СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по мтематике в 1 классе "Число и цифра 9"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок для учителей области по математике

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по мтематике в 1 классе "Число и цифра 9"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»








Урок

по математике

«Число и цифра 9»

(1В класс)

По учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука.





Подготовила:

Лопухова Людмила Петровна, учитель начальных классов высшей категории



















Тамбов

2017 год



Урок «Число и цифра 9»

(1В класс)



Лопухова Людмила Петровна,

учитель начальных классов высшей категории





Цель:

  • сформировать представление о числе 9, его составе, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию в пределах 9

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с числом 9, познакомить учащихся с числом 9, научить писать цифру 9, изучить состав числа 9, закрепить навыки счета в пределах 9.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, память, наблюдательность.

Воспитательная:

  • воспитывать дружбу, стремление прийти на помощь товарищу, формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

Используемое оборудование и средства обучения:

  • Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.

  • Мультимедийная презентация, карточки индивидуального опроса.

Тип урока:

  • открытие новых знаний.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,

  • проблемные вопросы,

  • работа над новыми понятиями,

  • творческие задания,

  • практические упражнения.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  • Учебник математики. Авторы: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. – Просвещение, 2016 год.

  • https://infourok.ru/


Приложения:

Презентация



Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика сейчас.


У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II. Устный счёт.

1. Отгадайте имя героя мультфильма, который придет к нам сегодня на урок, решив цепочку примеров. Работаем по цепочке.

5 + 2 – 4 + 3 – 4 + 6 – 4

8 – 2 – 2 + 3 – 5 + 4 – 5

Кот Леопольд.



К чему призывал Кот Леопольд? (давайте жить дружно)



Я думаю, вы сегодня будете работать дружно, как призывал Кот Леопольд, и у нас все получится.



Пока мы будем работать устно, 3 человека работают по карточкам.

(раздаю карточки)



2. Посчитаем помидоры. Сколько помидоров? (10)

Появляется числовой ряд.

Задайте вопросы классу, опираясь на числовой ряд. (Работаем с веером цифр)



3. Посчитаем, сколько сегодня человек в классе.

В обратном порядке.



4. Кто работал по карточкам, перевернули карточку, сверили ответы, оценили свою работу смайликом.



5. Математический диктант. (Записываем только ответы, записываем красиво цифры)

1) запишите число, которое на 2 больше, чем 2.

2) запишите число, которое на 1 меньше, чем 8.

3) запишите число, которое стоит между числами 5 и 7.

4) первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, найдите сумму.

5) уменьшаемое 5, вычитаемое 2, найдите разность.

6) найдите сумму 5 и 4.

- Почему возникло затруднение? (не можем записать) Проблема!

- Догадайтесь, какая тема нашего урока. (Число и цифра 9)

- Да, мы столкнулись с необходимостью изучения нового числа.

- Чему будем учиться на уроке? (узнаем, как получить число 9, будем учиться писать цифру 9, изучим состав числа)

- Проверим арифметический диктант.

Какой же ряд чисел у вас получился?

4 7 6 5 3 _

Расположите числа в порядке возрастания. 3 4 5 6 7

(Оцените смайликом)

III. Самоопределение к деятельности.

1. Работа в парах.

- Положите на стол 8 синих кружков, ниже положите столько же красных.

- Сделайте так, чтобы красных кружков стало на 1 больше.

- Сколько красных кружков стало? (9)

- Как получили число 9? (9 – это 8 и еще 1)

- Как это записать? (8 + 1 = 9)

- Уберите синие кружки.



2. Работа по учебнику.

С.86.

- Сколько цыплят уже вылупилось? (9)

- Как получили число 9? (9 – это 8 и еще 1)

- Какое время показывают часы?

- Как вы узнали? (9 часов, так ка большая стрелка смотрит вверх, маленькая показывает на цифру 9)

- Из каких частей состоит множество? (8 и 1)

- Сколько всего элементов во множестве? (9)

- Как получили число 9?

- Сколько элементов останется, если мы уберем часть 1? (8)

- Если уберем часть 8? (1)



IV. Письмо цифры 9.

Число 9 на письме обозначается цифрой 9.

1. - На что похожа цифра 9?

Любой рыбак Вам скажет, 
Что рыболовный крючок и девятка
Ну прям как родные братья.

Сосчитай: сколько рыбок изображено на этой картинке?





Червячок свернулся
Иль большой удав. 
Цифрою девяткою ненароком став. 






Важный кит перевернулся.
Встал на хвост 
И в самую большую цифру 9 превратился.



Цифра шесть, как обезьянка
Кувыркалась спозаранку. 
Что за чудо приключилось:
Цифра девять получилась!



Две девятки и дощечка .
На санях мы мчимся к речке.



И шарик воздушный
Похож на девятку.
Когда с облаками в небе
Играет в прятки.



Похожа на дверной крючок,
На перевёрнутый замок.



- Чем интересна цифра?

Цифра 9 иль девятка – цирковая акробатка,

Если на голову встанет - цифрой 6 девятка станет.



2. Объяснение, как писать цифру 9.

 Находим правый верхний угол. Немного ниже опускаемся, ставим точку. Из этой точки ведём вверх до верхней линии закругляем ведём вниз закругляем ведём к точке. От точки плавно спускаемся вниз и не доводим до нижней линии закругляем и чуть- чуть поднимаем вверх.

Цифра 9- это есть перевёрнутая 6. Наверху рисуй кружок, Вниз – дугу наискосок. Начинай писать с кружка, Да не делай уголка. У девятки нет углов: Круг, дуга и знак готов!



- Теперь попробуем в воздухе по плакату раз- и- два- и.

Найдите образец написания цифры в клетке в учебнике.

- Обведём эту цифру по кальке 3 раза.

- Давайте напишем цифру 9 целую строку, учитывая предложенную закономерность.

Подчеркните три цифры, которые можно отправить на конкурс красоты цифр.

Поставьте на полях оценку смайлик за письмо цифры 9.



3. На доске ряд чисел 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0



- Какую закономерность вы видите в написании цифр? (идут сначала в порядке возрастания, потом в порядке убывания.



- Запишите.



- Как получили число 9? (8+1=9, запишите)



- Сравните его с числом 8. (8 меньше 9, запишите)

 

Физкультминутка



3. Работа по учебнику.

№2 – читаем вопросы, отвечаем на них.Шайкина



- Какое число стоит слева от 9? (8)



- Справа? (10)



- Многие знают, как пишется 10. Оно состоит из двух цифр-знаков.

Оно двузначное.

А число 9, получается, НЕОБЫЧНОЕ.


Оно самое большее из однозначных чисел, и все наибольшие числа будут состоять из девяток.

Например, наибольшее двузначное число-это число из 2-х девяток.

Поставьте рядом две цифры 9. Кто сможет назвать это число? А если я поставлю 3 девятки в ряд?

Какое это число? (Трехзначное, наибольшее)

Кто может назвать его? Молодцы!



V. Закрепление изученного материала.



1. Работа в группах

1 группа - разделите фигуры по форме.

2 группа – по цвету

3 группа – по размеру.

- Запишите примером.



Проверка.

Группы оценивают работу друг друга смайликом.



2. Работа в паре.

Продолжаем работу над составом числа 9.



9 кружков разделите на 2 части.

- запись на доске с комментированием.

- Как можно получить число 9? (заполнение домика)

- Зачем нам нужно знать состав числа?



4. Составьте рассказ по рисункам

Запишите решения.

5 + 4 = 9

Прочитайте пример по-разному.

9 – 2 = 7

Прочитайте пример по-разному.

VI. Самостоятельная работа – работа в группах.

Работа с тренажером на компьютерах.



1. Включили компьютер.

2. Нажали на тренажер.

3. Слева нашли число 9, нажали.

4. Задание 2, нажали.

5. Появился учет и контроль знаний, нажали.

6. Появились задания для 3 уровней. Вы выбираете 5, 7 или 10 заданий.

7. Начали работу.

- Оцените свою работу смайликом.



VII. Закрепление изученного.

1. с.87 №3 – на экране.

1) монет 4, рублей – 5 + 2 + 1 + 1 = 9

2) монет 6, рублей – 2 + 2 + 2 + 1 + 1 + 1 = 9

3) монет 3, рублей – 5 + 2 + 2 = 9

Вывод – везде 9 рублей, а монет разное количество.



2 .№4

Скопируйте фигуры.

Придумайте и нарисуйте свои варианты фигур из 9 клеток.

Оцените смайликом на полях тетради.



3. №5 – у доски с комментированием.

4. №6 – мальчики работают с голубой фишкой, а девочки с красной фишкой.

Мальчики придут в точку 9, а девочки – 3.

VIII. Рефлексия.

- С каким числом и цифрой сегодня познакомились?

-Как получить число 9?

- Заполните домик.

- Сверьте с экраном.

- Оцените свою работу смайликом.

- ЧТО связано с числом 9?

Какой праздник мы отмечаем 9-го числа?

Если бы урок проводила Татьяна Юрьевна, ваша учительница по ИЗО, она непременно рассказала бы вам об одной известной КАРТИНЕ, в названии которой есть число 9.

Это картина Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал»).

Иван Айвазовский писал морские пейзажи.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них —девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией.



А в русском языке есть выражение – фразеологизм



Девятый вал.

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», «за тридевять земель».

Что значит этот фразеологизм?



СЛОВАРЬ

Девятый вал - о вершине каких-либо достижений творческой мысли или деятельности человека. Выражениепо происхождению древнерусское, возникло в результате метафоризации словосочетания с конкретным значением самой опасной девятой волны во время бури.

За тридевять земель – очень далеко. 

Тридевятое царство — "иная, далекая, чужая, волшебная" земля (страна) .



А еще число 9 (как никакое другое число) можно назвать школьным.



  • С какого месяца начинается учебный год? (сентябрь – 9)

  • В каком месяце учебный год заканчивается? (в мае)

  • Сколько длится учебный год? (9)



ИТОГ.

Я сегодня научился …

Я рад …

Мне было …

- С помощью смайликов оцените свою работу.





Оценка.

Вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, вы все поняли.

Многое поняли, но остались вопросы, что-то пока не получилось.

Вы считаете, что было трудно на уроке.



Кот Леопольд доволен вашей работой. И я испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей. Кот Леопольд дарит свою фотографию всем на память.