Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Урок
по математике
«Число и цифра 9»
(1В класс)
По учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука.
Подготовила:
Лопухова Людмила Петровна, учитель начальных классов высшей категории
Тамбов
2017 год
Урок «Число и цифра 9»
(1В класс)
Лопухова Людмила Петровна,
учитель начальных классов высшей категории
Цель:
сформировать представление о числе 9, его составе, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию в пределах 9
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с числом 9, познакомить учащихся с числом 9, научить писать цифру 9, изучить состав числа 9, закрепить навыки счета в пределах 9.
Развивающая:
Воспитательная:
Используемое оборудование и средства обучения:
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.
Мультимедийная презентация, карточки индивидуального опроса.
Тип урока:
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
Приложения:
Презентация
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика сейчас.
У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II. Устный счёт.
1. Отгадайте имя героя мультфильма, который придет к нам сегодня на урок, решив цепочку примеров. Работаем по цепочке.
5 + 2 – 4 + 3 – 4 + 6 – 4
8 – 2 – 2 + 3 – 5 + 4 – 5
Кот Леопольд.
К чему призывал Кот Леопольд? (давайте жить дружно)
Я думаю, вы сегодня будете работать дружно, как призывал Кот Леопольд, и у нас все получится.
Пока мы будем работать устно, 3 человека работают по карточкам.
(раздаю карточки)
2. Посчитаем помидоры. Сколько помидоров? (10)
Появляется числовой ряд.
Задайте вопросы классу, опираясь на числовой ряд. (Работаем с веером цифр)
3. Посчитаем, сколько сегодня человек в классе.
В обратном порядке.
4. Кто работал по карточкам, перевернули карточку, сверили ответы, оценили свою работу смайликом.
5. Математический диктант. (Записываем только ответы, записываем красиво цифры)
1) запишите число, которое на 2 больше, чем 2.
2) запишите число, которое на 1 меньше, чем 8.
3) запишите число, которое стоит между числами 5 и 7.
4) первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, найдите сумму.
5) уменьшаемое 5, вычитаемое 2, найдите разность.
6) найдите сумму 5 и 4.
- Почему возникло затруднение? (не можем записать) Проблема!
- Догадайтесь, какая тема нашего урока. (Число и цифра 9)
- Да, мы столкнулись с необходимостью изучения нового числа.
- Чему будем учиться на уроке? (узнаем, как получить число 9, будем учиться писать цифру 9, изучим состав числа)
- Проверим арифметический диктант.
Какой же ряд чисел у вас получился?
4 7 6 5 3 _
Расположите числа в порядке возрастания. 3 4 5 6 7
(Оцените смайликом)
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа в парах.
- Положите на стол 8 синих кружков, ниже положите столько же красных.
- Сделайте так, чтобы красных кружков стало на 1 больше.
- Сколько красных кружков стало? (9)
- Как получили число 9? (9 – это 8 и еще 1)
- Как это записать? (8 + 1 = 9)
- Уберите синие кружки.
2. Работа по учебнику.
С.86.
- Сколько цыплят уже вылупилось? (9)
- Как получили число 9? (9 – это 8 и еще 1)
- Какое время показывают часы?
- Как вы узнали? (9 часов, так ка большая стрелка смотрит вверх, маленькая показывает на цифру 9)
- Из каких частей состоит множество? (8 и 1)
- Сколько всего элементов во множестве? (9)
- Как получили число 9?
- Сколько элементов останется, если мы уберем часть 1? (8)
- Если уберем часть 8? (1)
IV. Письмо цифры 9.
Число 9 на письме обозначается цифрой 9.
1. - На что похожа цифра 9?
Любой рыбак Вам скажет,
Что рыболовный крючок и девятка
Ну прям как родные братья.

Сосчитай: сколько рыбок изображено на этой картинке?

Червячок свернулся
Иль большой удав.
Цифрою девяткою ненароком став.

Важный кит перевернулся.
Встал на хвост
И в самую большую цифру 9 превратился.
Цифра шесть, как обезьянка
Кувыркалась спозаранку.
Что за чудо приключилось:
Цифра девять получилась!
Две девятки и дощечка .
На санях мы мчимся к речке.

И шарик воздушный
Похож на девятку.
Когда с облаками в небе
Играет в прятки.
Похожа на дверной крючок,
На перевёрнутый замок.
- Чем интересна цифра?
Цифра 9 иль девятка – цирковая акробатка,
Если на голову встанет - цифрой 6 девятка станет.
2. Объяснение, как писать цифру 9.
Находим правый верхний угол. Немного ниже опускаемся, ставим точку. Из этой точки ведём вверх до верхней линии закругляем ведём вниз закругляем ведём к точке. От точки плавно спускаемся вниз и не доводим до нижней линии закругляем и чуть- чуть поднимаем вверх.
Цифра 9- это есть перевёрнутая 6. Наверху рисуй кружок, Вниз – дугу наискосок. Начинай писать с кружка, Да не делай уголка. У девятки нет углов: Круг, дуга и знак готов!
- Теперь попробуем в воздухе по плакату раз- и- два- и.
Найдите образец написания цифры в клетке в учебнике.
- Обведём эту цифру по кальке 3 раза.
- Давайте напишем цифру 9 целую строку, учитывая предложенную закономерность.
Подчеркните три цифры, которые можно отправить на конкурс красоты цифр.
Поставьте на полях оценку смайлик за письмо цифры 9.
3. На доске ряд чисел 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
- Какую закономерность вы видите в написании цифр? (идут сначала в порядке возрастания, потом в порядке убывания.
- Запишите.
- Как получили число 9? (8+1=9, запишите)
- Сравните его с числом 8. (8 меньше 9, запишите)
Физкультминутка
3. Работа по учебнику.
№2 – читаем вопросы, отвечаем на них.Шайкина
- Какое число стоит слева от 9? (8)
- Справа? (10)
- Многие знают, как пишется 10. Оно состоит из двух цифр-знаков.
Оно двузначное.
А число 9, получается, НЕОБЫЧНОЕ.
Оно самое большее из однозначных чисел, и все наибольшие числа будут состоять из девяток.
Например, наибольшее двузначное число-это число из 2-х девяток.
Поставьте рядом две цифры 9. Кто сможет назвать это число? А если я поставлю 3 девятки в ряд?
Какое это число? (Трехзначное, наибольшее)
Кто может назвать его? Молодцы!
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах
1 группа - разделите фигуры по форме.
2 группа – по цвету
3 группа – по размеру.
- Запишите примером.
Проверка.
Группы оценивают работу друг друга смайликом.
2. Работа в паре.
Продолжаем работу над составом числа 9.
9 кружков разделите на 2 части.
- запись на доске с комментированием.
- Как можно получить число 9? (заполнение домика)
- Зачем нам нужно знать состав числа?
4. Составьте рассказ по рисункам
Запишите решения.
5 + 4 = 9
Прочитайте пример по-разному.
9 – 2 = 7
Прочитайте пример по-разному.
VI. Самостоятельная работа – работа в группах.
Работа с тренажером на компьютерах.
1. Включили компьютер.
2. Нажали на тренажер.
3. Слева нашли число 9, нажали.
4. Задание 2, нажали.
5. Появился учет и контроль знаний, нажали.
6. Появились задания для 3 уровней. Вы выбираете 5, 7 или 10 заданий.
7. Начали работу.
- Оцените свою работу смайликом.
VII. Закрепление изученного.
1. с.87 №3 – на экране.
1) монет 4, рублей – 5 + 2 + 1 + 1 = 9
2) монет 6, рублей – 2 + 2 + 2 + 1 + 1 + 1 = 9
3) монет 3, рублей – 5 + 2 + 2 = 9
Вывод – везде 9 рублей, а монет разное количество.
2 .№4
Скопируйте фигуры.
Придумайте и нарисуйте свои варианты фигур из 9 клеток.
Оцените смайликом на полях тетради.
3. №5 – у доски с комментированием.
4. №6 – мальчики работают с голубой фишкой, а девочки с красной фишкой.
Мальчики придут в точку 9, а девочки – 3.
VIII. Рефлексия.
- С каким числом и цифрой сегодня познакомились?
-Как получить число 9?
- Заполните домик.
- Сверьте с экраном.
- Оцените свою работу смайликом.
- ЧТО связано с числом 9?
Какой праздник мы отмечаем 9-го числа?
Если бы урок проводила Татьяна Юрьевна, ваша учительница по ИЗО, она непременно рассказала бы вам об одной известной КАРТИНЕ, в названии которой есть число 9.
Это картина Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал»).
Иван Айвазовский писал морские пейзажи.
Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них —девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией.
А в русском языке есть выражение – фразеологизм
Девятый вал.
В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», «за тридевять земель».
Что значит этот фразеологизм?
СЛОВАРЬ
Девятый вал - о вершине каких-либо достижений творческой мысли или деятельности человека. Выражениепо происхождению древнерусское, возникло в результате метафоризации словосочетания с конкретным значением самой опасной девятой волны во время бури.
За тридевять земель – очень далеко.
Тридевятое царство — "иная, далекая, чужая, волшебная" земля (страна) .
А еще число 9 (как никакое другое число) можно назвать школьным.
С какого месяца начинается учебный год? (сентябрь – 9)
В каком месяце учебный год заканчивается? (в мае)
Сколько длится учебный год? (9)
ИТОГ.
Я сегодня научился …
Я рад …
Мне было …
- С помощью смайликов оцените свою работу.
Оценка.
Вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, вы все поняли.
Многое поняли, но остались вопросы, что-то пока не получилось.
Вы считаете, что было трудно на уроке.
Кот Леопольд доволен вашей работой. И я испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей. Кот Леопольд дарит свою фотографию всем на память.