1. | Самоопределение к деятельности /2 мин/ Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Здравствуйте! Садитесь. Ребята! Сегодня у нас с вами урок необычный: я у вас новый учитель, а вы у меня новые ученики. Меня зовут, М.А. А с вами мы познакомимся в процессе нашей работы. Ребята, давайте создадим себе и друг другу хорошее настроение. – Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками. Приготовьте ладошки и пожелаем друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков.) Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорите: желаю (большой) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Не будем терять времени. | Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. Разминка в парах. | Личностные УУД: самоопределение |
2. | Устный счет. Мозговая гимнастика | Слайд №2 - Прозвенел уже звонок, Начинается урок, Математик к нам пришел, И гостей с собой привел. Выполните правильно задание и узнаете имя гостя. ( Учитель, после каждого решенного примера делает клик мышкой , чтоб буква заняла свое место. Когда все примеры отгаданы, появляется на слайде Кот Леопольд) Какие умения нам понадобились, чтобы выполнить это задание? | Работа с места | Коммуникативные УУД: Умение вести диалог, аргументировать свой выбор |
3. | Актуализация знаний . /5 мин./ Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | - Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить. -Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение.? -Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения. 1)6·9= 54 2) 0:23 3) 22·0 4) 36:3 5)78:2 ( По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения) (Слайд 3) | Участвуют в диалоге. - Можно посчитать треугольники. - Можно выявить закономерность. 1) табличное умножение 2) деление о на число 3) умножение на нуль 4) деление суммы на число 5) затрудняются | Познавательные УУД: - Общеучебные; - Логические; Коммуникативные УУД: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
4. | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. /5 мин/ Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | 1. Ведёт побуждающий диалог. - Почему вы затруднились назвать частное под №5 Побуждает к осознанию темы и цели урока. Слайд №4 Начните так же как Леопольд - Как вы думаете, какова же тема нашего урока? - Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы. 2. Стимулирует к деятельности. Предлагает два варианта: - Первый : Сама покажу вам приём умножения. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами. - Какой вариант выберете вы и почему? | Участвуют в диалоге. - Не можем, так как с этим приёмом деления ещё не знакомы Формулируют тему урока. -новый прием деление двузначного числа на однозначное Дети предпочитают « открывать» новое знание сами. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: - целеполагание; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; |
5. | « Открытие» детьми нового знания. /9 мин./ Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | 1. Организует деятельность. Как сказала современная писательница Александра Девиль: Ведь ничто так не способствует образованию человека, как свобода, при которой все надо самому обдумывать и решать. -Так и вы можете научиться делить такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 5) - У кого есть предположения, как можно его вычислить? - Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний? - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? ( у доски) - Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить деление многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? Этот способ подходит если на данное число делится и число десятков и число единиц. - Какой способ мы можем ещё использовать?( УДОБНЫЙ) - Умеем мы это правильно делать? - Дайте более точную формулировку темы нашего урока. - Какую учебную задачу вы поставите перед собой? ( Слайд 6) 2.Предлагает записать пример самостоятельно и решить его. - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? - Откройте учебники на стр.13, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. - Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? ( Слайд № 8) - Сейчас объясним приём деления на доске. 3. Вызывает к доске ученика, верно решившего пример. 78:2=(60+18):2=60:2+18:2=30+9=39 - У кого другая запись? 4. Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения. - Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения. - Что такое алгоритм? - Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке. Посмотрите алгоритм у кота Леопольда Выводит алгоритм на экран. (Слайд9 ) | Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. -Нет. Объясняют приём умножения. 69:3=(60+9)=60:3+9:3=20+3=23 ( Разделю каждое слагаемое на число, а полученные результаты сложу) - Не всегда. ( без решения на экране) 72:6=(60+12):6=60:6+12:6=10+2=12 Дети формулируют тему и учебную задачу урока. - Новый прием деления двузначного числа на однозначное - Мы должны научиться делить двузначное число на однозначное представив делимое в виде суммы удобных слагаемых Пытаются решить пример самостоятельно. - В учебнике. Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом. Называют частное, которое не могли найти в начале урока в треугольнике. Объясняют приём умножения. - Число десятков(7) не делится без остатка на 2,можно разделить 6 десятков на 2 и оставшееся число 18 разделить на 2. Полученные результаты сложить. Получилось число39 - Пошаговое выполнение действий. Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке. Одна пара зачитывает. 1.Делимое записываю так, чтобы число десятков и оставшееся число делились на однозначное число без остатка. 2.Делю каждое слагаемое на число. 3.Складываю полученный результат. 4.Читаю ответ. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; |
6. | Первичное закрепление с проговарива- нием. /5 мин./ Цель: Зафиксировать способ деления двузначного числа на однозначное | Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Закрепим полученные знания, выполнив деление с объяснением на доске. ( с.13 №1) - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Даёт инструктаж по выполнению задания. - У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры. 72:6 75:5 Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. - Передайте карточку соседу. Выводит ответы к заданию на экран. ( Слайд 10) - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | Два ученика работают у доски, остальные в тетради. - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание. Взаимопроверка по готовым ответам с доски. - Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. - Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./ | КоммуникативныеУУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом деления; |
9. | Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./ | Внимание на экран. ( Слайд 11) Леопольд приготовил для вас 4 задания - Какое из них далеко от темы нашего урока? А) 26*3, 99:3 Б) 68+12-6+22 В) 12*2+ 34*0 Г) х· 4= 32 Осталось 3 задания. ( на доске) - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. / Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания)/ - Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей. - Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. ( слайд 12) 2. Организует работу над задачей. - Вернёмся к учебнику. Задача № 3. - Прочитайте задачу. - О чём говорится в задаче? - Что известно? - Как звучит вопрос задачи? - Как удобнее записать условие задачи? - Правильно, в виде таблицы. /В ходе работы составляется таблица/ (Слайд 13) Масса 1 ящика | Кол-во ящиков. | Всего кг | Яб.-6 кг Г.-6кг | ? ? | 36 кг 24 кг | Вероятность решения разными способами. Рассмотреть все Сравните оба способа и определите какой более рационален Почему? Задачу №4 можно решить самостоятельно рациональным способом. | Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б. - Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение и вычитание чисел Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их. А – выполнить умножение и деление известными способами В- вспомнить порядок действий и вычислить. Г- решить уравнение. Выбирают и выполняют задание. Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки. Сверяют решение с образцом на слайдах. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи. 1 ученик записывает решение задачи на доске. 2 способ Он короче Самостоятельная работа | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; -интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
10 | Рефлексия учебной деятельности. / 3 мин./ | Благодарит ребят за работу. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постаралась. Вам понравилось, друзья? - Какая тема нашего урока? - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? - Чему новому научились? | Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока. - Новый прием деления двузначного числа на однозначное - научиться делить двузначное число на однозначное представив делимое в виде суммы удобных слагаемых | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания; Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания; |
12 | Домашнее задание | Чтобы не забыть то, чему научились, запишите домашнее задание. Проводит инструктаж домашнего задания .С 20 № 2 – обязательный для всех № 47 – предлагаю тем, кто не боится трудностей. -Перед вами лежат ладошки. Раскрасьте те пальчики, на которых написаны слова, соответствующие вашему настроению. - Вот какое крепкое рукопожатие у нас получилось. Это УСПЕХ сегодняшнего урока. - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? Подошёл к концу урок, Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок. (Слайд14 ) | Раскрашивают « ладошки» и крепят на доску. Высказывают своё мнение. | |