МКОУ «Марковская СОШ»
Алгебра 7 класс
Тема: «Сумма и разность кубов»
(Урок – исследование)
Учитель математики 1КК
Ромасева Л.В.
январь, 2020
Цели: 1) Провести исследование и вывести формулы суммы и разности кубов;
2) формирование ответственного отношения к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие сотрудничества;
3) формирование умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Планируемые результаты:
Учащийся научится выводить и доказывать формулы суммы и разности кубов двух выражений.
Оборудование
Интерактивная доска. Ноутбуки 2, бумага А3 5 штук, фломастеры, сигнальные карточки. Задания для групп. Оценочные листы.
Ход урока
Оргмомент
(Звучит музыка из к/ф «След»)
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок необычный. Вы будете работать сотрудниками НИИ, руководителем которого, назначается успешный в области математики, коммуникабельный, знающий азы руководства ученик, а вернее ученица Баева Виктория. (музыка)
Баева: - Здравствуйте, коллеги. Я постараюсь быть хорошим руководителем. Прошу меня внимательно слушать, вносить свои предложения, хорошо выполнить свою исследовательскую работу. Удачи вам. Перехожу к своим прямым обязанностям. В результате тщательного анализа вашей проделанной работы на уроках алгебры начальниками лабораторий нашего НИИ назначаю: Бурляева Богдана. Ясковича Степана, Апойкову Викторию, Кореневу Марию, Пичугину Оксану.
Разрешите вас ознакомить с должностными инструкциями начальников.
Должностные инструкции начальника лаборатории
Общие положения
1.1. Начальник лаборатории относится к категории руководителей.
1.2. Назначение на должность начальника лаборатории и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) руководителя НИИ.
1.3. На должность начальника лаборатории назначается лицо, имеющее по математике четвертные, годовые отметки «4» или «5» не менее 3 лет.
1.4. Начальник лаборатории должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов по вопросам математики - оборудование лаборатории, принципы его работы и правил эксплуатации;
- технологический процесс исследования и доказательства формул, теорем и их следствий
- методы и организацию проведения исследовательских работ
- способы раскрытия скобок - способы разложения на множители многочленов - стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.);
- средства вычислительной техники;
- основы законодательства об охране окружающей среды;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Пожалуйста, распишитесь. С инструкцией ознакомлены.
- Прошу начальников лабораторий, выбрать себе лабораторию:
«Ньтон»
«аль - Каши»
«ат-Туси»
«Ян Хуэй»
«Паскаль»
(музыка)
- Прошу вас, исследователи НИИ, выбрать лабораторию, в которой сегодня будете работать и занять свои места.
- Первый день работы хочу начать со слов Александра Даниловича Александрова
«Холодные числа и внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли»
- Как вы думаете, какая связь между данными словами и исследованием, которое мы будем проводить?
- Да, мы будем работать с формулами. Нашему институту поручено срочно получить новые формулы для решения очень сложных задач.
- Давайте сейчас составим план нашей работы. С чего начинается работа в любом производстве?
- «Летучка»
- Плановая работа
- Новые формулы, решения.
Итак, проводим «Летучку», то есть краткое совещание по крайне важным для нас вопросам.
У вас на столах сигнальные карточки «Да», «Нет». Я буду задавать вопрос, а вы каждый отвечаете карточкой да или нет.
- Начнём. «Верно ли, что
- На листах А4 каждая группа запишите продолжение формулы и покажите
- Возникла проблема? Какая? (не знание формул
Перед нами поставлена задача исследовать и вывести формулы суммы и разности кубов.
У вас на столах задания, выполните их и сделайте выводы. На эту работу вам отводится 15 минут.
Лаборатория «Ян Хуэй»
Первое задание «Исследование формул»
Преобразуйте в многочлен:
Сделайте вывод: Какой многочлен получается в результате?
Сформулируйте это правило и запишите формулой.
Верна ли эта формула, если её применить наоборот?
Сделайте вывод «Чему равна сумма кубов».
Оформите результат своей работы на листе бумаги крупными буквами и числами фломастерами.
Где нужна эта формула
Подготовьте сообщение, начиная со слов: «Лаборатория «Ян Хуэй» провела исследование и …
Лаборатория «аль-Каши»
Первое задание «Исследование формул»
1 Преобразуйте в многочлен:
2 Сделайте вывод: Какой многочлен получается в результате?
3 Сформулируйте это правило и запишите формулой.
4 Верна ли эта формула, если её применить наоборот?
5 Сделайте вывод «Чему равна разность кубов».
6 Оформите результат своей работы на листе бумаги крупными буквами и числами фломастерами.
7 Где нужна эта формула
8. Подготовьте сообщение, начиная со слов: «Лаборатория «аль-Каши» провела исследование и …
Лаборатория «ат-Туси»
Первое задание «Исследование формул»
1 Преобразуйте в многочлен:
2 Сделайте вывод: Какой многочлен получается в результате?
3 Сформулируйте это правило и запишите формулой.
4 Верна ли эта формула, если её применить наоборот?
5 Сделайте вывод «Чему равна сумма кубов».
6 Оформите результат своей работы на листе бумаги крупными буквами и числами фломастерами.
7 Где нужна эта формула
8. Подготовьте сообщение, начиная со слов: «Лаборатория «ат-Туси» провела исследование и …
Лаборатория «Ньютон»
Первое задание «Исследование формул»
Преобразуйте в многочлен:
2 Сделайте вывод: Какой многочлен получается в результате?
3 Сформулируйте это правило и запишите формулой.
4 Верна ли эта формула, если её применить наоборот?
5 Сделайте вывод «Чему равна сумма кубов».
6 Оформите результат своей работы на листе бумаги крупными буквами и числами фломастерами.
7 Где нужна эта формула
8. Подготовьте сообщение, начиная со слов: «Лаборатория «Ньютон» провела исследование и …
Лаборатория «Паскаль»
Первое задание «Исследование формул»
1 Преобразуйте в многочлен:
2 Сделайте вывод: Какой многочлен получается в результате?
3 Сформулируйте это правило и запишите формулой.
4 Верна ли эта формула, если её применить наоборот?
5 Сделайте вывод «Чему равна разность кубов».
6 Оформите результат своей работы на листе бумаги крупными буквами и числами фломастерами.
7 Где нужна эта формула
8. Подготовьте сообщение, начиная со слов: «Лаборатория «Паскаль» провела исследование и …
(Лаборатории работают 15 минут)
- Прошу начальников лабораторий отчитаться о проделанной работе. Пожалуйста к доске. Покажите свой продукт.
(Отчет лабораторий 10 минут)
- Ребята, назовите тему нашего исследования «Сумма и разность кубов». Что являлось основной целью нашего исследования? (Вывести формулы)
- У меня к вам еще один вопрос: «Как вы думаете, почему такие названия имеют наши лаборатории?» Проведём ещё одно исследование – это интернет – исследование «Ракурс в историю». Каждая лаборатория выяснит, что означает название их лаборатории.
- На это исследование вам отводится 5 минут. Можете воспользоваться ноутбуками и планшетами.
- Кто готов? Слушаем вас. (команды рассказывают, почему имеют такие названия лаборатории)
Как итог исторического исследования зачитать:
Историческая справка
Формулы сокращённого умножения многочленов — часто встречающиеся случаи умножения многочленов. Многие из них являются частным случаем Бинома Ньютона.
Изучаются в средней школе в курсе алгебры. Бино́м Нью́то́на — формула для разложения на отдельные слагаемые целой неотрицательной степени суммы двух переменных
Долгое время считалось, что для натуральных показателей степени эту формулу, как и треугольник, позволяющий находить коэффициенты, изобрёл Блез Паскаль, описавший её в XVII веке. Однако историки науки обнаружили, что формула была известна ещё китайскому математику Яну Хуэю, жившему в XIII веке, а также исламским математикам ат-Туси (XIII век) и ал-Каши (XV век).
Исаак Ньютон около 1676 года обобщил формулу для произвольного показателя степени (дробного, отрицательного и др.). Из биномиального разложения Ньютон, а позднее и Эйлер, выводили всю теорию бесконечных рядов.
- Запишите домашнюю работу. Применяя полученные формулы выполните № 18.2, № 18.4
- Ребята, оцените свою работу и заполните оценочные листы.
Вика оценит со своей точки работу лабораторий.
Рефлексия
Учитель: - Оцените работу руководителя НИИ Баевой Виктории.
Я очень благодарна Вике за хорошо выполненную работу руководителя и вам дорогие сотрудники и прошу высказать свое мнение . заключение вывод по сегодняшнему уроку продолжая предложения.
Подумайте и продолжите предложения:
Я считаю, что ….
Потому что….
Я смогу это подтвердить…
Следовательно…
- Урок окончен!