - Почему и. А. Бунин сравнивает лес с расписным теремом?

(чтение стихотворения детьми)

       И. А. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

     Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он то солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

    Сегодня так светло кругом.

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в сонной вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной…                «Листопад» И. А. Бунин

 

      - Объясните выражение: «Весь день стоит как бы хрустальный…»?

(чтение стихотворения детьми)

    Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

 

   Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся светлая и чистая лазурь

На отдыхающее поле…                                        Ф. И. Тютчев

 

       Какие картины крестьянской жизни нарисовал А. С. Пушкин в своём стихотворении? Почему лучина была «друг зимних ночей»?

(чтение стихотворения детьми)

    А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной»

Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчицею голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Храпит – и путник осторожный

Несётся в горы во весь дух;

На утренней заре пастух

Не гонит уж коней из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовёт его рожок;

    В избушке распевая, дева

Прядёт, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.                                А. С. Пушкин

 

      -  Какие картины поздней осени нарисовал Н. М. Рубцов в своём стихотворении?

(чтение стихотворения детьми)

    Н. М. Рубцов «Осень! Летит по дорогам…»

Осень! Летит по дорогам

Осени стужа и стон!

Каркает около стога

Стая озябших ворон.

Скользкой неровной тропою

В зарослях пасмурных ив

Лошадь идёт с водопоя,

Голову вниз опустив.

    Мелкий, дремотный, без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

Всё моросит, моросит…

Жнивы, деревья и стены

В мокрых сетях полутьмы

Словно бы ждут перемены –

Чистой, весёлой зимы!                            Н. М. Рубцов

 

     - Ранняя или поздняя осень в стихотворении С.А.Есенина?

(чтение стихотворения детьми)

         С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Нивы сжаты, рощи голы                            Дремлет взрытая дорога.

От воды туман и сырость.                        Ей сегодня примечталось,

Колесом за сини горы                                   Что совсем-совсем недолго

Солнце тихое скатилось.                           Ждать зимы седой осталось.

 

С. А. Есенин

       В народе называли летопроводцем, хмуренем.

В сентябре птицы собираются улетать,

медведь берлогу ищет, змеи в норы уползают.

     В народе получил названия грязник, листопад.

Деревья листву теряют.

Выпадает первый снег.

30 октября – Синичкин день. В это время

происходит массовое появление синиц в городе.

    В народе получил названия студень,полузимник, предзимье.

Реки уходят под лёд.

Рыбы собираются в зимовальных ямах.

Кроты прячутся в норы.

Начинаются морозы.

 

3. Подведение итогов урока.

 

1. К осени вырос в поле дом, полон этот дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. (колос)

2. Осень их позолотила, ими землю устелила, потихонечку лежат,как пойдёшь по ним – шуршат. (листья)

3. Вот осенний злюка мчится, в окна-двери он стучится, ворота отворяет, пыль поднимает. (ветер)

4. Взял его в ненастье я – защитит он от дождя. (зонт)

5. Шёл долговяз, во сырой земле увяз. (дождь)

 

       Соотнеси автора с его произведением:

      

А. С. Пушкин                                   «Унылая пора!»    

                                                        «Встаёт заря во мгле холодной»

П. А. Вяземский                             «Уж падают жёлтые листья

                                                          «Кокетничает осень с нами»

И. А. Бунин                                      «Вчера в степи»     

                                                          «Листопад»

Ф. И. Тютчев                                    «Есть в осени первоначальной»

А. А. Фет                                        «Ласточки пропали»

С. А. Есенин                                     «Нивы сжаты»

Н. М. Рубцов                    «Осень! Летит по дорогам»

4.Вывод: Осень бывает разная. В своих произведениях поэты и писатели  открыли нам свою душу, запечатлев в них безграничную любовь к природе России, к прекрасному времени года – осени. Все они по-своему изображают это время года, но все восхищаются красотой осенней природы. Во всех произведениях слышатся радость и в то же время и щемящая грусть. 

 

5.Рефлексия.

- Покажите, какое настроение у вас сейчас?

- Что особенно понравилось?

Оценим свою совместную работу. Можем ли мы сказать, что мы мыслили, сочиняли, творили, рисовали, слушали? (Выставление оценок, обоснование.)

 

6.Задание на дом по выбору:

-сочинить своё произведение об осени

-прочитать книгу о природе

-сделать обложку к своей любимой книге о природе