СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по музыке: "Музыка народов Кавказа"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего нужно изучать музыку , культуру разных народов, их традиции и обычаи. Чтобы понимать друг друга, правильно вести себя  в разных ситуациях, в соответствии с традициями и обычаями  каждого урока.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыке: "Музыка народов Кавказа"»

Ход урока.

  1. Орг. Момент

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка-это символ добра.

Интересная наука

О чудесном мире звуков

И нотам тянется рука,

Ведь урок наш …..(музыка)

Ребята, а кто мне скажет с музыкой какого народа мы познакомились на прошлом уроке?( русского)

А сегодня мы с вами поговорим о музыке нескольких народов.

У меня к вам такой вопрос: для чего нам нужно изучать музыку, культуру разных народов, их традиции и обычаи?

Д: -Чтобы понимать друг друга;

- правильно себя вести в разных ситуациях, в соответствии с традициями и обычаями каждого народа;

- это помогает жить в мире и согласии;

Вы правы. Теперь посмотрите на экран и попробуйте определить о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (видеоролик Танец « Дружба народов»)

-Что вы можете сказать о просмотренном видеоролике?

Было ли в нём что-нибудь необычное?

Д: - Мы увидели танец в необычном исполнении.

- Звучала музыка народов Кавказа.

- Танцоры были одеты в национальные костюмы.

А как вы думаете, о чём это говорит?

Почему люди разных национальностей танцевали вместе под одну и ту же музыку?

Д: - Это говорит о том, что они дружат между собой.

- Уважают культуру разных народов.

Музыка каких народов здесь преобладала ?

Д: музыка кавказских народов, т.е. карачаевская, абазинская, ногайская, черкесская и русская.


Правильно, а теперь попробуйте определить тему сегодняшнего нашего урока.

Д: МУЗЫКА НАРОДОВ КАВКАЗА.

Давайте попробуем определить цель нашего урока, для чего мы изучаем музыку разных народов, разных стран?

Д: Чтобы мы могли узнать их характерные черты и национальные особенности.

Вы совершенно правы. И тема нашего сегодняшнего урока, звучит так: «МУЗЫКА НАРОДОВ КАВКАЗА».

Сегодня мы поговорим и том, как музыка может объединить наши народы, проживающие в КЧР.

Какие средства используют художники?

Поэты и писатели в создании своих произведений.

Мы с вами постараемся быть в трёх лицах:

Человек должен уметь быть зрителем, слушателем, но и особенно творцом.

Поднимите руки, кто хотел бы сам стать творцом-композитором?

Чтоб им стать мы будем учиться у поэтов, композиторов и художников, которые черпают истоки творчества в любви к своей Родине и к своему народу.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру: « Угадай мелодию»

Звучит 1 мелодия:- МАРШ

Что такое марш?

Д: марш – это музыка под которую можно маршировать.

Звучит 2 мелодия: - ВАЛЬС

Что такое вальс?

Вальс – это бальный танец, который исполняется под музыку с тактом ¾.

Звучит 3 мелодия: - ПЕСНЯ

Что такое песня?

Песня – это музыка, под которую можно петь .

А вы узнали что эта за песня?

Это песня Карачаево-Черкессия моя!, которую написал Ас лан Дауров .

Композитор, педагог, дирижёр, публицист, фольклорист, музыкально – общественный деятель.

Аслан Дауров родился 24 июля в 1940 году в ауле Хабез, Карачаево-Черкессии. Он окончил Московскую Консерваторию. Аслана Даурова принимают в члены союза композиторов РСФСР. Удивительная деталь, почти всё что им написано в консерватории(вокальные, инструментальные, сочинения) было исполнено.

После окончания консерватории Дауров возвращается в родной край и становится директором музыкального училища в г. Черкесске. За большой вклад в многонациональную культуру А. Даурову присвоены почётные звания «Заслуженный деятель искусств РФ», «Народный артист КБР», «Заслуженный деятель искусств Абхазии».

Давайте прослушаем его песню, которую он посвятил своему народу и своей Родине.

Слушание….

Какой характер у этой песни?

Д: -мягкий,

- спокойный,

-нежный,

-нужно петь его с любовью.

А какие народы проживают в нашей республики?

Д: абазины, черкесы, карачаевцы, русские, ногайцы.

Да, все эти народы проживают вместе уже много-много лет в дружбе и согласии.

Стих о дружбе.

По одной тропинке узкой

Шли мы сквозь дремучий лес

Карачаевец и русский,

Абазинец и черкес,

Рядом с нами шёл ногаец,

Наш меньшой, наш пятый брат.

Вместе шли изнемогая,

В вечных поисках добра.

Кюн ашхъы болсун!(карачаевец)

Фи махуэ ф1ыуэ!(черкес)

Мыш бзи!(абазинский)

Здравствуйте! (русский)

Салам!

Как много света и тепла

Вместилось в кратком слове этом.

В нём щедрость русского стола

Вершины гор в руках рассвета.

В этом слове мудрость и привет,

Его твердят отцы и дети.

Оно в себя вобрало свет

Ушедших вдаль тысячелетий.

Мы гостя с дальней стороны

Одарим их как брата.

Лишь только зорька по горам

Протянет первый луч рассвета,

я говорю тебе, салам!

А также эта мелодия звучит, когда мы слышим гимн нашей нашей Республики.

Гимн Карачаево-Черкесской Республики один из государственных символов Карачаево-Черкессии.

Гимн установлен законом КЧР от 9 апреля 1998года.

А как исполняют гимн?

Д: торжественно. Стоя.

А вы знаете слова гимна?

Давайте встанем и дружно, торжественно исполним гимн Карачаево-Черкесской Республики.

А что еще относится к символам республики?

Герб и флаг.

А что изображено на гербе?

Герб Карачаево-Черкессии имеет круглую геральдическую форму.

Фон желтый, символизирует солнечную Карачаево-Черкессию.

В центре композиции стилизированный силуэт Эльбруса, который означает вечность, силу и величие.

Он наложен на синий круг, символизирующий вечное небо и синие воды.

С двух сторон ветки и цветы рододендрона, одного из самых специфических высокогорных растений Карачаево-Черкессии.

Эти цветы символ мира, здоровья, чистоты.

Внизу герба дата1922год.

Это год образования автономии Карачаево-Черкессии.

Год вписан в форму, напоминающую чашу, которая символизирует гостеприимство .

Вверху в малом круге, вписаны две буквы РФ. – Российская Федерация.

А кто мне сможет рассказать о флаге?

Д: - голубая полоса символизирует светлые побуждения, мир и спокойствие.

Зеленая- символизирует природу, ее богатство и плодородие.

Красный- символизирует мужество и национальную близость.

У вас на столах лежат полоски такие же как и на флаге нашей республики. Давайте каждый сделает флаг.

Рефлексия.

А сейчас у вас на столах лежат ноты трех цветов,. Если вам понравился урок, вы возьмите золотую нотку и повесьте на нотный стан. Если вам было интересно, но не всегда – тогда зеленую нотку повесьте. А если вам было скучно- тогда повесьте красную нотку.

Итог урока .

Что нового узнали ?

Кому что было интересно?

Какое задание понравилось больше всего и почему?

Что показалось трудным?

Как искусство может объединять народы?

Д: через музыку, живопись и культуру народов.

Вы проявили большой интерес к нашему уроку. Благодарю за прекрасную исследовательскую деятельность и активность на уроке.