Ход урока.
Орг. Момент
Ребята, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка-это символ добра.
Интересная наука
О чудесном мире звуков
И нотам тянется рука,
Ведь урок наш …..(музыка)
Ребята, а кто мне скажет с музыкой какого народа мы познакомились на прошлом уроке?( русского)
А сегодня мы с вами поговорим о музыке нескольких народов.
У меня к вам такой вопрос: для чего нам нужно изучать музыку, культуру разных народов, их традиции и обычаи?
Д: -Чтобы понимать друг друга;
- правильно себя вести в разных ситуациях, в соответствии с традициями и обычаями каждого народа;
- это помогает жить в мире и согласии;
Вы правы. Теперь посмотрите на экран и попробуйте определить о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (видеоролик Танец « Дружба народов»)
-Что вы можете сказать о просмотренном видеоролике?
Было ли в нём что-нибудь необычное?
Д: - Мы увидели танец в необычном исполнении.
- Звучала музыка народов Кавказа.
- Танцоры были одеты в национальные костюмы.
А как вы думаете, о чём это говорит?
Почему люди разных национальностей танцевали вместе под одну и ту же музыку?
Д: - Это говорит о том, что они дружат между собой.
- Уважают культуру разных народов.
Музыка каких народов здесь преобладала ?
Д: музыка кавказских народов, т.е. карачаевская, абазинская, ногайская, черкесская и русская.
Правильно, а теперь попробуйте определить тему сегодняшнего нашего урока.
Д: МУЗЫКА НАРОДОВ КАВКАЗА.
Давайте попробуем определить цель нашего урока, для чего мы изучаем музыку разных народов, разных стран?
Д: Чтобы мы могли узнать их характерные черты и национальные особенности.
Вы совершенно правы. И тема нашего сегодняшнего урока, звучит так: «МУЗЫКА НАРОДОВ КАВКАЗА».
Сегодня мы поговорим и том, как музыка может объединить наши народы, проживающие в КЧР.
Какие средства используют художники?
Поэты и писатели в создании своих произведений.
Мы с вами постараемся быть в трёх лицах:
Человек должен уметь быть зрителем, слушателем, но и особенно творцом.
Поднимите руки, кто хотел бы сам стать творцом-композитором?
Чтоб им стать мы будем учиться у поэтов, композиторов и художников, которые черпают истоки творчества в любви к своей Родине и к своему народу.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру: « Угадай мелодию»
Звучит 1 мелодия:- МАРШ
Что такое марш?
Д: марш – это музыка под которую можно маршировать.
Звучит 2 мелодия: - ВАЛЬС
Что такое вальс?
Вальс – это бальный танец, который исполняется под музыку с тактом ¾.
Звучит 3 мелодия: - ПЕСНЯ
Что такое песня?
Песня – это музыка, под которую можно петь .
А вы узнали что эта за песня?
Это песня Карачаево-Черкессия моя!, которую написал Ас лан Дауров .
Композитор, педагог, дирижёр, публицист, фольклорист, музыкально – общественный деятель.
Аслан Дауров родился 24 июля в 1940 году в ауле Хабез, Карачаево-Черкессии. Он окончил Московскую Консерваторию. Аслана Даурова принимают в члены союза композиторов РСФСР. Удивительная деталь, почти всё что им написано в консерватории(вокальные, инструментальные, сочинения) было исполнено.
После окончания консерватории Дауров возвращается в родной край и становится директором музыкального училища в г. Черкесске. За большой вклад в многонациональную культуру А. Даурову присвоены почётные звания «Заслуженный деятель искусств РФ», «Народный артист КБР», «Заслуженный деятель искусств Абхазии».
Давайте прослушаем его песню, которую он посвятил своему народу и своей Родине.
Слушание….
Какой характер у этой песни?
Д: -мягкий,
- спокойный,
-нежный,
-нужно петь его с любовью.
А какие народы проживают в нашей республики?
Д: абазины, черкесы, карачаевцы, русские, ногайцы.
Да, все эти народы проживают вместе уже много-много лет в дружбе и согласии.
Стих о дружбе.
По одной тропинке узкой
Шли мы сквозь дремучий лес
Карачаевец и русский,
Абазинец и черкес,
Рядом с нами шёл ногаец,
Наш меньшой, наш пятый брат.
Вместе шли изнемогая,
В вечных поисках добра.
Кюн ашхъы болсун!(карачаевец)
Фи махуэ ф1ыуэ!(черкес)
Мыш бзи!(абазинский)
Здравствуйте! (русский)
Салам!
Как много света и тепла
Вместилось в кратком слове этом.
В нём щедрость русского стола
Вершины гор в руках рассвета.
В этом слове мудрость и привет,
Его твердят отцы и дети.
Оно в себя вобрало свет
Ушедших вдаль тысячелетий.
Мы гостя с дальней стороны
Одарим их как брата.
Лишь только зорька по горам
Протянет первый луч рассвета,
я говорю тебе, салам!
А также эта мелодия звучит, когда мы слышим гимн нашей нашей Республики.
Гимн Карачаево-Черкесской Республики один из государственных символов Карачаево-Черкессии.
Гимн установлен законом КЧР от 9 апреля 1998года.
А как исполняют гимн?
Д: торжественно. Стоя.
А вы знаете слова гимна?
Давайте встанем и дружно, торжественно исполним гимн Карачаево-Черкесской Республики.
А что еще относится к символам республики?
Герб и флаг.
А что изображено на гербе?
Герб Карачаево-Черкессии имеет круглую геральдическую форму.
Фон желтый, символизирует солнечную Карачаево-Черкессию.
В центре композиции стилизированный силуэт Эльбруса, который означает вечность, силу и величие.
Он наложен на синий круг, символизирующий вечное небо и синие воды.
С двух сторон ветки и цветы рододендрона, одного из самых специфических высокогорных растений Карачаево-Черкессии.
Эти цветы символ мира, здоровья, чистоты.
Внизу герба дата1922год.
Это год образования автономии Карачаево-Черкессии.
Год вписан в форму, напоминающую чашу, которая символизирует гостеприимство .
Вверху в малом круге, вписаны две буквы РФ. – Российская Федерация.
А кто мне сможет рассказать о флаге?
Д: - голубая полоса символизирует светлые побуждения, мир и спокойствие.
Зеленая- символизирует природу, ее богатство и плодородие.
Красный- символизирует мужество и национальную близость.
У вас на столах лежат полоски такие же как и на флаге нашей республики. Давайте каждый сделает флаг.
Рефлексия.
А сейчас у вас на столах лежат ноты трех цветов,. Если вам понравился урок, вы возьмите золотую нотку и повесьте на нотный стан. Если вам было интересно, но не всегда – тогда зеленую нотку повесьте. А если вам было скучно- тогда повесьте красную нотку.
Итог урока .
Что нового узнали ?
Кому что было интересно?
Какое задание понравилось больше всего и почему?
Что показалось трудным?
Как искусство может объединять народы?
Д: через музыку, живопись и культуру народов.
Вы проявили большой интерес к нашему уроку. Благодарю за прекрасную исследовательскую деятельность и активность на уроке.