ОУ: МБОУ г. Мурманска ООШ №37
Тип урока | урок изучения нового материала |
Цель | Сформировать умения, необходимые для игры в мини-футбол; изучить правила игры. |
Задачи | - образовательные: иметь первоначальное представление о технике ведения мяча по прямой, с обводкой предметов, по кругу; изучить развития футбола и правилах этой спортивной игры; создать условия для здоровьесберегающего сознания с помощью комплекса общеразвивающих упражнений с мячом; - развивающие: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений; действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; - воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности; умение осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем; умение обобщать, анализировать, творчески применять полученные знания на самостоятельных занятиях физической культурой. |
Планируемые результаты | Предметные: называть игры и формулировать их правила; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий; осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр; умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности; проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Личностные: приобрести навыки сотрудничества в разных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. |
Формируемые УУД | - личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение нового, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); развитие ценностного отношения к своему здоровью; - регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижению результата; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - коммуникативные УУД: формирование умения взаимодействовать в группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемной ситуации в игре; умение организовать и провести игру; умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; формирование способов позитивного деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий. - познавательные УУД: осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений; осмысление правил игры; моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации; анализ игровой ситуации; уметь играть в мини-футбол; осмысление, объяснение своего двигательного опыта; осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. |
Основные понятия | футбол; ведение и передачи мяча; «чувство» мяча |
Межпредметные связи | валеология; гигиена; физиология; биомеханика движений |
Ресурсы: | учебник, научно – популярная литература, интернет |
Оборудование: | футбольные мячи, ворота, свисток, конусы |
Формы работы | групповой, индивидуальный. |
Технология | технология проблемного обучения; здоровьесберегающие технологии. |
Методы | соревновательный; игровой. |
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | УУД | Виды контроля |
Ориентировочно-мотивационный этап. 12 мин. Цель: заинтересовать учащихся и определить учебные задачи. | 1. Построение, приветствие. Подготовка к изучаемому материалу. Построение класса. Приветствие. Сообщение цели и задач урока. Подведение учащихся к теме урока. | Провести построение, проверить готовность к уроку, создать эмоциональный настрой к изучению материала. Наводящими вопросами вывести на задачи урока. | Выполняют построение в шеренгу. Слушают наводящие вопросы учителя, отвечают. Формулируют тему урока. Отвечают для чего это нужно. | Фронтальный. | Умение проявлять внимательность и дисциплинированность. Формирование представления о ведении мяча, и передач мяча как об основных элементах футбола, извлекают необходимую информацию из показа и рассказа учителя. Формирование знаний о значении разминки. | Самоконтроль, текущий. |
2. Строевые упражнения (повороты на месте): - «Напра-во!»; - «Нале-во!»; - «Кру-гом!»; - «По порядку - рассчитайсь!». | Четкая формулировка строевых команд. | Выполняют строевые команды. | Фронтальный. | Формирование знаний о значении разминки. | Текущий. |
| 3. Разновидности ходьбы: - обычная; - на носках; - на пятках; - перекатом с пятки на носок; - на внешней стороне стопы; - на внутренней стороне стопы; - спиной вперед; - обычная. | Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока. | Выполняют разновидности ходьбы. | Поточный. | Формирование умения реагировать на звуковые команды и команды учителя. | Текущий. |
| 4. Медленный бег | Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока | Выполняют медленный бег Распределять свои силы во время продолжительного бега. . | Поточный. | Владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время занятия, умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения. | Текущий. |
5. Перемещение футболиста: - бег правым боком; - бег левым боком; - бег спиной вперед; - прыжки правым боком; - прыжки левым боком; - прыжки с ноги на ногу вправо-влево; - тоже спиной вперед. | Обращать внимание на правильное выполнение упражнений (положение рук, ног, обращать внимание на осанку). | Выполняют перемещения футболиста. | Поточный. | Уметь контролировать и оценивать свои действия. | Текущий. |
| 6. Ходьба с восстановлением дыхания. | | Выполняют ходьбу с восстановлением дыхания. | Поточный. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | Самоконтроль. Текущий. |
| 7. Упражнения на развитие скоростных и координационных способностей: - бег на носках с перепрыгиванием через г/палки; - тоже бег правым (левым) боком; - бег змейкой вправо-влево вокруг г/палок; - тоже спиной вперед; - тоже с чередованием лицом и спиной вперед. | Обращать внимание на правильное выполнение упражнений (положение рук, ног, обращать внимание на осанку). | Выполняют упражнения на развитие скоростных и координационных способностей | Поточный. | Умение технически правильно выполнять двигательные действия на развитие скоростных и координационных способностей. | Текущий. |
| 8. Дыхательные упражнения. | | Выполняют дыхательные упражнения на восстановление дыхания. | Поточный. | Формирование представления о дыхательных упражнениях как о средстве укрепления здоровья | Самоконтроль. Текущий. |
| 9. ОРУ с мячом в парах. - упражнения для мышц и суставов шеи и головы (повороты, наклон, круговые движения); - упражнения для плечевого сустава, локтевого сустава и кистей рук (круговые движения, рывки, волнообразные движения). - упражнения для туловища (наклоны, повороты, скручивание). - упражнения для тазобедренного и голеностопного сустава ( наклоны, круговые движения. приседания, выпады, прыжки) | Осуществить контроль за проведением ОРУ в парах. Обращать внимание на правильное выполнение упражнений (положение рук, ног, обращать внимание на осанку). Исправлять ошибки при выполнении упражнений, корректировать действия, подбадривать и отмечать активность и точность выполняемых упражнений. | Выполняют упражнения на развитие скоростных и координационных способностей. Выполняют дыхательные упражнения на восстановление дыхания. Выполняют общеразвивающие упражнения в парах с мячом. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением организующих упражнений. Осмысление правил безопасности (что можно делать и что опасно делать) при выполнении упражнений, | Индивидуально-групповой. | Формирование способности отбирать физические упражнения по их направленности и составлять из них комплексы ОРУ. Закрепление навыка выполнения упражнения в парах. | Самоконтроль. Текущий. |
Операционно-исполнительский этап. 23 мин Цель: обучить приемам владения мяча. | 10. Упражнения на развитие «чувства» мяча в футболе. 1. Двигать мяч по всей подошве, вперед-назад, не отрывая ноги от мяча 2. Перекат мяча с подошвы на внешнюю сторону подъема и обратно, не отрывая ноги от мяча. 3. Серединой подошвы двигать мяч по диагонали в сторону другой ноги вперед-назад 4. Ставить ногу с разных сторон мяча после касания мяча подошвой. 5. Покатить мяч к себе подошвой — толкнуть мяч перед собой внешней стороной подъема (поочередно двумя ногами) 6. Толкнуть мяч внешней стороной подъема — остановить подошвой (одной ногой, толкать на расстояние шага) | Обратить внимание при выполнении упражнений с мячом, что голеностоп ноги сильно не закреплять, чтобы исключить жесткий отскок мяча от ноги. Требовать меньше смотреть на мяч и не опускать голову вниз. Чередовать зрительный контроль за мячом и за площадкой, видеть в каком направлении осуществляется движение мяча. | Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий. Соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий.
| Поточная, индивидуа-льная.. | Овладение навыками выполнения способов выполнения упражнений с мячом, добросовестное выполнение учебных заданий, стремление к освоению знаний и умений. Овладение навыками изучаемого двигательного действия в изменяющихся внешних условиях и сложности заданий. | Текущий. |
| 11. Ведение мяча: - ведение мяча по прямой правой (левой) ногой в медленном темпе, касаясь мяча внешней и внутренней сторонами стопы; - то же по кругу по часовой и против часовой стрелки; -ведение мяча правой (левой) ногой с обводкой предметов (кубиков, конусов) для изменения направления движения | Обратить внимание при ведении, что голеностоп ноги сильно не закреплять, чтобы исключить жесткий отскок мяча от ноги. Требовать меньше смотреть на мяч и не опускать голову вниз. Чередовать зрительный контроль за мячом и за площадкой, видеть в каком направлении осуществляется ведение мяча. Следить за соблюдением дистанции не менее 2-3 шагов во время ведения мяча по прямой, в колонне. Обратить чередование ведения мяча ведущей и неведущей ногой. | Выполняют упражнения на освоение ведения мяча. Учащиеся, которые не могут выполнить данное упражнения в движении, отрабатывают технику ведения (касание стопы мяча на месте). Выполняют ведение мяча с обводкой предметов с изменением направления движения. | Индивидуальный. Поточный. | Определить эффективные способы ведения мяча по прямой и по кругу. Описывать технику ведения мяча, осваивать ее самостоятельно и под руководством учителя, с выявлением и устранением ошибок. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного выполнения заданий игры, соблюдая при этом правила безопасности. | Самоконтроль. |
| 12. Игра «Кто больше». (игра с одновременным ведением мяча и сбором предметов, находящихся в спортивном зале). | Следить за правильным сбором предметов. При сборе предметов не терять контроль над мячом, и не отпускать мяч от себя. Класс делится на две команды (по степени физической подготовленности), располагаются на разных сторонах спортивного зала, а сбор предметов осуществляют на противоположной стороне площадки. В ногах у каждого ученика один футбольный мяч. По сигналу игроки выполняют ведение мяча на противоположную сторону площадки, собирают предметы по одному и переносят их на свою половину. Побеждает команда, собравшая за определенное время большее количество предметов | Принимают участие в игре, и приносят очки в «копилку своей команды». Один предмет соответствует одному очку. Осваивают двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Групповой. | Формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели. | Текущий. |
| 13. История футбола и правила игры. | Провести опрос учащихся по истории футбола и правилам игры. Проверить знания об истории футбола за рубежом и в России. Задавать вопросы о регламенте игры, нарушениям правил, разметке площадки, спортивного инвентаря и оборудования. | Рассказывают, слушают, отвечают на вопросы учителя, о правилах игры в футбол и истории самой популярной игры в мире. | Фронтальный. | Овладение навыками изучаемого двигательного действия в изменяющихся внешних условиях и сложности заданий. | Текущий. |
| 14. Передачи мяча. а) передача мяча внешней стороной стопы. б) передача мяча внутренней стороной стопы. в) передача мяча подъемом стопы. г) остановка летящего мяча | Чередовать зрительный контроль за мячом и за площадкой, видеть в каком направлении осуществляется передача мяча. Следить за соблюдением дистанции не менее 2-3 шагов во время передачи мяча по прямой в колонне. Обратить чередование передач мяча ведущей и неведущей ногой | Выполняют упражнения на освоение техники передач мяча. Учащиеся, которые не могут выполнить данное упражнения в движении, отрабатывают технику передач на месте (касание стопы мяча на месте). | Групповой. | Овладение навыками изучаемого двигательного действия в изменяющихся внешних условиях и сложности заданий. Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. | Текущий. |
Рефлексивно-оценочный этап. 4 мин. Цель: подведение итогов урока. | 16. Построение. Беседа | Провести построение. Провести беседу. | Дети анализируют и объективно оценивать результаты собственной деятельности. | Фронтальный. | Формирование умения анализировать и объективно оценивать свои результаты. | Текущий. |
17.Подведение итогов. Оценки. Домашнее задание. Ознакомиться с элементами футбола: дриблинг и финты. Выполнение упражнений на владение мячом (жонглирование ногой и головой). | Отметить всех учеников. Указать за что ставится такая оценка. Желательно указывать только положительные моменты. Приготовить листки, фломастеры. Образцы смайликов. | Адекватно воспринимать оценку. Дети рисуют смайлики. | Групповой. | Проявление внимания и дисциплинированности в получении информации о домашнем задании и выставлении учителем оценок за урок. Формирование умения оценивать свою работу на уроке. | Самоконтроль. |
19. Коллективный выход из спортивного зала. | | | Поточный. | Проявление уважительного отношения, к своим товарищам и гостям на уроке. | |